Купить PDF-версию
09:53 | 10 декабря, Вс
Махачкала
Weather Icon
Weather Icon
X
9:08  24.11.17

Мальчика давай, или Как срабатывает имянаречение

Это очень важно – как тебя назовут. Ведь говорят же, что имя влияет на судьбу. Не знаю, как сейчас себя чувствуют Флорида, Ратха и Стелла, но в школе все они были весьма благополучны и в нормальном состоянии ума. Если что-то пошло не так – неудачи, болезни, всегда рядом окажется тот, кто посоветует: поменяй имя, и у тебя все будет хорошо. Иногда ритуал срабатывает.

У большинства дагестанских народов обряд имянаречения исполняется по-разному. Некоторые традиции до сих пор успешно практикуются. Ну вот, например, в одной ногайской семье родились подряд три девочки. Этим «подрядом» отец был страшно недоволен. Третью дочь отчаявшийся глава семейства назвал Улан-герек, что значит «нужен мальчик». И что вы думаете? Каким-то образом мольба подействовала, и Азиз все-таки родился!

Этнограф, старший научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра Российской академии наук, кандидат исторических наук Майсарат Мусаева (на снимке вверху) по всей республике собирала обряды и традиции, связанные с наречением имени.

К мальчикам в Дагестане всегда было особое отношение. И первому, сообщившему о его рождении, полагался хороший магарыч. Ведь отцы верят, что из воробушка обязательно вырастет орел. Ну-ну… Если при рождении девочки гостей ограничивали скромными посиделками и угощениями: халва, каша, мед, чуду, то с появлением на свет мальчика устраивали настоящий пир: резали корову, баранов.

— Мулла или старший родственник – обязательно по мужской линии – выносит ребенка в круг собравшихся родственников и, прочитав молитву «Саллахъ», трижды кричит имя – вначале в правое, а затем в левое ухо младенца.

– Кумыки, ногайцы, терекемейцы считают, что оставлять ребенка без имени можно максимум семь дней. По истечении этого времени «нечистая сила» дает ему свое имя, поэтому на третий-пятый, как правило, нечетный от рождения день, обычно в четверг вечером, собирались родственники, приглашали муллу и проводили обряд наречения имени, – рассказывает Майсарат Мусаева.

У рутульцев, например, имя ребенку давали на третий день, чаще всего обряд проводила бабушка по отцовской линии. У кумыков наречение имени проходило через неделю после рождения ребенка. Мужчины на церемонии не присутствовали. Имя, заранее заготовленное семейным советом, первым оглашала бабушка – «аначы къатын». С ребенком на руках она занимала самое почетное среди гостей место. В первый раз укладывала в люльку младенца тоже бабушка.

Досталось по наследству

Сохранился у нас еще один старый обычай: давать первенцу имя усопшего близкого родственника. Говорят, оно несет энергетику, которой при жизни обладал его владелец, и тогда младенец даже внешне становится похож на потомка.

Чтобы избавить маленького человечка от возможных неудач в будущем, рутульцы советуют прочитать Коран на могиле родственника, чье имя унаследовал ребенок. По верованиям многих дагестанских народов, в частности, аварцев, даже самый плохой человек, умирая, «очищает» свое имя. Терекемейцы обращались к духу покойного со словами: «Твое имя дали этому младенцу, приди и благослови его». И одновременно, для «души» покойного, раздавали халву, слоеный хлеб. У рутульцев, когда ребенка называли именем деда, все в семье называли его Баба, именем отца – Дид или Дедий, а если именем брата – Угай.

… И ребенка звали «отцом»

Есть и такой давний добрый обычай: давать имя только пришедшему в мир человечку в честь кунака.

– У лезгин кунак за оказанную честь приносил в жертву овцу или телку, чтобы род развивался. У некоторых народов Нагорного Дагестана, например, у даргинцев, если при рождении сына в доме оказывался гость или случайный путник, ребенка называли его именем. Кунак в ответ на это дарил ребенку свой кинжал.

Когда мальчику исполнялось 7, 10 и 18 лет, мужчина дарил ему полный комплект одежды и устраивал угощение для всех сельчан. В свою очередь отец ребенка дарил старшему тезке сына быка. Между семьями устанавливались близкие отношения, а дети кунака называли мальчика, названного в честь их папы, отцом. И говорили при этом: «Так пусть же будет достоин он своего имени!»

Чтобы имя не осталось «лежать» на земле

Вообще набор дагестанских благопожеланий практически однотипен: «Пусть будет жить долго и счастливо!», «Пусть он со своим именем проживет до старости!», «Чтобы имя не осталось «лежать на земле»…

Мальчиков часто называли в честь легендарных личностей. Встречаются и так называемые домусульманские женские и мужские имена. Имен оберегов уже меньше. Но самые древние были заимствованы у растительного и животного мира. В ту же домусульманскую эпоху они были преобладающими у курушцев. Мужские – Самур (Река), Аслан (Лев), Пеленг (Тигр); женские – Гюль (Цветок), Беневша (Фиалка), Гюльпери (Фея цветов), Кизилгюль (Красная роза), Жавагир (Драгоценный камень)…

Имена Ширван (Северный Азербайджан), Даглар (Гора), Шахнабат (Река и вершина), Гюльнабат (Альпийский цветок) появились в период перегона скота на зимние пастбища в Азербайджан – рожденным в пути детям давали имена, соответствующие названию мест, через которые проходили.

И сегодня дети получают имена по месяцам мусульманского календаря, в которые они родились. Часто называют в честь пророков и других коранических личностей: Мухаммад, Иса, Ибрагим, Джабраил, Юсуф, Дауд, Хамза, Иседуллах, Аббас, Расул. Девочек называют именами жен и дочерей Пророка: Хадижа, Фатима, Айшат, Зайнаб…

Новости от партнеров

Статьи из «Культура»

Махмуд и Мариам: история трагической любви

2
Много написано разного о судьбе Махмуда из...

Для детей и о детях

53
Эхо Большого Детского фестиваля, о котором наша газета начала рассказ в одном из прошлых...

Матрица древнего искусства

5
У него абсолютное художественное чутье, отличающее авторские работы изящной стилистикой,...

История на холсте

6
Дагестан с его историей, культурой и традициями – центральная тема произведений молодой...

Нежное женское сердце

9
Тату Булач была одной из самых образованных женщин Северного Кавказа. Она стала первой...

Папаха о многом расскажет

19
Откуда «пришла» папаха в Дагестан и другие кавказские республики? Ни один историк ответить...

Бессмертная песня Расула

7
В беседе с краеведом Гаджимагомедом Гаджимагомедовым мы вспоминали творчество народного...

Состязания в этнокультуре

6
Вот уже несколько лет активисты Санкт-Петербургской общественной организации «Содружество...

Со спицами и пряжей

16
В фойе Национальной библиотеки им. Р. Гамзатова слышен манящий голос. Вслушиваясь в песню, ты...

Сохранить в себе Маленького принца

48
Пожалуй, самое крупное культурное событие декабрьской...

Чтобы прошлое не уходило безвозвратно

12
Он начал рисовать еще ребенком. Большое влияние на...

Театральное путешествие

36
Проект «Большие гастроли» Росконцерта подарил дагестанской публике замечательную...