Купить PDF-версию
08:24 | 03 сентября, Вт
Махачкала
X
10:50 02.09.2013

Наш современник Ислам Казиев

Ислам Казиев – личность популярная не только в Дагестане, но и за его пределами: он снимался в фильмах нескольких киностудий, является заслуженным артистом Армении, его приглашали на Брехтовский фестиваль в Германию, в Турции не раз смотрели спектакли Кумыкского театра в его постановке… Да разве перечислишь все, что он воплотил в сценическом искусстве и на экране за полувековой творческий путь!

Вместе с тем нельзя умолчать и о его весомом вкладе в развитие национального сценического искусства: 45 лет из своих 75 он работает театральным режиссером.

В конце 60-х годов Ислам Казиев заявил о себе как режиссер, поставив на сцене Дагестанского Русского театра целую серию детских сказок. До этого он два года после Щукинского училища работал артистом Кумыкского театра. А в 1968 году, окончив режиссерский факультет Гитиса под руководством Анатолия Эфроса, приступил к режиссуре. Первые его постановки: «Четыре близнеца» П.Панчева, удостоенные диплома I степени на фестивале болгарской драматургии, «Чинчирака» Г.Нахуцришвили, «Бочка меда» Л.Устинова, «Приключения Чанду» Иловайски.

Режиссер сотворил настоящий праздник для дагестанской детворы, потому что спектакли были поставлены с выдумкой, ярко оформлены и блестяще сыграны. Как будто сговорившись, все стали величать Ислама сказочником. Тем более что на праздничных капустниках, вечерах театральных деятелей и общенародных торжествах Ислам разыгрывал такие пародии на известных людей из мира искусства, политических деятелей, что получалась один в один точная копия с оригиналов, притом не только мужского, но и женского рода.

Однако сказки оказались увертюрой к основной тематике и жанровой структуре его постановок. И пошли одна за другой серьезнейшие пьесы разных авторов: современников и классиков. Так, были поставлены ставшие этапными «Итальянская баллада» Н.Алиева и «Прошлым летом в Чулимске» А.Васильева, «Дуэнья» Р.Шеридана, «Обвал» И.Алиева, «Горянка» Р.Гамзатова. И все эти спектакли были поставлены на сцене Русского театра, стали достоянием всех дагестанцев. О них писали не только в газетах и журналах Дагестана, но и в «Советской культуре», в «Театральной жизни» и в журнале «Театр». А «Горянка» Р.Гамзатова жила на сцене Русского театра более 10 лет, и возили ее на гастроли от Прибалтики до Дальнего Востока, получая самые теплые отзывы зрителей и критики.

В 1974 году Ислам Казиев был назначен главным режиссером Кумыкского музыкально-драматического театра. Используя опыт и творческие традиции, заложенные и утвержденные в коллективе первым профессиональным режиссером Дагестана, народным артистом РСФСР Г.А.Рустамовым, И.Казиев не только развивает и обогащает их, но и закладывает новые художественно-эстетические направления и поднимает морально-нравственные проблемы. В свою очередь это приводит к открытию новых сценических форм и утверждению нового режиссерского почерка, выявлению неожиданных сторон и красок в актерских образах театра.

Работа в Кумыкском театре, где основной состав был воспитан и сформирован Г.Рустамовым, складывалась, с одной стороны, легко, с другой — И.Казиеву, ищущему новые сценические формы и иной язык актерского общения, приходилось основательно  хорошо потрудиться, чтобы научить многих артистов другой стилистике и характеру игры.

70-80-е годы в творчестве Ислама Амашевича были самыми продуктивными, самыми результативными. Его постановки «Материнское поле», «Сундук бедствий», «Что тот солдат, что этот…», «Медея», «Дуэнья», «Кровавая свадьба» и ряд других стали выдающимися событиями в театральной жизни республики, перевернувшими привычное представление о сценическом прочтении известных произведений драматургии.

Немалую роль в громком успехе и масштабности сценической интерпретации событий и образов пьес сыграло удивительное попадание в точку блистательно продуманной и содержательно оформленной, глубокомысленной сценографии талантливейшего художника, незабвенного Эдуарда Путерброта. Два творческих человека, жадных до экспериментов и философских размышлений над проблемами жизни и искусства, нашли друг друга и с удовольствием сотворяли горячие, неординарные спектакли, которые будоражили умы и сердца зрителей.

Характерной чертой режиссерских опытов И.Казиева становится стремление к жанровому многообразию поисков и воспитание артистов на разных, порой полярных художественно-стилистических произведениях, позволяющих вытащить богатый и многообразный арсенал актерских возможностей и средств, выявить потенциальные способности.

Сегодня народная артистка РФ Инесса Курумова с незатейливой грустью признается: «А ведь мои лучшие сценические образы были созданы в спектаклях Ислама Казиева. С каким упоением работала я тогда над Медеей, Дуэньей, Умухани… А какой драматургический материал был!»

Активная творческая работа режиссера над классикой позволяет ему находить своеобразную и далеко не традиционную для дагестанского сценического искусства форму решения. Его лучшие спектакли богаты новыми, порой неожиданными пластическими и мизансценическими подходами, которые становятся своего рода ключом в прочтении отдельных смысловых пластов, ставят акценты в тех или иных сценах и эпизодах.

Синтезируя в рамках отдельных сценических постановок приемы и средства разных художественных направлений, соподчиненных и творчески работающих на воплощение острых социальных и нравственных проблем, вовлекая в действие народную притчу в органическом сочетании со сплавом классического и народного театра, И.Казиев показывает не только актуальность проблематики классической пьесы, но и решает серьезные художественно-постановочные задачи сценического искусства.

Сегодня, в ситуации затянувшейся паузы в развитии современной драматургии, Ислам Казиев вновь взялся за перо и начал сам писать пьесу для своего театра. Он вновь стал чаще обращаться к классике и переводным пьесам. Его постановки последних лет «Человек из Ламанчи», «Дикарь», «Богатая женщина», «Эркеч Али», «Асият» с успехом идут на сцене Кумыкского театра. А кафедра актерского мастерства, которой он руководит более 15 лет на факультете культуры ДГУ, подготовила не одну смену молодых актеров для национальных театров Дагестана.

Заслуженный деятель искусств РФ, кавалер ордена Дружбы Ислам Амашевич Казиев – художник неординарный, востребованный и любящий дело, которому служит. Наделенный здоровым чувством юмора, разносторонне одаренный, он заряжает молодежь творческой энергией и хорошим художественным вкусом, требователен к себе и к своим подопечным. Здоровья тебе, Ислам Амашевич, на многие годы и творческого долголетия!

Статьи из «Культура»

Село воздушных казов и украшений

228
Командировке в Кубачи, да еще не просто так, а на...

Гоголь в волшебном мире кукольного жанра

5
«Мертвые души» Гоголя читали все. Целиком ли,...

Прикоснуться к наследию

7
Экскурсии, мастер-классы, лекции, творческие мастерские – так прошли «Большие семейные...

Она перевернула театральный мир

17
Зинаида Райх появилась на свет 130 лет назад. Она была...

Мои горы, мои кунаки

63
Непревзойденный мастер фотографии… В его руках, или, лучше сказать, его глазами фотография...

Актёр, которым восхищался весь мир

14
Умер Ален Делон, легендарный актер, которым восхищался...

Актер, которым восхищался весь мир

17
Умер Ален Делон, легендарный актер, которым восхищался...

Щелчок. Кадр. Жизнь

33
Вот не даст соврать наш редактор: найти хорошее фото к материалу – это иногда большая...

Законы живописи

12
Художник при должности – это не художник: слишком много административной работы, считает...

Аул мастеров ждёт

22
Из истории мы знаем, что Кубачи на протяжении многих веков являлся аулом златокузнецов,...

«Больше, чем театр»

16
Под таким девизом на прошлой неделе в Крыму состоялся шестой образовательный заезд сезона...