Он мечтал о сцене
Всенародный любимец Магомед Мусалаев (на снимке крайний справа) мальчишкой работал у дяди в Тбилисской мастерской кинжальщика, юношей ходил по селам Азербайджана лудильщиком. Но в свободное время не расставался с мандолиной. Тяга к искусству жила в нем всегда, он мечтал о сцене. Вернувшись на Родину, как только открыли государственный Лакский театр, пошел в артисты.
Мусалаеву, 110-летие со дня рождения которого мы отмечаем в этом году, повезло, что в начале его творческого пути художественным руководителем театра был назначен молодой профессионал, выпускник режиссерского факультета Тбилисского ГИТИСа Павел Васильевич Джапаридзе. В работе с актерами он пользовался методом действенного анализа пьесы и роли, учил психофизическому разбору, этюдам, гриму и другим премудростям. Для постановки подбирал добротные драматургические произведения, что сыграло немаловажную роль в становлении начинающего артиста.
Одна из первых его постановок – пьеса К. Тренёва «Любовь Яровая». Магомеду была поручена роль Михаила Ярового. Чрезвычайно сложный образ ярого врага Советской власти, который направил все свои силы на борьбу с большевиками, не щадя даже родных и близких ему людей. Начинающему артисту было нелегко создавать эту роль. Но Мусалаев вместе с режиссером сумел преодолеть свою личную неприязнь к врагу Советской власти, которая на первых порах мешала ему слиться с образом и показать нутро, мысли и чувства человека, одержимого идеей неприятия и борьбы с новым строем. На высоком накале напряжения, с острым драматизмом проходили многие сцены героя с женой и красным командиром Кошкиным. Вдумчивая, кропотливая работа послужила поводом для назначения и в дальнейшем на ответственные и главные роли – Аглар-хана в драме М. Алиева «Аздар», молодого пограничника Надира в пьесе Г. Мдивани «Честь», Айгази в героической драме Р. Фатуева «Горцы», Сганареля в комедии Ж.-Б. Мольера «Лекарь поневоле».
За весомый вклад в развитие актерского искусства республики и активную творческую деятельность указом Дагестанского правительства ему было присвоено почетное звание «Заслуженный артист ДАССР». Справедливость высокой оценки творческого потенциала и актерских возможностей он подтвердил и в последующих сценических работах.
С начала 1940 года художественную часть Лакского театра возглавил новый профессиональный режиссер А. П. Васильев, продолживший творческую линию Джапаридзе в работе над серьезными драматическими произведениями. В постановке Васильева по пьесе Б. Лавренёва «Разлом» нашему герою была поручена роль Годуна. Сложный драматический образ борца за Советскую власть, нового человека из народа был воплощен им с большим тактом и тонкостью. Актеру удалось избежать штампов и внешних шаблонных приемов в обрисовке характера положительного героя.
Война прервала творческий путь артиста. Одним из первых добровольцем он ушёл воевать за Родину. А вернувшись с победой, вновь окунулся в любимую работу с ее пешими походами из села в село, спектаклями в холодных неотапливаемых клубах, трудными поисками и радостными открытиями. Он был из тех артистов, которые придавали особую значимость, вес, яркую индивидуальность изображаемому персонажу. Его Аглар-хан в спектакле «Аздар» приводил в трепет своей внушительной жестокостью и коварством в расправе над противником и провинившимися. Большов в «Свои люди – сочтёмся» А. Островского – самодурствующий купец. В спектакле «Севиль» Д. Джабарлы играл роль Атакиши, на смотре театров Дагестана она была названа лучшим актерским достижением спектакля. Артист показал глубокую драму порядочного человека, наделенного добрым сердцем и мягким характером. Фон Вальтера из спектакля «Коварство и любовь» Ф. Шиллера уже народный артист ДАССР М. Мусалаев сыграл без налета мелодраматизма – как жертву и символ эпохи.
Но не всегда сразу приходил он к искомым результатам. Среди лучших сценических работ на первом месте Молла Насрутдин и Машади-Ибад в одноименных комедиях М. Курбанова и У. Гаджибекова. Незабываемыми и неподражаемыми были сцены с амбалом, с женихом Гюльназ и многочисленными кредиторами в «Машади-Ибаде», когда, вставляя в нужных местах азербайджанские слова, великовозрастный жених на полном серьезе пересказывал истории своего многоженства или, уверенный в своей неотразимости, готовился к встрече с невестой.
Сочный, богатый красками образ Рустам-бека создан в музыкальной комедии «Аршин мал алан» У. Гаджибекова.
На декаде литературы и искусства Дагестана в Москве (1960) Мусалаев исполнял эпизодическую роль бухгалтера колхоза Хаса в спектакле по пьесе М. Алиева «В родном ауле». Артист настолько обогатил образ, дополнив его новыми подробностями, что московские критики называли такую игру в числе несомненных удач постановки. В том же году Магомед был удостоен высокого звания «Заслуженный артист РСФСР».