Не профессия, но работа
Нарисовать портрет человека – задача куда более сложная, нежели изображение неодушевленных предметов. Поди попробуй заставить кого-то часами стоять или сидеть недвижимым. Но есть специальные люди, позирующие автору при создании художественного произведения. Их называют демонстраторами пластических поз, в народе – натурщиками.
На художественно-графическом факультете ДГПУ у студентов занятие по рисунку. В мастерских одновременно работают несколько натурщиков. В одной мастерской рисуют студенты 1-5-х курсов. Хотя смотрят они на одного и того же человека в одинаковой композиции, но каждый делает упор на своем. Кто-то может «забыть» нарисовать гитару и фрукты, зато тщательно изобразит руки и голову модели. Педагог проходит между мольбертами, следит за процессом, в любой момент может быстрыми движениями исправить ошибку или подсказать, как правильно. Есть также лампы, освещающие модель, чтобы лучше были видны детали. А вот на уроке живописи, который намечен на следующий день, студенты рисуют только при естественном свете.
Большинство натурщиков на худграфе – пенсионеры, люди интеллигентные, интересующиеся искусством. Знакомство с ними это только подтверждает. Терция Магомедова (на работе Ф. Саидовой – сверху) – филолог, но и к музыке, как вы уже догадались по имени, имеет отношение. Второе образование у нее музыкальное – много лет работала педагогом сначала в музыкальном училище в Махачкале, потом в музыкальной школе, и вот уже восемь лет позирует на худграфе.
– Работа спокойная, голосовые связки, как в школе, не напрягаются. Вот сижу и молчу, – улыбается женщина. – Знакомые как-то рассказали, что на факультет требуются натурщики. И без дела не сижу, да и прибавка к пенсии, пусть даже небольшая. А вообще контингент студентов здесь иной, нежели на других факультетах. К дисциплине их призывать не нужно, – рассказывает Терция Ибрагимовна, не меняя позы. Только иногда, забывшись, поворачивает ко мне голову.
Сегодня она сидит на стуле, скрестив ступни ног, сзади нее черная мантия, за правой рукой висит гитара, уже иного темного оттенка, на столике бутафорские фрукты и белая кружка. Кофта на ней белая, кружка – тоже, но белизна эта разная, и студент должен это передать.
Натурщик – не профессия, но работа. Причем довольно непростая. Нужно выдержать академический час неподвижно в определенной позе. Даже моргать нежелательно – взгляд должен быть устремлен в одну точку. Обязательно нужно делать перерыв, разминаться, иначе все затекает – руки, спина, шея, рассказывают натурщики. Вертеться нельзя, но и деспотизма нет: если совсем невмоготу, можно, что называется, отдышаться. Студенты с большой заботой относятся к натурщикам и всегда поймут. Со своей стороны натурщики стараются их не подводить, ведь если дадут слабинку и, сославшись на нездоровье, уйдут, студенты останутся без натуры, а занятие будет сорвано.
Заблуждение о натурщиках – будто бы все они красивые. Да, конечно, приятно рисовать симпатичного человека, но художественной задачи там бывает мало. Натурщики, они как актеры, ценность их даже не в красоте, а в харизме, что ли. Помните, актеров Владимира Басова или Фаину Раневскую? Ну кто скажет, что они красивые? А ведь прочно врезались в память. Так и в натурщиках есть что-то, выделяющее их среди других, какая-то выпуклость внешности, своеобразная деталь: большой нос или слишком узкий лоб, вытянутый подбородок либо чересчур широкие плечи. Стоишь рядом, и возникает ощущение, будто это не просто человек, а тело, разрезающее воздух вокруг своими формами, говорящее: «Вот, я здесь!» Бывает, увидишь на улице такого человека впервые, посмотришь всего на секунду, и его лицо как-то само собой врезается в зрительную память, оставляя в ней отпечаток, словно сделанный гипсовой формочкой.
Вот такое лицо у Юрия Николаевича Касторского, историка, кстати, по образованию. Лицо его трудно назвать красивым, а студенты рисуют его с удовольствием. Кого он только ни изображал – старика, рыбака, почтальона.
Для изучения тела студентами натурщики, как принято в художественных вузах, должны позировать в том числе и обнаженными. Однако в Дагестане сложно найти людей, кто согласится на это. Приходится преподавателям выкручиваться – если появляется молодой натурщик, просят его надеть обтягивающую футболку, чтобы формы тела максимально очерчивались.
Натурщик для студентов не просто позер, но и педагог. Терция Ибрагимовна признается, что молодые художницы часто обращаются к ней с жизненными вопросами, которые не задашь родителям или подругам. Она всегда подскажет, поможет советом, однако в работу художников и преподавателей не вмешивается.
Мы привыкли думать, что художник старается передать в портрете характер персонажа. Но в учебном процессе студента не должны волновать внутренний мир натурщика, его мысли и настроение. У него другая цель – научиться передавать формы. И натурщики выбираются в соответствии с задачей, которая может звучать, например, так: «голова пожилой натурщицы на темном фоне» или «морщинистый мужчина, сидящий в развороте». О чем в этот момент думает натурщик, художнику знать необязательно. И даже внешнее сходство не столь важно – на некоторых портретах натурщица узнаваема, а на других не очень. Гораздо важнее, насколько точно художник выполнил задачу, поставленную педагогом.
… Я задавал натурщикам еще много вопросов, а все не мог понять, что же они чувствуют. – А вы попробуйте пять минут посидеть неподвижно в одной и той же позе, вот и почувствуете, – советует Терция Ибрагимовна. Придя домой, я решился на эксперимент. Сел в удобную позу на стуле, поставил таймер на пять минут. Первую минуту все было хорошо, а потом в голову стали приходить мысли про недописанную статью, про невыключенный чайник, неотложный звонок… В общем, не досидел я. И понял, что покой человеку только снится. Он где-то там – в буддийских монастырях и Гималаях. Ну или на портретах, нарисованных художниками.