Любовь к родине — завет особый
8:38 11.05.10
9
Рубрика: Культура
Спектакль «Завещание» («Аманат») Аварского государственного музыкально-драматического театра им.Г.Цадасы посвящен 65-летию Победы нашей страны над фашистской Германией. Автор пьесы - Абдулмажид Хачалов - сам был участником Великой Отечественной войны. А потому литературный материал максимально приближен к той действительности. Режиссер Хайбула Абдулгапуров. Художники Валентина Кондашова, Ирина Миронова. Балетмейстер Магомедмурад Мусаев.
По жанру спектакль — героическая драма. Эту жанровую особенность спектакль выдерживает до конца. Героизм здесь не просто психологический фон, а духовная и душевная аура, генетически закрепленная в народе. Оттого и героизм разлит убедительно по всему пространству спектакля. Сюжет распадается на два временных периода: размеренная жизнь горцев до войны и их напряженный быт в грозную годину. Этот контраст является идейной платформой всего спектакля. Театр постоянно дает возможность зрителю сравнивать эти две плоскости жизни и придти к философскому выводу: война есть не просто драма конкретных личностей или социальных групп, а общечеловеческая трагедия. Очень важно, что вывод этот звучит не как декларация, а как развернутое философское размышление. Тем самым театр сознательно и выигрышно уходит от лубочного выдвижения готовых идейных формул, но дает возможность театралам сопереживать происходящему на сцене и дает моральное право самим делать выводы. Это способствует интеллектуальному развитию зрителей.
И драма А.Хачалова, и спектакль театра не есть документальное творчество, — они образуют развернутое художественное полотно, где война ощущается через волнующие судьбы сельчан. Таким образом и драматург, и театр идут по пути философского осмысления войны, а не ее стратегического и тактического анализа. Какой гранью поставить проблему, это творческое право драматурга и театра — лишь бы все было убедительно. Аварский театр в концептуальном основополагающем смысле достойно справился с этой задачей.
В талантливо поставленном спектакле все важно — мелочных или лишних деталей не бывает. Важнейшим звеном театрального действа выступает художественное оформление, от которого прямо зависит достоверность ситуации, где будут разворачиваться события. Художники В.Кондашова и И.Миронова нашли верное решение, им удалось подчеркнуто выразить ситуацию. Это проявляется во всех деталях и атрибутах: война коснулась мирного горного села. Сельский быт убедительно отражен в декорации. Над селом красиво возвышается минарет, с которого звучит азан. Дома расположены впритык друг к другу. Под аркой стены одного из аулов журчит родник, где сходятся женщины.
Стоит положительно отметить экономную сценографию. Материальный образ села расположен буквально на середине сцены, освобождая остальное пространство. Поворот круга легко создает нужную предметную сцену, что и не мешает свободному течению сценического времени.
Спектакль обрамлен режиссером изящной мизансценой — смысловым оттенком из стихотворения Р.Гамзатова «Белые журавли». В начале и конце спектакля девушки в белом наряде — в образах белых журавлей, создают яркую ансамблевость.
Символическим знаком опоясывается действие спектакля двумя широкими георгиевскими ленточками на все вертикальное пространство сцены.
Очередным символом выступает Вечный огонь. В конце спектакля трогательная мизансцена: герои красиво подходят к нему и возлагают цветы.
Символический смысл приобретает и танец джигитов. Все здоровые мужчины села уходят на войну. Они пускаются в танец джигитов, а может, для них это последний танец — символ духа и мужества. Фактически энергетика танца режиссером противопоставлена военной трагедии.
Тем не менее в сюжете спектакля ощущаются некоторые логические неувязки. Так, Нуцалай (арт.П.Абасова) ведет свадьбу сына. Перед всеми она дает назидания молодоженам. Эта ситуация искажает вековую дагестанскую традиционность: женщина не ведет свадебные церемонии, да и назидания новобрачным должна давать мать без посторонних людей.
Сообщение о начале войны так и не достигло должной кульминации тревоги, глубокого психологического перелома не произошло. Не пережит эмоционально момент, когда Мирзе (засл. арт.РФ М.Нурмагомедов) сообщают о получении письма от воюющего против фашистов сына Рашида (арт.Х.Хасаев). Спокойное восприятие столь значимого сообщения не убедительно.
Временами переигрывает Заза-Бика (засл.арт.РД З.Гамзатова), теряя естественность и моральные границы. Это наблюдается в сцене, когда она напористо выбивает магарыч у Мирзы.
В системе образов исключительное место занимает Сулейман (арт.А.Абдулхаликов). Он дезертир, сбежал с войны и тайно вернулся в родное село. Но почему-то затянуто долго пребывает на сцене.
В спектакль введен образ поэта. Мне кажется, что комментирующая роль поэта несколько тормозит сценическое время. Режиссер Х.Абдулгапуров, впрочем, большой поклонник поэтического театра, возможно поэтому и ввел образ поэта?
Не совсем точен перевод названия спектакля на русский язык — на афише «Аманат» значится как «Назидание». Аманат нечто большее, чем назидание, это завещание.
Несмотря на эти по большому счету незначительные недостатки, масштабный спектакль, где участвует весь коллектив, состоялся.
9
8:38 11.05.10
Статьи из рубрики «Культура»
-
Год Расула Гамзатова
В ДГУ состоялся вечер поэзии,посвящённый 100-летию Расула Гамзатова →
20
5 часов назад
-
Газета «Горцы»
5
7 часов назад
-
Газета «Горцы»
Что ни слово, то истинно и глубоко →
Магомед Насрулаев родом из аула Цемер Чародинского района. После окончания средней школы образование решил...
6
7 часов назад
-
Газета «Горцы»
Мы сошли на перрон маленького дагестанского города. Мимо проходили мужчины в папахах и одетые в черное...
6
7 часов назад
-
Газета «Горцы»
Сижу в автобусе, что идет в сторону Дербента, а в кулаке зажата бумажка с адресом: «Совхоз Алиева. Мамедкала,...
5
7 часов назад
-
Газета «Горцы»
6
7 часов назад