Мастер перевоплощений
После окончания школы в родном селе Аялизимахи Сергокалинского района будущий заслуженный артист РД Мухтар Нухов познакомился с Мустафой Ибрагимовым, художественным руководителем Даргинского театра им. О. Батырая. Тот как раз набирал студентов в Грузинский театральный институт им. Ш. Руставели. Юноша поступил в престижный вуз и, отучившись, летом 1990 года возвратился на родину, и вот уже почти 30 лет он верой и правдой служит театру и своему зрителю.
«Боевое крещение» состоялось осенью того же года на гастролях, где Мухтар заменил артиста, играющего главную роль в спектакле «Находчивый Толмас» А. Абдулгафурова, и блестяще справился с этой задачей.
Годы, проведенные на сцене, он вспоминает с особой теплотой, называя имена дорогих сердцу партнеров по спектаклям, наставников и режиссеров, с кем приходилось работать. Более 40 ролей разного амплуа, каждая из которых дорога по-своему.
«Единственный человек на сцене среди животных», – так охарактеризовал артист свою роль в спектакле «Черная бурка» Г. Хугаева. Это горькая сказка о человечности зверей и зверстве человека. Вся эмоциональная нагрузка в пьесе легла на пастуха в исполнении Мухтара Нухова. Для него этот спектакль – знаковый, достойно представленный на престижных театральных фестивалях в Санкт-Петербурге, Астрахани, Новокуйбышевске и других городах.
– Никогда не забуду, как в 2006 г. на фестивале в Санкт-Петербурге после эпизода с убийством Тузара я услышал из зала осуждающую реплику ребенка: «Как ты мог!». Мне даже показалось, что дети меня возненавидели в этой непростой роли. Впечатлены были не только юные зрители, но и члены жюри, которые отметили театр дипломом фестиваля, в том числе в номинации «Открытое сердце» за бережное отношение к национальным традициям, сильное эмоциональное воздействие на зрителя, – вспоминает артист.
Среди комических Мухтар выделил три роли в спектаклях в жанре травести – «Вассалам-вакалам» С. Рабаданова, «Красавица Хацаца» Б. Утижева и «Моя теща» Г. Хугаева. Опыт перевоплощения у артиста заметный.
Но большинство его ролей – серьезные, даже трагические. Уникальное сходство с классиком даргинской литературы Омарла Батыраем (в профессиональном гриме) сделали его бессменным героем постановки по роману
Х. Алиева «Суд над Батыраем».
Особое место в творческой биографии артиста занимают роли в классических спектаклях российских и дагестанских драматургов — таких как «Дорогая Елена Сергеевна» Л. Разумовской, «Святая ложь» Д. Дилгырова, «Шутки Чехова», «Свадьба» А. Чехова, «Маленькое окно на великий океан» Р. Гамзатова (позже – «Мой Дагестан»), «Криспен – соперник своего господина» А.-Р. Лессажа, «Нур-Эддин – золотые руки» А. Абу-Бакара, «Мать изменника» Х. Арсланбекова, «Материнское сердце» Р. Хубецовой, «Насилие» Р. Нурова и других. А в этом году в октябре, состоялась премьера спектакля «Банкрот», где Мухтар Нухов сыграл одну из главных ролей – купца Большова. В финале горю Большова сочувствовал весь зрительный зал, перенося события со сцены в реальную жизнь.
Артист, исполняя столь разнообразные роли, обладает уникальным умением каждый раз по-новому войти в то или иное амплуа, показать жизнь своего героя так, чтобы действия на сцене не показались рутиной.
Одновременно он занимается и концертной деятельностью, хотя певцом себя не считает. Гастроли и концерты коллектива театра не обходятся без вокалиста Нухова, его голос звучит и во многих спектаклях.
На вопрос: «Что бы вы сами себе пожелали?» он отвечает: «Прожить на сцене еще столько же лет и чтобы здоровье не подводило». Мы можем только поддержать артиста и порадоваться его будущим успехам и достижениям, одним из которых – хочется верить – будет присвоение ему почетного звания народного артиста Дагестана, которое он, несомненно, заслуживает.