Сетевое издание «Дагестанская правда»

23:55 | 29 ноября, Вт

Махачкала

Weather Icon

Недобрый смех «Богатой женщины»

A- A+

Как показала наша новая история, в одночасье можно поделить территории, заводы, самолеты, но невозможно поделить то единое культурное пространство, которое формировалось веками, лишить народы общей памяти и стремления к духовному общению. Практическим свидетельством этому явился V Международный фестиваль тюркоязычных театров в Уфе «Туганлык» («Родство»), участником которого был Кумыкский музыкально-драматический театр им. А.-П.Салаватова из Махачкалы.

Уфа — современный город с широченными, по дагестанским меркам, проспектами, благоухающими парками, поразивший великолепием, ухоженностью и оснащенностью театральных зданий, Дома актера, музеев — украсилась афишами «Туганлыка», богатыми, выразительными, словно яркий восточный ковер. И это естественно, в столицу Башкортостана съехались на театральный фестиваль пятнадцать плюс пять гостевых тюркоязычных театров от Арктики до Черного моря, от Кавказа до подножий Урала, от азиатских степей до волжских просторов: из Кыргызстана, Татарстана, Хакасии, Казахстана, Дагестана, Якутии, Кабардино-Балкарии, Чувашии, Молдовы, Крыма, Азербайджана, Турции, с Алтая. Разнообразие форм, жанров, стилей в драматическом искусстве современного театра. «Туганлык» отразил интернациональный характер не только фестиваля, но и самого существа театрального искусства, не ведающего национальных границ, что и подтвердил Кумыкский музыкально-драматический театр, показав пьесу турецкого драматурга Али Амирли «Богатая женщина».

В ее основе судьба человека в жестоком неспокойном мире, где деньги съели людскую нравственность, обезличили человека, разрушили его натуру. Тема актуальная и близкая любому человеку независимо от национальности и места проживания. Режиссер-постановщик, заслуженный деятель искусств РФ Ислам Казиев с актерами, занятыми в спектакле, воплотил на сцене замысел автора пьесы, говорившего:

«Я шучу над этим (выведенными обстоятельствами в «Богатой женщине») жестоко и беспощадно, едко высмеиваю алчность. Но это недобрый смех». «Черная эксцентричная комедия», — так определяют жанр спектакля авторы – драматург в Анкаре (Турция) и режиссер в Махачкале (Дагестан). Как далеки они территориально и как близки нравственно, духовно.

Дагестанский театр на фестивале с философской глубиной и поэтической прозорливостью, правдиво и искренне посредством спектакля размышлял о судьбе человека, о его современном бытии. Режиссер Ислам Казиев творческий эксперимент чутко соединил с академизмом театра. Его спектакль гуманистически объединил народы, понравился жюри, зрителям, а потому завоевал серьезные награды. 

Фестиваль — это всегда собрание талантливых людей, ярких актерских индивидуальностей разных поколений, лидеров-режиссеров, и оказаться в числе призеров по основным номинациям весьма почетно. Кумыкский театр показал своим спектаклем своего рода мастер-класс по работе с драматургическим материалом, основываясь на приемах системы Станиславского, подкупая важностью и актуальностью темы, идеи пьесы через элементы сценического искусства, умело выражая основную мысль, философию спектакля. Дагестанцы продемонстрировали актуальность приемов и инструментов классической школы для современной сцены, тем самым покорили коллегию московских ведущих критиков, принявших участие в работе фестивале, и коллегию жюри, среди которых профессоры, кандидаты искусствоведения, народные артисты СССР, РФ, лауреаты Государственной премии России, ведущие специалисты Союза театральных деятелей РФ. Они отмечали важность энергетической системы артиста, без которой нет театральной атмосферы, а дагестанцы своим спектаклем преподали урок, как создать ее на подмостках театра и передать в зрительный зал.

Коллектив Кумыкского театра, представляющий на Международном фестивале тюркоязычных театров нашу республику, удивительным образом обаял буквально всех. Слово «Дагестан» было синонимом человеческого уважения и профессиональной признательности. С особым почтением дагестанцев приглашали на все мероприятия фестиваля. Понимая финансовые затруднения нашего времени, директор и художественный руководитель Русского драматического театра Башкортостана, заслуженный деятель искусств РФ М.Рабинович, кстати, имевший профессиональные дагестанские корни (работал в Русском театре в Махачкале), взял на себя ответственность за изготовление декораций, пошив некоторых костюмов для фестивального спектакля Кумыкского театра. «Да что там декорации, все службы уфимского театра работали на нас, — уточнил художественный руководитель А.Айгумов. – Нас приглашали на все приемы. Был прием и в нашу честь. Министр культуры Башкортостана особо выделил наш коллектив, единственный среди участников фестиваля, вручив богато оформленный исторический символ республики, чего удостаиваются не многие гости Башкортостана».

Профессионализм Кумыкского театра был подтвержден дипломом в номинации «Лучшая женская роль» актрисе Тотуханым Осаевой за исполнение роли Хевы в спектакле «Богатая женщина»; дипломом I степени актеру Байсолтану Осаеву за создание яркого сценического образа. А на состоявшейся лаборатории режиссеров драматических театров, ставшей важной органической составляющей фестиваля «Туганлык» с участием актеров, режиссеров, Уфимской академии искусств, колледжа искусств Башкортостана, где был проведен анализ фестивальных спектаклей, много добрых слов было сказано в адрес Кумыкского театра. Театровед, профессор К.Щербаков сказал, что с таким творческим потенциалом можно «горы перевернуть», посоветовал театру ставить масштабные спектакли. «Этому театру по силам любые драматургические полотна», — сказал мэтр российского театрального искусства.

А автор пьесы «Богатая женщина» турецкий драматург Али Амирли прислал в адрес театра свое «спасибо»: «По материалам Интернета я следил за фестивалем «Туганлык» в Башкирии. Очень рад, что «Богатая женщина» пользовалась успехом, зрители приняли ее «на ура». Очень приятно, что Т.Осаева получила диплом фестиваля как лучшая актриса. От души поздравляю коллектив театра и Б.Осаева, также отмеченного дипломом. Мне очень приятно, что моя пьеса живет и работает самостоятельно, без меня. Спасибо всему театру за все!». 

«Туганлык» стал праздником для зрителей, а для артистов – замечательной возможностью увидеть коллег из других театров, показать свои работы, напрямую пообщаться, обменяться впечатлениями, опытом, обсудить увиденное. Эти встречи, несомненно, обогащают, оставляют в памяти добрые воспоминания, рождают желание встретиться вновь, укрепить творческие связи. Так, Татарский драматический театр пригласил со спектаклями Кумыкский театр в Казань. Дагестанцы были рады редкому случаю увидеть работы коллег из Молдовы, Крыма, Хакассии… Общение с другими народами и культурами дает понимание своего «я». А оно, как показали итоги международного фестиваля, у Кумыкского театра достойное. Это свидетельство живой души театра, его серьезного профессионализма. 

Следите за нашими новостями в Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Культура»

  • Фестиваль поразил своим размахом 

    Исторический парк «Россия – моя история» в прошедшие выходные стал местом притяжения тысяч дагестанцев и...

    27

    16 часов назад

  • На переломах эпох 

    В Историческом парке «Россия – моя история» в Махачкале открылась мультимедийная выставка «Украина. На...

    26

    17 часов назад

  • Газета «Горцы»

    Васян 

    8

    2 дня назад

  • Читаем музыку 

    Дагестанский институт развития образования в своих обучающих программах для преподавателей делает акцент...

    47

    3 дня назад

  • Кладовая резного камня 

    Уникальные образцы искусства резьбы по камню, история которого в Дагестане начинается еще с эпохи бронзы,...

    12

    5 дней назад

  • От искусства Зирихгерана до златокузнецов 

    _ Жизнь и научная деятельность российского учёного-кавказоведа, искусствоведа, археолога и историка, доктора...

    70

    5 дней назад