Куропатка из Мейсена
В постоянной экспозиции «Западно-Европейское искусство XVIII–XIX вв.» Дагестанского музея изобразительных искусств им. П. Гамзатовой вот уже многие годы привлекает внимание фарфоровая масленка в виде куропатки, изготовленная на знаменитой Мейсенской мануфактуре в 1745–1748 гг. и переданная ДМИИ в 1960г. Дагестанским объединенным музеем им. А. Тахо-Годи во время формирования музейной коллекции. Фигуры птиц – особый вид мейсенской пластики – были созданы по моделям Иоганна Кендлера - одного из первых европейских скульпторов-анималистов.
Иоганн Кендлер поступил на Мейсенский фарфоровый завод в 1731 году, где вскоре стал ведущим модельером. Он – мастер фарфоровой скульптуры, разнообразной по жанрам и размерам, которые отличаются свободой и динамикой пластических форм.
К концу 1730-х годов барочный стиль исчерпывает себя и заменяется игривым женственным стилем рококо, который выработал новые ощущения фривольности, энергии и движения. Это был стиль, подходящий фарфору с его пластичными качествами и возможностью воспринимать блестящие цвета. Статуэтки ремесленников, актеров, фигурки зверей и птиц Кендлера, относящиеся к этому периоду, до сих пор радуют глаз своим изяществом. Именно этот скульптор заложил основы мейсенского пластического стиля, для которого характерны грациозность и жизнерадостность. Его модели повторяли сходные фигурки из воска или глины. С них отливались алебастровые формы, в которых прессовались фарфоровые фигурки. Кендлер всегда создавал скульптуры после долгого изучения изображаемого предмета, позволяющего уловить характерную позу, жесты еще до создания скульптуры из фарфора.
Масленка Иоганна Кендлера из собрания ДМИИ представляет собой сидящую куропатку с вытянутой шейкой, повернутой вправо головой, оперение куропатки выполнено в желто-коричневых тонах. Масленка разделена по горизонтали на две части: крышку и чашечку. Пластичность фарфоровой массы, высокохудожественная роспись и талантливые руки мастера придают необычайную жизненность этой фигуре.
Во времена правления Екатерины II мейсенский фарфор добрался и до России из Саксонии. В Россию поступили лучшие образцы мейсенской фарфоровой пластики, сочетающие в себе элементы скульптуры и прикладного искусства. Эти фигурные группы украшали интерьеры и сервированные столы во время дворцовых торжеств. Среди разнообразных заказов Екатерины II на Мейсенскую мануфактуру был заказ на изготовление серии масленок: масленки в виде птички-куропатки, в виде яблока, персика, груши, лимона, граната. Скорее всего, куропатка из собрания ДМИИ им. П. Гамзатовой относится именно к этой серии.
На протяжении более двух столетий ценители фарфора ценили этот материал и даже называли его «белым золотом». XVIII в. называют золотым веком европейского и русского фарфора. Знакомясь с музейными экспонатами «золотого века» – фарфором декоративным и бытовым, – мы имеем возможность почувствовать жизнь той эпохи, приобщиться к некой тайне, окутывающей все предметы, пришедшие к нам из прошлого.