Любовь против лжепророков
Когда молодое поколение не воспитывается на идеалах гуманизма и высших человеческих ценностей, им легко манипулировать. Доверчивость, горячность, стремление добиться справедливости – эти качества умело могут использоваться лжепророками, настраивающими неокрепший ум на разрушение и зло. Так произошло в начале 30-х годов прошлого века в Германии, когда коричневая чума поползла по Европе. К счастью, зло, хотя и поздно, но все же удалось остановить. Однако, как показывает жизнь, фашизм не исчез полностью и все чаще в наше время дает о себе знать.
Осознание этого и сподвигло режиссера Скандарбека Тулпарова поставить на сцене Лакского театра спектакль «Исповедь», повествующий о начале зарождения фашизма в Германии. Премьера состоялась на днях и была по достоинству оценена критиками и зрителями.
Спектакль показывает историю судьбы молодого человека Армана и его семьи в период прихода к власти в Германии национал-социалистов. Вовлеченный в деятельность фашиствующей молодежной организации ура-патриотическими лозунгами и идеями сторонников бесноватого фюрера, Арман внушает себе, что он борец за великую Германию. Обуреваемый бредовыми идеями «сверхчеловеков» и «высшей расы», он в состоянии раздумий и душевного разлада попадает в общество светлой, прекрасной Идан. Влюбившись в нее, послушав ее рассуждения, в спорах и дискуссиях с ней он как будто прозревает. Но всю тяжесть своих заблуждений он понимает лишь после того, как услышал и увидел новые планы «призванных править всем миром». Однако его попытка порвать с идеями, далекими от романтических представлений, не удается. Фашисты убивают его как отступника.
Спектакль был поставлен на основе пьесы молодого дагестанского автора Марата Шахманова «Плач Валькирии». Как признается Скандарбек Тулпаров, это тот случай, когда ему удалось поработать с действительно хорошим, глубоким произведением.
– Автор сам вышел на меня и предложил несколько своих пьес, — рассказывает режиссер. – Я изучил материал и не мог нарадоваться. Я увидел в этих произведениях человека образованного, высококультурного, умеющего построить фразу, и пришел к выводу, что Шахманов – драматург по нутру. Сегодня в условиях, когда по всей стране театры испытывают голод в современной драматургии, это большая для нас находка. Многие пытаются писать пьесы, но либо бывает какая-то чернуха, либо во всем сквозит пошлость. А тут такая глубина! Многое из пьесы, конечно, пришлось вырезать. Но не потому, что текст чем-то не угодил. Нет. Просто он выстроен по законам литературным, а законы сцены несколько другие, и поэтому автору пришлось расставаться с отдельными отрезками произведения. Но он доверился театру и постановщикам и помогал нам всем, чем мог. Это также дорогого стоит. Иной раз драматурги стремятся гнуть исключительно свою линию, и бывает очень тяжело прийти к общему мнению. Шахманов – другой случай, и поэтому сотрудничество с ним мы обязательно продолжим.
С мнением Тулпарова согласен и постановщик спектакля, одновременно сыгравший одну из ролей, Магомедарип Сурхатилов, отметивший, что хотя и было очень тяжело психологически переноситься в другую эпоху и передавать весь ужас происходившего, на всем протяжении действа не покидала мысль: «Это нужная и актуальная тема на все времена, и надо все правильно донести до аудитории».
— Давно известно, что по миру идет возрождение фашизма, – говорит Сурхатилов. – Даже в нашей стране, больше всего пострадавшей от этого зла, к сожалению, есть фашистские подпольные организации. Это же чудовищно! И нельзя в такой ситуации просто молчать. Ведь мы помним, что именно с молчаливого согласия интеллигенции и всех прогрессивных сил Германии коричневая чума укрепилась в этой стране и потом расползлась по миру. Такого больше нельзя допускать. Надо рассказывать и показывать молодежи, что такое фашизм и какое разрушительное начало он в себе несет.
Благодаря слаженной работе драматурга и режиссеров удалось в довольно сжатые сроки (спектакль ставился всего месяц) выдать яркую, качественную постановку, передающую дух того страшного времени. Именно поэтому актеры театра и его руководство не без основания гордятся выходом на сцену премьеры «Исповедь».
– Спектакль на первый взгляд затрагивает проблемы Германии 1933 года, эпохи зарождения фашизма, но стоит оглядеться, почитать, изучить современную историю, присмотреться к нашим реалиям, и мы поймем – лжеидеологи живут и сегодня, пагубно влияя на нашу молодежь. Именно поэтому нам и нужны такие спектакли, как «Исповедь», чтобы языком театрального искусства мы могли донести до наших молодых дагестанцев, что нельзя на веру принимать всякую агитацию, уговоры, пропаганду и не стоит увлекаться какими-либо сомнительными теориями, не подвергнув все критическому анализу. Иначе можно стать марионеткой в чьих-то руках и пути назад возможно больше не будет, – отметила театровед Гулизар Султанова.
Пьеса современного дагестанского автора сразу же привлекла внимание наших театралов. Ранее неизвестный в республике драматург и вдруг выдал такое! Безусловно, возникли вопросы: «А кто?», «А откуда?» Отвечаем: Марат Шахманов родился в Махачкале в 1975 году в семье заслуженного врача Дагестана Магомеда Шахманова (родом из села Чох) и учителя русского языка Татьяны Шахмановой. С детства занимался спортом, писал стихи.
Марат окончил филологический и юридический факультеты ДГУ и переехал жить в Москву, где продолжилось его личностное формирование и состоялись литературные триумфы. Сегодня он член Союза писателей России и (внимание!) возглавляет клуб шахбокса (направление, сочетающее в себе элементы бокса и шахматного поединка). Спорт нисколько не мешает творчеству. В копилке Марата несколько сборников прозы и поэзии, есть литературные награды, полученные как в России, так и за рубежом (Шахманов пишет свои произведения также на немецком и испанском языках). В общем личность многогранная.
Сам он признается, что очень благодарен труппе театра, сумевшей прочувствовать его произведение, влиться в другую культуру, ощутить нерв пьесы и донести до зрителя все ее ключевые мысли.
— Я никогда не писал на отвлеченные темы, – рассказывает Шахманов. – Это произведение хотя и рассказывает о жизни Германии начала 30-х годов, но я постарался вложить энергию и жизнь в каждого своего героя. Помогло мне в написании пьесы и то, что я некоторое время жил, изучая язык, в Германии и в какой-то степени имел возможность постигнуть ментальность немцев, их культуру и историю. Почему я взялся отобразить в произведении тему фашизма? Мне кажется, что эта тема близка всем. Сколько ребят пострадало от него, последовав за речами лжепророков! Волки в овечьей шкуре, использовав древнюю идеологию ариев, которая, к слову, ничего общего с фашизмом и злом априори не могла иметь, втянули миллионы доверчивых молодых людей в жерло войны. К счастью, удалось это зло остановить, но история ведь циклична и часто повторяется. Мы должны это помнить и сделать все, чтобы наше молодое поколение вновь не последовало за лжепророками и ради мнимой борьбы за справедливость не поддалось разрушительным речам, став инструментом в чьих-то грязных руках.