Одураченный аристократ, или Фигаро в юбке
Даггосфилармония своему зрителю представила премьеру оперы Джованни Баттиста Перголези «Служанка-госпожа».
Наш зритель уже достаточно искушен большими и красочными постановками Дагестанского театра оперы и балета. Однако коллектив Даггосфилармонии показал новый оперный жанр, который еще не был представлен на театральных площадках нашей республики, — итальянскую оперу-буффа. И совсем неслучайно, а даже символично, что знакомство с этим жанром началось для нас именно со «Служанки-госпожи». Опера была первой в мире в этом жанре и стала основоположницей нового направления. 275 лет назад комическая интермедия Джованни Перголези впервые прозвучала в антрактах серьезной оперы «Гордый пленник». Комедия должна была развлечь зрителей между тремя действиями сложной драмы на музыке». Очень скоро «Гордый пленник» был забыт, а «Служанка-госпожа» стала популярнейшим произведением в мировом оперном репертуаре и, кстати, вызвала войну буффонов во Франции.
А сюжет ее совсем незатейлив. Без подвигов и трагедий. Все началось с чашки шоколада, которую юная служанка Серпина не подала на завтрак доктору Умберто. А окончилась опера женитьбой аристократа на этой плутовке — «Фигаро в юбке». И трудно поверить, что в середине ХVIII века вокруг этой бытовой музыкальной истории развернулась настоящая идеологическая борьба, в которой участвовали «титаны мысли» Дидро и Руссо.
Премьера оперы в зале Кумыкского театра, несомненно, удалась. В действии участвуют всего три персонажа, один из которых — слуга Веспоне — мимический (Сергей Поздяняков). Декораций нет вовсе, за спинами артистов играет оркестр. Действующие лица — обычные люди. Такое бесхитростное сценическое оформление вместе с веселым динамичным сюжетом — основные черты и приметы оперы — буфф.
Это, если хотите, такая музыкальная «штучка» — изящная и очаровательная. За внешней легкостью, разумеется, большой труд коллектива камерного оркестра под управлением заслуженной артистки РФ Зарифы Абдуллаевой. Бессмертная музыка Перголези звучала, конечно, вживую и безупречно. Ничто не мешало слушателям погрузиться в эпоху великого композитора и, ощутив себя жителем Неаполя из 18 века, сопереживать героям веселой истории.
Исполнители главных ролей — солисты Даггосфилармонии: заслуженная артистка РД Светлана Мусаева и Александр Бобин-Шмидт еще раз подтвердили известный факт, что талантливые люди талантливы во всем. Это были не только мастерски исполненные вокальные партии, но и две замечательные актерские работы. Хочется отметить, что образы их героев были столь проработаны и убедительны, что осталось впечатление хорошо обкатанного спектакля, а не премьеры.
Режиссер-постановщик Бобин-Шмидт. Маленькое сценическое пространство и отсутствие декораций нисколько не помешали создать стремительно разворачивающееся действие, в котором престарелый и глуповатый доктор Умберто позволяет одурачить себя хитрой служанке. Серпина Светланы Мусаевой гораздо больше аристократка, чем ее хозяин. Она грациозно смахивает пыль с рояля и элегантно нюхает табачок.
Игра артистов очень богата такими выразительными деталями и жестами, которые яркими и разнообразными бликами высвечивают переживания каждого персонажа. Очень увлекательно наблюдать, как актеры пикируются в дуэтах. Отрадно, что эта постановка дала возможность Светлане Мусаевой и Александру Бобину-Шмидту с таким успехом показать себя в новом качестве.
Все началось с чашечки шоколада, а закончилось шоколадной конфетой каждому зрителю на выходе из зала. Но не заканчиваются сюрпризы, которые Даггосфилармония устраивает своим слушателям. В июне нас ждет I Межрегиональный фестиваль «Порт-Петровские Ассамблеи», в рамках которого пройдет повтор оперы «Служанка-госпожа» для тех, кто еще не встретился с этим шедевром мировой оперной сцены.