Купить PDF-версию
13:18 | 19 апреля, Пт
Махачкала
X

Как уберечь свадьбу от сглаза

Свадебные обряды имеют длинную историю. Традиции и рецепты от прабабушек, как выходить замуж счастливо и навсегда, собрала в научных командировках этнограф, старший научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН, кандидат исторических наук Майсарат Мусаева.

Традиции, что бережно хранили наши предки, способствовали развитию рода. Главным признаком семейного благополучия считалась именно многодетность. Не случайно говорят: «Аллах дал детей, на детей он тоже даст». Самое распространённое в букете пожеланий было родить семерых сыновей и одну дочь.

У аварцев из селения Дусрах Чародинского района, как и у других народов Нагорного Дагестана, в последний четверг перед свадьбой родственницы жениха собирались в доме невесты и демонстрировали подарки. Все дары складывали на мужской черкеске, расстеленной на полу, при этом громко желали, чтобы в этом союзе родилось много детей и не переводились мужчины.

Надо сказать, каким-то образом обряды срабатывали и до сих пор имеют место быть. Например, перед брачной ночью клали под матрац у изголовья невесты кинжал или мужскую папаху, куклу. Когда в аварской семье рождался мальчик, на всю округу гремели оружейные выстрелы. Они должны были отпугнуть злых духов от колыбели младенца.

Большинство обрядов должны уберечь молодых от дурного сглаза, проделок шайтана, обеспечить большую счастливую семью.

Церемония приношения даров невесте на подносе уходит в глубь веков. Носили не только подносы с ореховой халвой, но и с вареными курами и яйцами, что тоже символизировало плодовитость. Даже то, что невесту встречали медом, кроме пожелания сладкой жизни, означало, что женщина должна стать такой же продуктивной, как пчела.

– Лакская невеста, прежде чем покинуть отцовский дом, выносила два чурека. Один оставляла за воротами, другой несла в дом мужа. Вместе с хлебом она приносила и воду. У даргинцев с. Гуладты невесту сажали на мешок муки. И у даргинцев, и у лакцев под ноги невесте при входе в дом жениха стелили овечью шкуру и кидали мелкие монеты – шкура символизировала изобилие, а металл служил оберегом, который, по представлениям горцев, должен обеспечить счастье новой семье, – рассказывает ученый. – Горцы верили в магическую силу металла, в его способность отгонять злых духов. Поэтому традиция нашивать подвески на наряды уходит в глубь веков. Особенно щедро украшали серебром свадебные костюмы в селении Ругуджа – навешивали около 6 килограммов драгоценного металла. Невесте из селения Муги Акушинского района мать жениха выливала на голову ковш теплого топленого масла. По народным представлениям, это обеспечивало безбедную жизнь.

– Допустим, все эти обряды не сработали, и что тогда? Наверняка у наших предков были приемы и на самый крайний случай?

– Если женщина не могла родить, то с ней разводились или брали вторую жену. Мужчины категорически отказывались искать причины в себе, поэтому большинство лечебных приемов предназначалось для женщин. Хотя среди аварцев селений Урма, Унцукуль, Ругуджа, Шангода, Шитлиб бытовало мнение, что мужчине надо лечить спину. Единственное, на что соглашались мужчины, – обновить «магьар». Если детей не было больше года, обращались к религиозным служителям – сельский мулла писал молитву. Сложенный в треугольник и завернутый в яркую ткань талисман женщина носила под сердцем.

– А правда, что в некоторых кумыкских селениях невесту ждали не мед с маслом, как обычно, а сито с корытом?

– Да, причем их торжественно вручала счастливая свекровь. Невесте запрещалось выходить на улицу до проведения обряда «сувгъачыгъыв» (хождение за водой). К этому событию она готовилась серьезно: вышивала платочки, кисеты, готовила халву. За водой ходила с подругами, по пути раздавали угощения. И только после этого молодой жене можно было ходить в гости вместе с мужем.

– Считается, что своим поведением во время беременности мать влияет на судьбу и характер ребенка. Чего раньше нельзя было делать?

– Нельзя пристально смотреть на что-то – ребенок родится косоглазым и угрюмым; нельзя сидеть в углу комнаты – будет иметь плохой характер; выльешь воду через порог – ребенок будет долго мочиться в постель; будешь вязать – пуповина обмотается вокруг шеи; неряшливость приведет к тому, что ребенок всегда будет сопливым и вшивым.

Большинство обрядов было связано не только с предписаниями адатов, но и с неким магическим смыслом – уберечь молодых от порчи и дурного глаза, проделок шайтанов. В общем многие церемонии, сопровождающие торжество, были призваны обеспечить долгую счастливую семейную жизнь и много детей.

Похожие

Бык «перебросил» земной шар и…

50
Народные гуляния, песни, пляски, сценические постановки,...

Банный день 500 лет назад

61
Рассказывают, что раньше практически возле каждой мечети в Дербенте были хамамы, так как без...

Ночь весны

57
Когда на горе Хадар начнут таять снега, значит, наступила весна. И в Тпиге будут готовиться к...

И весна будет щедрой на всходы

22
Со стародавних времен у народов Дагестана вместе с...

Праздник из глубины веков

161
В Год культурного наследия народов России, объявленный Президентом страны В. Путиным, важно...

Бабка меня не посолила, или Как заговорить на счастье

130
В селении Атланаул праздник: в...

Кувшин всё расскажет

1899
– Идите, идите, мои красавицы, за холодной родниковой водой, пусть с каждым глотком ваша...

Народная педагогика здоровья

25
Здоровый образ жизни – насущная и естественная потребность каждого народа и неотъемлемая...

Таинственная ладонь

246
Если бы люди в прошлом не верили в силу каких-то предметов, не наделяли их...

Мёд горской жизни

251
Каждое село Дагестана уникально как своим месторасположением, так и укладом жизни его...

Встретимся у родника

382
«Говорят, вот в том разрушенном ауле было двенадцать целебных родников. Родник от болезни...

Статьи из «Народные мотивы»