Купить PDF-версию
01:38 | 12 декабря, Вт
Махачкала
Weather Icon
Weather Icon
X
10:50  10.03.23

Много лет назад и завтра

Однажды в гунибском ауле в разгар сенокоса меня учили правильно косить сено, собирать снопы и грузить их на ослика. Оказывается, это самое сложное. Здесь всё надо сделать правильно, но горянки справляются с задачей ловко, за плечами у них многолетний опыт работы в поле.

Ну, во-первых, ишака надо «обмундировать». Далее водрузить снопы и потом уже начать перевязывать лентой, сплетенной из тугих нитей. И так, чтобы нигде ослику не натирало – ни на животе, ни под хвостом. Эти самые ленты ткали специально.

Они были простыми, без каких-либо узоров, или яркими и нарядными. И даже спустя несколько десятилетий ленты сохранили цвет и качество, будто только вчера завязали замыкающий узел. Правда, их почти не осталось в сельских домах, но каждый сельский музей обязательно имеет среди экспонатов подобные ленты. Ковроделием и ткачеством лент для домашней утвари, например для кувшинов, занимались многие народы Дагестана. Ленты были необходимы в быту. Ими перевязывали между собой кувшины: один висел за плечом, другой – спереди.

Мастерицы постоянно импровизировали, вкладывали в изделие фантазию и… настроение. Отсюда и такое разнообразие рисунков и техник. Натуральные краски получали из трав, кустарников и деревьев. Из марены добывали коричневые, красные и розовые оттенки. Растение было так необходимо, что его выращивали специально для этих целей. Но с появлением химических красителей необходимость отпала.

В этих краях с прошлого века мало что изменилось: сено, серпы, ослики, хурджины, хлеб, сыр – всё такое основательное, без срока давности

…И пойдем мы по селу до дома. А другие местные жители, занятые полями и огородами, разогнут спины, поздороваются и про себя оценят: как перевязано сено.

За спиной у нас будут висеть хурджины: с сельскохозяйственными инструментами, остатками обеда… И хурджины эти много-много раз из года в год выходили в поле. Кажется, в этих краях с прошлого века мало что изменилось: сено, серпы, ослики, хурджины, хлеб, сыр – всё такое основательное, без срока давности.

Ручки на хурджинах – тоже тканые ленты. Хурджин – персидское слово. Это переметная сумка с двумя карманами в центре и с прорезью для вдевания в седло. Название сумок известно всем из восточных и кавказских сказок, в основном их применяли для перевозки грузов, перекидывались они через коня или через осла. Рассказывают в селах, что в этих старинных сумках умельцы из разных районов Дагестана вывозили свои изделия в дальние аулы и за пределы республики. У нас с ними связано множество обычаев и обрядов. Причем у каждого народа был свой.

Например, в Южном Дагестане не брали хурджин во временное пользование, а если уж взяли, то нужно было возвращать с полными кармашками.

У гидатлинцев и хваршинцев, когда рождался ребенок, на 41-й день его впервые в свет выводил дед по отцу: он нес внука в хурджине на годекан. У лакцев за несколько дней до использования в хурджин насыпались зерно, соль, хлеб, кусочки мяса, и всё это выносили за пределы аула и высыпали для птиц и насекомых, делали садака. Табасаранцы не продавали и не дарили их, а если и дарили, то только родственникам или соседям. И практически у всех народностей хурджин – основной атрибут праздника первой борозды, наполненный до краев, его несет в поле землепашец.

Хурджины присутствовали и в свадебных ритуалах: жених нес в нем подарки невесте.

Мать парня с хуpджином в руках идет в дом девушки, несет хлеб. В гостях ведет совершенно разные разговоры, но о сватовстве – ни слова. Уходя, вешает его на видное место. Возвращается через несколько дней: если хурджин пуст – свадьбе быть, хлеб на месте – не быть. Хлеб в хуpджине надломлен – значит, надо подумать, посовещаться.

Сумки и хурджины очень ярко орнаментировали, каждый цвет таит в себе особую смысловую нагрузку. Синий – цвет воды, вечности, красный – жизнь, любовь, желтый – мир, благость, зеленый – плодородие.

Рисунки же служат оберегом, каждая деталь в орнаменте – пожелание, поэтому особенно бережно подбирался рисунок для дочерей. Женские хурджины и сумки в старину могли рассказать многое об их обладательнице. По ним определяли статус женщины. Если девушка не замужем, то сумка яркая. Замужним полагался сложный рисунок, с обилием оберегов. Горянки постарше носили сумки приглушенных тонов.

…А тем временем мы подходим к дому. Во дворе уже стоят большие стога сена, собранные накануне. Завтра женщины вновь выйдут в поле, сплетут лентой очередной стог, чтобы заготовить на зиму сено. И так много лет.

Новости от партнеров

Статьи из «Культура»

Махмуд и Мариам: история трагической любви

16
Много написано разного о судьбе Махмуда из...

Для детей и о детях

59
Эхо Большого Детского фестиваля, о котором наша газета начала рассказ в одном из прошлых...

Матрица древнего искусства

8
У него абсолютное художественное чутье, отличающее авторские работы изящной стилистикой,...

История на холсте

9
Дагестан с его историей, культурой и традициями – центральная тема произведений молодой...

Нежное женское сердце

11
Тату Булач была одной из самых образованных женщин Северного Кавказа. Она стала первой...

Папаха о многом расскажет

23
Откуда «пришла» папаха в Дагестан и другие кавказские республики? Ни один историк ответить...

Бессмертная песня Расула

8
В беседе с краеведом Гаджимагомедом Гаджимагомедовым мы вспоминали творчество народного...

Состязания в этнокультуре

8
Вот уже несколько лет активисты Санкт-Петербургской общественной организации «Содружество...

Со спицами и пряжей

19
В фойе Национальной библиотеки им. Р. Гамзатова слышен манящий голос. Вслушиваясь в песню, ты...

Сохранить в себе Маленького принца

52
Пожалуй, самое крупное культурное событие декабрьской...

Чтобы прошлое не уходило безвозвратно

14
Он начал рисовать еще ребенком. Большое влияние на...

Театральное путешествие

37
Проект «Большие гастроли» Росконцерта подарил дагестанской публике замечательную...