Кто говорит, что театр – харам?
- Помню, раньше наши актёры, взяв походные койки на всякий случай, несколько буханок хлеба и немножко сахара для чая, в грузовике ездили по самым отдалённым аулам Дагестана. В день давали по два, а иногда и по три представления. Нас встречали как самых дорогих гостей. Походные койки очень редко находили применение – каждый сельский житель считал за честь принять у себя актёров. За несколько месяцев таких гастролей набиралось 200-250 постановок. Это немыслимая для сегодняшнего дня цифра, но так было.
Этими ностальгическими воспоминаниями делится художественный руководитель Аварского театра Хайбула Абдулгапуров. С течением времени многое поменялось. Его родной театр, как, впрочем, и остальные наши храмы искусства, не охватывает и трети той гастрольной широты, что была раньше. С чем это связано? Причин несколько.
– Одна из проблем – отсутствие нормальных дорог, – говорит, в частности, директор Лакского театра Магомед Гусейнов. – До ряда населенных пунктов очень сложно добираться, и если сами горцы приноровились к таким дорогам, то мы, горожане, не имея опыта езды в столь экстремальных условиях, опасаемся отправляться в труднодоступные аулы. Но даже это нас не остановило бы, знай мы, что наш труд будет востребован. Ведь добирались же как-то в советское время, и ничего. Люди другие сейчас, а главы администраций на местах в большинстве своем пассивны, и нам кажется – им это все не нужно. В такие районы выезжать бессмысленно, потому что ни должного внимания к постановке не будет, ни уважительного отношения к актерам. Еще одна причина – отсутствие в муниципалитетах соответствующих площадок. Дома культуры, что были построены раньше, либо разрушены, либо в запустении. Центры культуры зачастую находятся в удручающем состоянии.
Театральные деятели отмечают, что сокращению географии гастролей в немалой степени способствовало и то, что начиная с середины 90-х годов в Дагестане стали активно строиться мечети, открываться медресе. Казалось бы, что здесь плохого? Однако, по мнению деятелей культуры и искусства, религия оказала сильное влияние на людей и заслонила собой светскую культуру, людям стало не до театров. И ладно, если бы им просто не было до этого никакого дела, но имели место случаи, когда население переходило к открытым угрозам, запрещая артистам приезжать, считая их выступления харамом. В такой ситуации руководители театров были вынуждены исключить даже некогда самые посещаемые районы из плана гастрольных поездок.
– А иначе мы подвергли бы опасности своих актеров, что категорически не можем себе позволить, – говорит художественный руководитель Даргинского театра Мустафа Ибрагимов. – Бывало такое, что наш автобус забрасывали камнями, требуя немедленно уехать. И мы уезжали. Часто, зная, что мы собираемся приехать, главы сел рекомендовали не делать этого. По сей день нам закрыта дорога во многие села Акушинского района, например, Аметеркмахи, Тебекмахи. Тяжело выстраивать гастроли в Левашинском районе (Куппа, Хаджалмахи, Арши, Какамахи, Уллуая, Наскент, Эбдалая, Цудахар). И ничего я с этим поделать не могу, хотя на протяжении многих лет и поднимаю эту проблему. И главы районов, руководители вышеназванных сел тоже бессильны противостоять религиозному туману в сознании своих земляков. На мой взгляд, пока не будет комплексного подхода к решению этой проблемы со стороны руководителей на местах с привлечением служителей местных мечетей, вопрос так и останется открытым.
Магомед Гусейнов солидарен со своим коллегой. Он отмечает, что в тех муниципалитетах, где главы четко обозначили свою принципиальную позицию, религиозные служители не препятствуют работе артистов, и все идет своим чередом.
– Сегодня, к счастью, в тех районах, где гастролирует наш театр (Лакский, Кулинский и Новолакский), стало намного легче работать, – признается директор. – Духовенство не препятствует работе. Но еще несколько лет назад, помню, к нам подходили главы некоторых сел и просили не гастролировать. «Нас не поймут. Лучше вам уехать», – сказал нам в 2015 году, в частности, глава села Новокули. При этом было видно, что ему неловко нам это говорить, но он вынужден был так поступить. Несмотря на неприятие, мы все же выступили. Не уезжать же, когда почти установили аппаратуру, собрали декорации, да и зрители собрались. Тьфу-тьфу, в последнее время таких инцидентов, как я уже говорил, не случалось.
Коллектив Кумыкского театра также не раз сталкивался с этой проблемой в ряде районов.
– Еще несколько лет назад мы встречали препятствия в селах Буйнакского и Карабудахкентского районов. Сегодня, благо, там ситуация нормализовалась, и мы беспрепятственно выступаем со своими постановками. В последние годы действительно наметилась положительная тенденция – люди потихоньку тянутся к театральному искусству. Есть, правда, и некоторые тревожные звоночки, которые мы, конечно, обсуждаем на наших планерках. Вот недавно, к примеру, когда наша труппа приехала в село Казмааул Хасавюртовского района, мальчик из толпы громко сказал, обращаясь к своим сверстникам: «Вот смотрите, шайтаны приехали». Это показательно. Значит, в окружении этого мальчика царят такие мысли, что театр надо порицать, как и все остальное, что составляет светскую культуру.
Мы подобные инциденты не оставляем без внимания, и в последующем руководство театра вместе с руководством конкретного села, районной администрации обсуждает проблему. Благодаря такому подходу удается сглаживать многие острые моменты и решать общие задачи, – поделился специалист по СМИ и общественным связям Кумыкского театра Шайхмагомед Хартышев.
Как видим, наши театры относительно свободно гастролируют по республике, расширяя географию поездок, но в то же время отдельные населенные пункты по-прежнему закрыты для них. Почему такое происходит? Неужели ислам категорически не приемлет культуру и искусство? Почему проповеди некоторых сельских имамов закрывают театралам дорогу в села? Эти и другие вопросы мы направили в муфтият республики.
«Исламу вовсе не чужда культура театра как проявление духовности, просвещенности, и во всех монотеистических религиях, в том числе и в исламе, понятия целомудрия и морали неразрывны. Ислам не запрещает показ театральных постановок, если в них нет сцен тактильного характера между разными полами, распития алкогольных напитков и пропаганды аморального образа жизни, унижающих достоинство людей по половым или другим признакам. Соответственно приветствуются такие постановки, которые пропагандируют патриотизм, любовь к Родине, уважение к родителям, сострадание к ближнему, а также укрепляющие культуру и хорошие нравы наших народов. Российская Федерация по конституции является светским государством. Посещение тех или иных культурных мероприятий является правом каждого человека. Муфтият РД не вмешивается в культурные программы различных министерств и ведомств и никогда не призывал и не призывает имамов вести какую-либо пропагандистскую работу в этом направлении.
Но хотелось бы, чтобы в постановках учитывалось многообразие культур всех народностей республики и соблюдение дифференцированного и уважительного подхода к их особенностям и традициям. Предлагаем вносить в театральные постановки сцены, соответствующие нравам сельской местности. Думаем, что это повысит мотивацию горцев посещать подобные представления, а артистам даст стимул возвращаться в эти селения с обновленной, соответствующей нравам горцев программой. Мы благодарны вам за обращение и призываем вас применять смысл слова «умеренность» не только по отношению к людям, чтущим традиции предков, но также и режиссуре театральных программ», – говорится в ответе на наш официальный запрос.
Позиция главного духовного центра нашей республики понятна. Религия, образование и культура неотделимы, они должны совместно воздействовать на мировоззрение людей и пропагандировать высокие духовные, нравственные ценности. Так, может, пора прекратить противопоставление их друг другу? Иначе дорога к вершине цивилизации выглядит как в тезисе В.И.Ленина: «Шаг вперед – два назад».