Купить PDF-версию
22:10 | 19 апреля, Пт
Махачкала
X
14:38 01.06.2011

Кто он, Умма-Хан Великий?

Нередко историческая хроника, посвященная военной тематике, может помочь художнику воссоздать на своих полотнах сцены прошлого. К числу таких картин относится художественное произведение «Выезд Умма-Хана Великого из Хунзаха», автором которого является заслуженный художник РФ Магомед Шабанов.

Эта работа выставлена в вестибюле первого этажа Дагестанского государственного объединенного музея им.Тахо-Годи, которая сразу же привлекает внимание его многочисленных посетителей. Но короткое название этой картины и такая же аннотация к ней (Аварское ханство, конец XVIII века) не дают посетителю музея ясного представления о времени, когда это историческое событие произошло, кто такой Умма-Хан Великий, наконец, понять, чему эта церемония посвящалась. Какие же события в основе сюжета этого полотна замечательного мастера кисти Магомеда Шабанова?

В начале XIX в. Аварское ханство было крупным и влиятельным владением, державшим в зависимости ряд аварских союзов сельских обществ. В Аварском ханстве не было единой системы административного деления. Здесь наряду с бекствами встречались и так называемые военные округа, которые по требованию хана выставляли воинов на собственное довольствие. В соответствии с этим определялось и местное управление. Во главе владения стояли наследственные ханы. Все вопросы внутреннего и внешнего управления решались ими. От правящей верхушки хунзахских ханов после коварного убийства в Шемахе в 1774 году правителя Аварского ханства – Мухаммада-Нуцала — власть здесь перешла в руки его сына – Умма-Хана.

Через небольшой промежуток времени Умма-Хан со своими победоносными войсками  выступил против шемахинцев, чтобы отомстить им за убийство своего отца. Прежде, чем выступить на путь священной войны против своих врагов, Умма-Хан вместе со своими дружинами, по сведениям выдающегося дагестанского ученого-арабиста XIX в. Хайдарбека-Хаджи Геничутлинского, поступал следующим образом: сначала он устанавливал свой шатер на неделю в местности Талта, затем примерно на месяц в Тобтида, а затем примерно еще на один месяц — в Бутиккал. После всего этого Умма-Хан приблизительно на десять дней разбивал свой шатер еще в местности «Чадар чвалеб тляра». Делал он это исключительно для того, чтобы к определенному сроку заранее собрать народ, чтобы смогли бы как следует подготовиться и исправить свое снаряжение. Когда наконец шатры появлялись в последней из названных местностей, весть об этом доходила до всех башен и крепостей, к Умма-Хану отовсюду начинали стекаться воины. Продолжалась эта церемония до тех пор, пока лев Дагестана Умма-Хан вместе с колоннами своих героев, возносящих хвалу великому Аллаху и его пророку Мухаммеду, не достигал равнинной части Джарского валаята-территорий.

Обладая многими похвальными качествами, воины Умма-Хана в боях вели себя, подобно львам, были всегда готовы принять мученическую смерть за веру в Аллаха и своего храброго и воинственного хана… Справедливости ради следует сказать, что через небольшой промежуток времени после гибели отца Умма-Хан в народе стал известен как «Великий». Прозвище это он получил за свою храбрость и многочисленные походы, которые совершал хан Хунзахский за пределы Дагестана против своих внешних врагов. Вот каким был Умма-Хан Великий! Теперь стало понятно, что побудило художника к написанию картины. Осматривая ее, внимание прежде всего привлекает общий вид грандиозной для своего времени Хунзахской крепости, построенной в стиле средневековых замков, предназначенной для обороны от внешних и внутренних врагов. Громоздкие и высокие стены крепости, выложенные по всему периметру из тесаных массивных камней с зубчатыми открытыми бойницами, внушали противнику мысль о ее неприступности. Хорошо известно, что подобные сооружения в прошлом предназначались не только в оборонительных целях, но и в качестве передачи вестей.

Нет надобности подробно анализировать, с точки зрения искусствоведа, каждую деталь многосюжетной картины Магомеда Шабанова «Выезд Умма-Хана Великого из Хунзаха», хотя картина в этом плане написана талантливо и выразительно, где он кистью и красками ярко отразил традиционные церемонии и ритуалы проводов в очередной поход. Здесь он является центральной фигурой. В отличие от других Хан – на белом боевом коне.

Завершая осмотр картины, следует сказать, что основной его сюжет дополняют отряды народных ополченцев, собирающихся к месту сбора перед выездом на войну на центральную площадь ханского дворца. Сюда же перед отправкой на войну своих близких и родных собрались их родственники… Все это в полной мере помогает посетителям музея понять сюжет картины М.Шабанова, которая как бы возвращает ко времени правления Умма-Хана Великого, а значит, и к истории Дагестана.

Статьи из «Культура»

Яркая звезда по имени Фазу

5
Имя Фазу Алиевой золотыми буквами вписано в историю классической советской литературы. Она...

Театральный мост перекинут

40
Артисты Салаватского государственного башкирского драматического театра прибыли в...

Музыка Баха даёт надежду

3
На этой неделе в Махачкале­ стартовал XVII Между­народный музыкальный­ фестиваль...

Иван Хлестаков из Махачкалы

36
Роль Хлестакова по пьесе «Ревизор» Н. Гоголя в Русском театре имени Горького в Махачкале...

Хранитель памяти

11
Работая в Центральном государственном архиве республики и собирая материал для...

Яран-Сувар на берегах Невы

7
В историческом парке «Россия – моя история» прошёл праздник, посвященный наступлению весны...

Мой маленький Дагестан…

41
Живописные и графические работы, портреты горцев и виды аулов, национальные наряды и...

Черкеска: красиво и удобно

20
Откуда появилась черкеска? Версий очень много. Одна из них гласит, что ее прототипом являлся...

Веселая постановка с глубоким смыслом

8
В конце марта в Дагестан прибыли более 500 детей из...

«Апрельский марш» Марата Гаджиева

32
«Каждый должен оставить что-то после себя... Что-то, чего...

Память о героическом времени

25
Близится очередная годовщина Дня Победы, наша республика будет встречать её тематическими...