Сетевое издание «Дагестанская правда»

21:00 | 08 декабря, Чт

Махачкала

Weather Icon

На полотнах – история Дагестана

A- A+

В Дагестанском музее изобразительных искусств им. П. Гамзатовой открылась выставка, посвященная 90-летию образования ДАССР, отражающая и саму историю Дагестана, и одновременно процесс становления дагестанского изобразительного искусства.

Экспозиция представляет и работы авторов, чей творческий рост совпал с годами становления советской власти, – М.-А. Джемала, М.-К. Юнусилау, Н. Лакова; и художников, которые осмысливали уже ставшие историей 1920-30-е годы, параллельно отражая в творчестве новое время. Плеяда их очень велика – А. Эмирбеков, Г. Конопацкая, А.Августович, Г.Пшеницына, Х. Курбанов, Г. Камбулатов, О. Ефимов. Среди произведений художников – современников тех событий особое место занимают графические работы М.-А. Джемала, выполненные им в этнографических экспедициях в села Анди, Гимры и Хунзах в 1932 г. Это портреты ликвидаторов безграмотности и активных посетителей ликпунктов в этих селах.

К событиям героических тревожных лет, образам пламенных борцов активно обращались художники в 1960-80 гг. Среди их работ портреты первого наркома просвещения А. Тахо-Годи (1987 г.) и героя Гражданской войны Саида Габиева (1978 г.) Х.Курбанова; портрет красного партизана работы В.Горчакова; «Выступление У.Буйнакского» М. Юнусилау, «Тату Булач» (1970 г.) А.Августовича. А также жанровые работы: «Агитатор» (1978 г.) М.Юнусилау «Расстрел Агасиева» А.Эмирбекова, «Суровые годы» (1970 г.) Г.Пшеницыной, «Махач Дахадаев среди горцев» В.Горчакова, «Революционный Дагестан» (1969 г.) М.Шабанова и другие.

Мирный созидательный труд, воспевание достижений, которые ценились советской властью, – другая важная тема, отражающая историю Дагестана, проходит главенствующей во многих работах художников: «Сбор персиков» (1959-60 гг.) М.-А. Джемала, «Строительство высокогорного канала в Дагестане – 40-е годы», «Раздача мануфактуры» М.Юнусилау, «Вода пошла» (1966 г.) А.Августовича.

Особая тема, отражающая реалии нового Дагестана, – строительство электростанций. К ней, как к воплощающей апофеоз героического труда победы человека над природой, обращались многие художники. Неслучайно в 2009 г. ДМИИ им. П.Гамзатовой организовал отдельную выставку «Гидроэнергетика Дагестана в изобразительном искусстве». Строительство первой в Дагестане гидрогенерирующей электрической станции запечатлели в живописных работах М.-А. Джемал («Гергебильская ГЭС ночью» (1936 г.) и «Гергебильстрой» (1937 г.) и в великолепном цикле графических работ Н. Лаков. Эти полотна ярко представляют появившийся в 1920-х годах в СССР новый жанр – индустриальный пейзаж. 

В 1960-1970-х годах многих художников вдохновило строительство самой большой и на сегодняшний день Чиркейской ГЭС. Этому событию посвятили живописные работы А.Августович, Б.Евсеев, О. Ефимов, З. Рабаданов, П. Михеенко, В. Голикова, Т. Хвостенко. Большие циклы в графике создали С.Салаватов и М.Магомедов. Тема строительства, отражение достижений новой жизни воплощена в индустриальных пейзажах С. Салаватова «Махачкалинский домостроительный комбинат» (1966 г.) и «Химзавод в Кизилюрте». Яркий образ строящейся Махачкалы изображен в работе Г. Конопацкой «Махачкалинские черемушки».

К теме, которая в 1960-70-е годы уже стала историей, – ликвидация безграмотности, обратились несколько авторов. Восхищает и трогает своей любовью к образам портретируемых «Ликбез» (1973 г.) Г.Конопацкой. На сельской площади за деревянным столом сидят молодые женщины в ярких платках, некоторые с детьми, и с интересом рассматривают книги. На голове у одного из мальчишек красноармейская шапка со звездой. Молодых девушек, читающих книги в сельском клубе, запечатлела в работе с тем же названием (1974 г.) Г.Пшеницына. Эти же события отражены в графических работах Н. Лакова, выполненных в разных техниках, но с одним и тем же названием «Ликбез в дагестанском ауле 30-х годов» (1967 г.).

Отдельная страница на нашей выставке – новые праздники, которые появились после революции. В музейной коллекции есть несколько работ с одним и тем же названием: «1 Мая» М.-А. Джемала и «1 Мая» (1967 г.) М.Шабанова. Художники по-разному подошли к ее воплощению. У М.-А. Джемала это развевающиеся знамена над старыми стенами дагестанского аула, а М.Шабанов вывел образы нескольких поколений горской семьи, вышедшей на праздник. Но в обоих случаях художники смогли передать радость и значимость нового праздника, который утвердился в горах.
Тема созидания, рождение нового – новой жизни, нового общества, новой семьи — звучит и в триптихе Г.Камбулатова с говорящим названием «С днем рождения» (1982 г.). В правой и левой части полотна художник изобразил строителей, в центре – молодую семью с ребенком. Республика развивается в гармонии и движении вперед, где насыщенно, содержательно живут и ее люди. Та же идея – отразить реалии новой жизни воплощена художником О. Ефимовым в триптихе «Советскому Дагестану — 60 лет», созданном специально к юбилейной дате. На трех полотнах — знаковые явления, отражающие сущность нового Дагестана: «Праздник, посвященный пуску Чиркейской ГЭС» (1978 г.), «Спартакиада народов Дагестана» (1979 г.) и «Народные поэты Дагестана» (1976 г.), представляющие народных поэтов Дагестана: Сулеймана Стальского, Гамзата Цадасу, Абуталиба Гафурова и Эффенди Капиева на Красной площади в Москве.

Для людей старшего поколения эта выставка – возможность вспомнить знакомые им события, образы, мотивы, просто любимые работы; для молодых людей, студентов – увидеть период, уже ставший историей, который обеспечил нашей республике мощь и стабильность, и задуматься о дне сегодняшнем.

Следите за нашими новостями в Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Культура»