Как выходили замуж бахIарай, гилинка, цIикури…
Это сейчас жених и невеста сидят вместе за свадебным столом до конца пиршества. А в старину по горскому этикету жених не имел права находиться на собственной свадьбе. Ныне многие из свадебных обрядов растеряны. А были ведь у каждого народа свои неповторимые традиции. Верили, что, если все сделать, как завещала прабабка, молодая семья встретит старость в окружении многочисленных внуков и правнуков.
Например, когда моя даргинская подруга выходила замуж, первым в новом доме ее встретил отец жениха. Ее угощали медом и щедро обсыпали сладостями.
Будь это лезгинская свадьба, то началась бы она с трех музыкантов в доме жениха. Вынесли бы традиционные дары: три платка, три пары носков, три хлебные лепешки. Невесте при входе в новый дом следовало наступить правой ногой на ложку с маслом. После чего ее сажали на сундук с приданым.
И у даргинцев, и у лакцев под ноги невесте при входе в дом жениха стелили овечью шкуру и кидали монеты. Шкура символизировала изобилие, а металл служил оберегом и должен был, по представлениям предков, обеспечить счастье новой семье и много детишек.
Горцы верили в магическую силу металла, в его способность отгонять злых духов. Поэтому традиция нашивать подвески на наряды уходит в древность. Свадебные костюмы особенно щедро украшали серебром ругуджинки: навешивали около шести килограммов драгоценного металла.
В некоторых кумыкских селениях при вступлении в брак невесту ждали не мед с маслом, как обычно, а сито с корытом, которые торжественно вручала счастливая свекровь. Невесте запрещалось выходить на улицу до проведения обряда «сувгъачыгъыв» (хождение за водой). К этому событию она готовилась серьезно: вышивала платочки, кисеты, готовила халву. За водой молодая гилинка ходила с подругами. Девушки по пути раздавали угощения. И только после этого молодой жене можно было ходить в гости вместе с мужем.
Когда в аварской семье рождался мальчик, на всю округу гремели оружейные выстрелы. Они должны были отпугнуть злых духов от колыбели младенца.
В традиционном мировоззрении народов Нагорного Дагестана (аварцев, даргинцев, лакцев) три события наиболее сакрализованы: рождение, вступление в брак и смерть. Важнейшей семейной и социальной обязанностью человека было и есть продолжение жизни, создание семьи. В силу важности этого момента церемония бракосочетания сопровождается различными обрядами. В свадебные мероприятия практически всех народов Дагестана помимо танцев и песен входили также различные игры и состязания (скачки, стрельба из лука в цель, перетягивание козлиных шкур).
В свадебном «поезде» было обязательным присутствие женщин, несущих подносы с ореховой халвой, вареными курами и яйцами, с красочными деревцами – всем тем, что символизировало плодовитость. Даже то, что невесту встречали медом, кроме пожелания сладкой жизни и теплых взаимоотношений с родней мужа, подразумевало и передачу репродуктивных способностей пчелы.
У многих народов невесте на колени сажали ребенка, чаще мальчика, возможно из-за представлений, что какого пола ребенок встретит невесту, такого пола и будет первенец. В Унцукульском районе в такой свадебной церемонии чаще участвовали девочки. Считалось, что они олицетворяют способность к деторождению.
Лакская невеста брала с собой из родительского дома два чурека, один из которых оставляла за воротами родительского дома, а другой несла в дом мужа. Вместе с хлебом она приносила и воду. У даргинцев с. Гуладты невесту сажали на мешок муки, а из селения Муги мать жениха, встречая невесту, выливала ей на голову ковш теплого топленого масла, медленно стекавшего по одежде невесты. По народным представлениям, это обеспечивало зажиточную и долгую совместную жизнь.
Большинство обрядов были связаны не только с предписаниями адатов, но и с неким магическим смыслом – уберечь молодых от порчи и дурного глаза, проделок шайтанов. В общем, многие церемонии, сопровождающие торжество, призваны обеспечить долгую счастливую семейную жизнь и много детей.