X
16:04 24.06.2016

Летний кинозал под открытым небом

22 июня большой светлый экспозиционный зал Музейного комплекса «Дом Петра I в Дербенте» встречал посетителей гулом, от которого сердце сначала замирает, а потом начинает стучать все сильнее и сильнее. Это вой, предупреждавший в годы войны о начале воздушных бомбардировок и призывавшим скорее укрыться от бомб и снарядов. А затем словно туча нависает над головами: это голос Левитана произносит слова, впечатавшиеся в сердце каждого из нас, независимо от того, молоды мы или стары.

«Звуки фронта» перекликаются с экспозициями выставки, которая предлагает взглянуть на войну глазами двух творивших в Дагестане друзей — художника Николая Лакова и поэта Эффенди Капиева. Оба они делали свои записи и зарисовки прямо на линии фронта, фиксируя страх и героизм, радость письма из дома и скорбь по поводу смерти товарищей.

Всего несколько графических работ и заметок, от которых невозможно отвести взгляд. Несколько мгновений, которые проживаешь, общаясь с людьми, которые видели то, что никогда не должно повториться. Героические будни медицинских работников и открывающиеся глазам художника следы войны — поля только что закончившихся сражений, разбитая военная техника, разрушенные города и села. Это то, на что нельзя смотреть без ужаса и содрогания. А рядом с рисунками записи, в которых дагестанский поэт Эффенди Капиев фиксировал эпизоды сражений, детали окопного быта, будни госпиталя, истории людей, продолжающих вести «обычную» жизнь в населенных пунктах. Эти заметки поэт делал для себя, не пропуская ни через какие «фильтры». Наверное, именно потому так ясно и четко представляешь, что действительно видели и чувствовали люди, прошедшие через ту войну.

В День памяти и скорби Благотворительный фонд Зиявудина Магомедова «Пери», Дербентский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник и Музейный комплекс «Дом Петра I в Дербенте» представили выставку «Сердце очевидца: опыт Великой Отечественной войны глазами Эффенди Капиева и Николая Лакова», дополненную аудиоинсталляцией «Звуки фронта». Главным же событием вечера стало чтение воспоминаний наших земляков о войне. В этот день здесь вспоминали истории людей, сражавшихся на фронте и трудившихся в тылу, истории наших отцов, матерей, бабушек и дедушек.

На несколько часов площадка перед памятником Петру Первому превратилась в летний кинозал под открытым небом. Длинные ряды стульев, большой белый экран… Зрители медленно заполняют зал. Каждому из них при входе вручают листок с отпечатанным текстом. Чтения проходят в популярном современном формате живого театра. Читают все – учителя и врачи, музейные работники и библиотекари, поэты и чиновники, взрослые и дети. Читая слова прошедших через войну Магомеда Рагибадинова, Маргариты Астратянц, Александра Глухова, Надежды Беликовой, Мадины Рамазановой и многих других, они прикасаются к их опыту и, возможно, по-другому оценивают собственную жизнь, ее ценность, свои границы возможного и невозможного. Они не только читают воспоминания, собранные авторами проекта «Был такой город…» Светланой Анохиной и Анной Гаджиeвой, но и сами рассказывают истории своих родных и близких, прошедших через страшную войну, которая началась 75 лет назад. Ведь в каждой семье есть своя история Победы, и как важно услышать эти истории и передавать их будущим поколениям, чтобы сохранить память о тех страшных и великих днях. Есть старая истина: без знания о прошлом нельзя построить будущее. И, чтобы построить его счастливым, мы должны знать свое прошлое.

В этот вечер перед аудиторией также выступил человек, который не понаслышке знает, что такое война, — Антонина Александровна Исакова. Ей было четырнадцать, когда началась Великая Отечественная. Жила она тогда в городе Воскресенске Московской области и хорошо помнит вражеские бомбежки. В первый же год войны потеряла единственного брата, а в 43-м, несмотря на уговоры матери, отправилась на фронт, работала в военном госпитале. Не сдерживая слез, Антонина Александровна рассказывала о том, как в 30-градусный мороз перетаскивала носилки с тяжелоранеными. Как однажды, отморозив руки, выронила носилки и горько рыдала, прося прощения у молодого офицера, раненного в голову. Как ухаживала за бойцами, оставшимися без рук и ног, и хоронила тех, кто не выжил, но так хотел жить.   

Завершил вечер кинопоказ под открытым небом. Несомненно, фильм Алексея Германа по сценарию Константина Симонова «Двадцать дней без войны» — одна из лучших отечественных лент о Великой Отечественной войне, снятая без ложного пафоса и «лакировки» действительности. Сам режиссер говорил об этом фильме так: «Двадцать дней без войны» — против фальшака войны на экранах. Мы хотели, чтобы наш рассказ соответствовал тому горю, которое пережил народ и на фронте, и в тылу, когда страшно голодали, спали, закопавшись в уголь, и из последних сил делали всё для фронта». История, рассказанная великими актерами — Юрием Никулиным, Людмилой Гурченко, Алексеем Петренко — несколько дней из жизни фронтового журналиста, в которых отразилось все, чем жили тогда на фронте и в тылу.

Статьи из «Культура»

Расул Гамзатов – величина неприкосновенная

8
Однажды поэт Кайсын Кулиев сказал о нем: «Одной...

Раздвоенного времени приметы

2
Первые дни осени всё настойчивее напоминают о дне рождения великого Расула Гамзатова –...

Феномен Айсакадиева

3
В величественных залах Государственного музея-усадьбы «Остафьево – Русский Парнас»...

Парень, полюбивший Дагестан

21
В детстве будущий поэт и участник Великой Отечественной войны Алексей Марков (на снимке)...

Вырастить думающую личность

3
Под сводами уютного зала Театра кукол на днях царила особая атмосфера: здесь состоялись...

Щедрость души

8
На днях краеведческому музею Акушинского района – филиалу Дагестанского музея имени А....

Магия творчества

68
Тонкая филигрань по черни, инкрустация, декорирование драгоценными и полудрагоценными...

Новые векторы творческого развития

13
Директор Русского театра им. М. Горького Тимур...

Красная партизанка и белый офицер

5
В 1956 году на экраны страны вышла романтическая...

Образ рождается спонтанно

19
В глобальном контексте современного искусства, где экологичность и осознанное потребление...

Мир на ощупь и на слух

27
В современном мире, мы знаем, давно наметилась тенденция по созданию условий для незрячих и...