Купить PDF-версию
10:38 | 23 апреля, Вт
Махачкала
X
11:18 24.10.2017

Исконно наше на смену псевдокультуре

Почему дагестанская эстрада, скатившаяся до примитивизма, навязывает слушателю непонятный «винегрет» мелодий и песен без смысла, а народная песня для современных массмедиа оказалась «вне формата»? Есть ли этому логическое объяснение?

Эксперты Общественного совета при Министерстве культуры Дагестана под председательством заместителя генерального директора ГТРК «Дагестан» Салама Хавчаева попытались ответить на этот и другие актуальные вопросы.

Кандидат искусствоведения, заведующая отделом истории искусств ИЯЛИ им. Г. Цадасы ДНЦ РАН Эльмира Абдуллаева, рассказывая об исторических этапах развития дагестанского песенного искусства, известных композиторах республики, работавших в этом жанре, о роли дагестанского радио и телевидения в деле популяризации талантливых исполнителей, становлении профессионального эстрадного исполнительства в Дагестане, помимо непосредственно исторического экскурса, провела сравнительный анализ дагестанской песенной культуры прошлых лет и сегодняшнего ее состояния, обозначив при этом ряд проблем.

В частности, по мнению эксперта, наиболее злободневным видится вопрос о сценическом воспроизводстве псевдофольклорных, псевдонародных песен. К сожалению, сегодня в условиях универсальной глобализации мы наблюдаем негативные тенденции в развитии дагестанской музыкальной культуры, в том числе и забвение народной песни, вытеснение ее так называемой попсой. Сейчас, чтобы продвинуть свою песню, надо заплатить, поэтому эфир заполнен бесталанными певцами. Качество самих песен никого не интересует, лишь бы они подходили под формат. Причем никто не знает, что это за формат: у эстрадных музыкантов нет теоретической и исторической базы для правильных, адекватных оценок музыкальных явлений. С появлением средств записи и массового распространения музыки назрела необходимость ее продавать, а значит, и производить музыку, понятную массовому обывателю. Музыка, которую способны оценить единицы, никому не выгодна. Именно из-за общего низкого уровня образованности и вкусов среднестатистического потребителя музыкального продукта проистекает причина деградации. Вот какие пути решения проблем предложила искусствовед.

Образование в дагестанских музыкальных учреждениях необходимо строить с учетом национальной культуры; певцы должны получать профессиональное музыкальное образование; учащимся нужно посещать филармонические концерты, в программе которых звучит музыка дагестанских композиторов в исполнении камерного оркестра и других исполнителей; надо объявлять конкурсы в память о дагестанских певцах – золотом фонде народного и профессионального искусства.

Ну и, конечно же, по возможности отслеживать качество музыки и текстов песен, привлекать профессиональных композиторов и поэтов, резюмировала Абдуллаева.
Председатель правления Союза писателей Дагестана Магомед Ахмедов отмечает:

— Чтобы песня стала поистине любимой народом, важно сочетание таких составляющих, как хороший поэтический текст, талант композитора и, конечно, талантливое исполнительство песни на сцене. Эта формула не раз себя оправдывала. Яркий тому пример песня «Журавли» на стихи Расула Гамзатова. Что же мы видим на нашей сцене сегодня? Засилье непрофессионализма, бесталанщины… Каждый день нам представляют с экрана нового народного артиста Дагестана, неизвестно откуда взявшегося. О чем они поют? Пустые песни под непонятные мелодии. В итоге дагестанцам навязываются псевдокультура, мелодии, мотивы, ничего общего не имеющие с нашим фольклором, исконно дагестанскими песенными традициями. Мы теряем самих себя.

Ахмедов также предложил свое видение решения проблемы – возобновить работу художественного совета, существовавшего в советское время при Министерстве культуры. Этот совет, по его словам, был тем самым барьером, который не давал всякого рода халтуре попасть на сцену, именно он и сдерживал все низкосортное.

— В сложившихся сегодня реалиях такого рода худсоветы просто необходимы, — уверен он.

Члены Общественного совета поддержали высказанные докладчиками мысли и рекомендации, они будут учтены при дальнейшей работе.

Похожие

Несравненные Муи, Бурлият, Марьям, Рагимат…

69
Поводом для этих заметок стала эмоциональная беседа пожилого человека в маршрутке с ее водителем. Пассажир...

Мечта Хиринду сбылась

358
Самобытная певица, концертмейстер, преподаватель Хиринду-Сафи Султанова (на снимке) прошла...

Статьи из «Культура»

Лермонтов и Темир-Хан-Шура

1
В 1814 году родился один из выдающихся поэтов России Михаил Лермонтов. Почти половину своей...

Яркая звезда по имени Фазу

19
Имя Фазу Алиевой золотыми буквами вписано в историю классической советской литературы. Она...

Театральный мост перекинут

103
Артисты Салаватского государственного башкирского драматического театра прибыли в...

Музыка Баха даёт надежду

4
На этой неделе в Махачкале­ стартовал XVII Между­народный музыкальный­ фестиваль...

Иван Хлестаков из Махачкалы

43
Роль Хлестакова по пьесе «Ревизор» Н. Гоголя в Русском театре имени Горького в Махачкале...

Хранитель памяти

14
Работая в Центральном государственном архиве республики и собирая материал для...

Яран-Сувар на берегах Невы

8
В историческом парке «Россия – моя история» прошёл праздник, посвященный наступлению весны...

Мой маленький Дагестан…

42
Живописные и графические работы, портреты горцев и виды аулов, национальные наряды и...

Черкеска: красиво и удобно

24
Откуда появилась черкеска? Версий очень много. Одна из них гласит, что ее прототипом являлся...

Веселая постановка с глубоким смыслом

9
В конце марта в Дагестан прибыли более 500 детей из...