Купить PDF-версию
12:42 | 25 апреля, Чт
Махачкала
X
10:50 10.03.2023

Много лет назад и завтра

Однажды в гунибском ауле в разгар сенокоса меня учили правильно косить сено, собирать снопы и грузить их на ослика. Оказывается, это самое сложное. Здесь всё надо сделать правильно, но горянки справляются с задачей ловко, за плечами у них многолетний опыт работы в поле.

Ну, во-первых, ишака надо «обмундировать». Далее водрузить снопы и потом уже начать перевязывать лентой, сплетенной из тугих нитей. И так, чтобы нигде ослику не натирало – ни на животе, ни под хвостом. Эти самые ленты ткали специально.

Они были простыми, без каких-либо узоров, или яркими и нарядными. И даже спустя несколько десятилетий ленты сохранили цвет и качество, будто только вчера завязали замыкающий узел. Правда, их почти не осталось в сельских домах, но каждый сельский музей обязательно имеет среди экспонатов подобные ленты. Ковроделием и ткачеством лент для домашней утвари, например для кувшинов, занимались многие народы Дагестана. Ленты были необходимы в быту. Ими перевязывали между собой кувшины: один висел за плечом, другой – спереди.

Мастерицы постоянно импровизировали, вкладывали в изделие фантазию и… настроение. Отсюда и такое разнообразие рисунков и техник. Натуральные краски получали из трав, кустарников и деревьев. Из марены добывали коричневые, красные и розовые оттенки. Растение было так необходимо, что его выращивали специально для этих целей. Но с появлением химических красителей необходимость отпала.

В этих краях с прошлого века мало что изменилось: сено, серпы, ослики, хурджины, хлеб, сыр – всё такое основательное, без срока давности

…И пойдем мы по селу до дома. А другие местные жители, занятые полями и огородами, разогнут спины, поздороваются и про себя оценят: как перевязано сено.

За спиной у нас будут висеть хурджины: с сельскохозяйственными инструментами, остатками обеда… И хурджины эти много-много раз из года в год выходили в поле. Кажется, в этих краях с прошлого века мало что изменилось: сено, серпы, ослики, хурджины, хлеб, сыр – всё такое основательное, без срока давности.

Ручки на хурджинах – тоже тканые ленты. Хурджин – персидское слово. Это переметная сумка с двумя карманами в центре и с прорезью для вдевания в седло. Название сумок известно всем из восточных и кавказских сказок, в основном их применяли для перевозки грузов, перекидывались они через коня или через осла. Рассказывают в селах, что в этих старинных сумках умельцы из разных районов Дагестана вывозили свои изделия в дальние аулы и за пределы республики. У нас с ними связано множество обычаев и обрядов. Причем у каждого народа был свой.

Например, в Южном Дагестане не брали хурджин во временное пользование, а если уж взяли, то нужно было возвращать с полными кармашками.

У гидатлинцев и хваршинцев, когда рождался ребенок, на 41-й день его впервые в свет выводил дед по отцу: он нес внука в хурджине на годекан. У лакцев за несколько дней до использования в хурджин насыпались зерно, соль, хлеб, кусочки мяса, и всё это выносили за пределы аула и высыпали для птиц и насекомых, делали садака. Табасаранцы не продавали и не дарили их, а если и дарили, то только родственникам или соседям. И практически у всех народностей хурджин – основной атрибут праздника первой борозды, наполненный до краев, его несет в поле землепашец.

Хурджины присутствовали и в свадебных ритуалах: жених нес в нем подарки невесте.

Мать парня с хуpджином в руках идет в дом девушки, несет хлеб. В гостях ведет совершенно разные разговоры, но о сватовстве – ни слова. Уходя, вешает его на видное место. Возвращается через несколько дней: если хурджин пуст – свадьбе быть, хлеб на месте – не быть. Хлеб в хуpджине надломлен – значит, надо подумать, посовещаться.

Сумки и хурджины очень ярко орнаментировали, каждый цвет таит в себе особую смысловую нагрузку. Синий – цвет воды, вечности, красный – жизнь, любовь, желтый – мир, благость, зеленый – плодородие.

Рисунки же служат оберегом, каждая деталь в орнаменте – пожелание, поэтому особенно бережно подбирался рисунок для дочерей. Женские хурджины и сумки в старину могли рассказать многое об их обладательнице. По ним определяли статус женщины. Если девушка не замужем, то сумка яркая. Замужним полагался сложный рисунок, с обилием оберегов. Горянки постарше носили сумки приглушенных тонов.

…А тем временем мы подходим к дому. Во дворе уже стоят большие стога сена, собранные накануне. Завтра женщины вновь выйдут в поле, сплетут лентой очередной стог, чтобы заготовить на зиму сено. И так много лет.

Статьи из «Культура»

Народный этикет подскажет

1
В современных условиях всевозможных общественно-политических и социально-экономических...

Рыцарь театра

3
Главный режиссер Аварского театра, народный артист Дагестана Хайбула Абдулгапуров (на...

Три века созидания

1
В Историческом парке «Россия – моя история» прошел премьерный показ документального фильма...

В ее руках гармонь оживает

4
К ним в гости в Агачаул часто приезжали из города друзья семьи, кунаки, устраивали...

Как Бельмондо спас Делона

11
Когда я учился в Литературном институте, к нам приходил в гости французский актер и режиссер...

Лермонтов и Темир-Хан-Шура

52
В 1814 году родился один из выдающихся поэтов России Михаил Лермонтов. Почти половину своей...

Яркая звезда по имени Фазу

25
Имя Фазу Алиевой золотыми буквами вписано в историю классической советской литературы. Она...

Театральный мост перекинут

116
Артисты Салаватского государственного башкирского драматического театра прибыли в...

Музыка Баха даёт надежду

4
На этой неделе в Махачкале­ стартовал XVII Между­народный музыкальный­ фестиваль...

Иван Хлестаков из Махачкалы

44
Роль Хлестакова по пьесе «Ревизор» Н. Гоголя в Русском театре имени Горького в Махачкале...