Невидимый актер на сцене
В театре и во время крупных шоу представление было бы неполным без правильного освещения. Художник по свету – это отдельная профессия, ему сегодня доступны самые современные приборы и методики работы. Все это для того, чтобы поразить зрителя в самое сердце, поддержать идею спектакля и завершить образ.
В преддверии профессионального праздника мы побеседовали со светохудожниками некоторых наших театров. Каждый из них знает, как можно светом передать нарастание тревоги, грусть, одиночество и другие состояния героев спектакля. Для каждого цвета и его тонов, полутонов у них своя характеристика.
Неожиданно для себя
Художник по свету Лакского театра Зураб Магомедов, сын известного в республике актера Аслана Магомедова и внук выдающегося артиста СССР Садыка Магомедова, в свое время также ни о чем другом не думал, кроме как о сцене, поступил на актерское отделение факультета культуры Даггосуниверситета. Судьба подарила ему возможность сниматься в кино – первая его роль была в фильме «Платон», затем был еще ряд работ. Последняя большая кинокартина, в которой снялся Зураб, – фильм «Пальмира» Ивана Болотникова. Помимо опыта работы в кино, он хотя и не так часто, как хотелось бы, участвовал в театральных постановках.
В профессию художника по свету Зураб пришел неожиданно для себя. Был период, когда, находясь в творческом поиске, он пробовал себя в разных профессиях. Однажды ему позвонили и сказали, что есть возможность освоить работу звукорежиссера в Русском драмтеатре. Молодой человек не упустил случая. Научился у старших коллег всем азам, проработал звуковиком более трех лет, а потом перешел в Лакский театр осветителем, специалистом, выполняющим техническую реализацию задумок художника по свету. И вот спустя время он уже сам пишет партитуры по свету к спектаклям, работая в тандеме с режиссерами. Работа в театре, актерские навыки, учеба в ГИТИСе на отделении режиссуры помогли ему вникнуть в замысел постановщиков и выжать максимум из того скудного оборудования, которым он располагает.
— Сейчас есть возможность записать заранее программу на компьютере и запустить ее на время спектакля. Многие так и делают. Я считаю, это как-то ну совсем бездушие – если хочешь воздействовать на зрителя, надо работать вручную. Когда в прошлом году проходил в ГИТИСе специальные обучающие курсы для светохудожников, а во время самоизоляции – онлайн-курсы при СТД, преподаватели и специалисты ведущих столичных театров были единодушны во мнении, что настоящий профессионал должен ставить свет в момент действия, вместе с актерами проигрывая все, что происходит на сцене. А для этого недостаточно освоить все технические моменты, нужна театральная чуйка, — делится Зураб.
По стопам деда и отца
На сегодняшний день самое современное световое оборудование в пределах Дагестана и даже СКФО находится на базе нашего Русского драматического театра. Это стало возможным благодаря поддержке Министерства культуры республики. Работает с новенькой аппаратурой потомственный художник по свету Адиль Адильханов. Он создает световое сопровождение спектаклей Русского театра и одновременно работает над концертами и постановками Дагестанского театра оперы и балета.
В профессии Адиль с 1999 года. Учился у дедушки и отца, которые в свое время устанавливали свет во всех театрах республики. Выросший в театральном закулисье паренек знал каждый рычаг, каждую кнопочку, потому сам бог велел ему продолжить семейную традицию.
Несмотря на внушительный опыт, Адиль продолжает учиться, постигать новое. Было время, когда театр полностью переоборудовали, и ему приходилось по новой «заводить дружбу с техникой». На помощь приходили Интернет, различные форумы. Есть возможность пройти дистанционное обучение – Адиль непременно этим воспользуется. Так, недавно он прошел онлайн-курсы художников по свету на базе ГИТИСа. Параллельно работал над балетом «Асият», премьеру которого дагестанцы могли видеть в начале этого года.
— В нашем деле, как и в живописи, нельзя просто взять в руки кисть и сразу создавать шедевры, недостаточно освоить азы. Этой профессии нужно учиться всю жизнь. Поэтому я, как и многие мои коллеги, стараюсь совершенствовать свое мастерство: просматриваю концерты, спектакли в Интернете, театральные форумы. У меня немало друзей, работающих в театрах в других регионах страны, которые при необходимости всегда готовы прийти на помощь, — делится Адиль.
Результат такого отношения к делу и скрупулезной работы зритель видит на сцене, когда свет, созданный Адильхановым, передает внутренние переживания героев.
Природа – самый талантливый художник
Мурад Салманов поступал на радиотехника в политехнический институт, но однажды через знакомых узнал, что Аварский театр нуждается в осветителе. Технически подкованный молодой человек решает попробовать себя в новой сфере, и, как оказалось, не зря. Старший коллега, художник по свету Магомед-Закир Сулейманов помог ему освоиться в новом ремесле, привил любовь к театральному искусству. Проработав более 20 лет осветителем и получив звание заслуженного работника культуры Дагестана, Мурад Гаджиевич шесть лет назад сам стал главным художником по свету в театре. Работа, по его словам, сложная, требующая постоянного самосовершенствования.
— Это такая профессия, что даже когда просто идешь по улице, гуляешь в парке, сидишь у моря, волей-неволей глаз следит за поведением света. Я многому учусь у природы. Она – самый талантливый художник. Порой природа являет нашему вниманию такие светоэффекты, что дух захватывает. Я все это стараюсь запоминать и затем по возможности использовать в своей работе, — говорит он.
В прошлом году опытный специалист ездил в Москву и прошел при ГИТИСе очные курсы художников по свету. Параллельно, договорившись с коллегами из Ленкома, ходил и смотрел, как там устанавливают свет. Многое почерпнув для себя, Мурад Гаджиевич применяет знания в работе над новыми спектаклями.
Открыт новым знаниям
Арсен Латипов (Кумыкский театр) называть себя художником по свету не спешит. В прошлом он много кем работал: таксистом, в пластиковом цеху. В театр пришел семь лет назад.
Арсен работает помощником художника по свету, отвечая за техническую составляющую процесса. Уже много чего делает самостоятельно, но молодой человек считает, что ему нужно пройти переподготовку. С этой целью директор театра направляет его в Москву, на очные спецкурсы. Кроме того, Арсен самостоятельно пополняет багаж профессиональных знаний – смотрит в Интернете, работу его коллег по цеху в стране и за рубежом, изучает, как создаются грандиозные световые шоу в разных частях мира. Посещая музеи, театры, отправляясь вместе с труппой в другие регионы, обязательно почерпнет опыт у своих коллег.
«Никогда нельзя утверждать, что ты полностью владеешь своей профессией. Надо всегда быть открытым новым знаниям», — говорит Арсен.