Купить PDF-версию
10:11 | 29 марта, Пт
Махачкала
X
13:49 04.04.2015

От «Красной Шапочки» до «Иоланты»

Народная артистка Дагестана Светлана Мусаева считает, что, если у человека есть певческий голос, рано или поздно он, что называется, вырвется наружу и определит дальнейшую судьбу.

А ведь когда пришло время выбирать профессию, Светлана всерьез решила посвятить себя рабочей специальности: вместе с одноклассницами поехала в Тверь учиться на прядильщицу. Но где бы она ни была, всегда участвовала  в художественной самодеятельности: в русском хоре, вокальном ансамбле.

Желание петь у нее зародилось еще в детстве. «Сегодня, рассуждая как вокалистка, понимаю, что уже тогда пела интонационно чисто, правильно», — отмечает Светлана Салмановна.

Когда все-таки судьбоносное решение — пойти учиться пению — было принято, она поступила в Северо-Кавказский институт искусств в Нальчике. В профессию ее ввел Валерий Кайтуков, о котором певица отзывается исключительно как о  замечательном человеке, преданном своей профессии, обожающем ее. «Здесь произошло мое голосовое развитие, я поняла, что такое вокал, в полной мере почувствовала свой голос — лирическое сопрано».

В то время фамилию Нахтигаль Светлана Мусаева не слышала ни разу. Но именно Ирина Германовна, худрук Даггосфилармонии, подойдя к Светлане после концерта, спросила, не хочет ли она работать у них. Этот вопрос предопределил дальнейший жизненный путь: с 1995 года Светлана Салмановна — солистка Даггосфилармонии.

Становление Дагестанского государственного театра оперы и балета происходило с участием Светланы Мусаевой. Она солистка молодого театра с 1998 года и сразу получила одну из первых ролей – партию Асият в первой дагестанской национальной опере «Хочбар» Готфрида Гасанова.

Сегодня артистка занята почти во всех спектаклях театра, поет в «Алеко» С. Рахманинова, «Иоланте» П.Чайковского, «Аршине мал алане» У. Гаджибекова, «Валиде» М. Кажлаева, в детской опере «Красная Шапочка» В. Гокиели, концертной программе по страницам «Евгения Онегина» П. Чайковского.  

Кропотливой была работа над оперой «Иоланта», где у С. Мусаевой роль незрячей героини. Молодой оперный режиссер Диана Бежитуева скрупулезно искала, как певчески передать драматичность образа. И задумка удалась.

Актерски характерной игрой отмечена оперетта «Аршин мал алан». «Я ее готовила долго, так как в ней музыка с другим, хотя и близким нам национальным колоритом, азербайджанской ритмикой. Более того, в партии Гюльчохры шесть вокальных отрывков, и все они характерные. Но работа эта интересна в любом случае, так как музыка в постановке приятная на слух и легко ложится на голос», — поясняет певица.

В концертном исполнении «Евгения Онегина» Светлана Салмановна исполняла письмо Татьяны и последнюю сцену с Евгением Онегиным (Мухсином Камаловым). Образ Татьяны надо было играть глубоко, масштабно, душевное состояние передать тембровой окраской голоса. Были непростыми и эмоциональные переключения.

Ярким творческим моментом в своей жизни певица считает работу в дуэте с Александром Бобиным-Шмидтом (баритон) в опере-буфф «Служанка и госпожа» Дж. Перголези. «Впечатления от работы с этим артистом остались самые яркие, заряжала его деятельная энергия».

Еще одной составляющей трудовой деятельности Светланы Мусаевой стала педагогика. Долгое время она учительствовала в одной из музыкальных школ города, а не так давно стала педагогом Махачкалинского музучилища им. Г. Гасанова. «У нас много желающих петь эстрадные, национальные песни, а вот учиться академическому вокалу желающих наберется не много», — говорит певица. Поэтому она видит свою задачу педагога в том, чтобы пробудить и развить желание петь академическую музыку, научить молодые дарования серьезному вокалу. Тогда возникает любовь, которой заболеешь навсегда.

Светлана не жалеет, что посвятила себя музыке. Для нее это по-настоящему интересная, разнообразная, творческая  работа, а люди, окружающие ее, замечательные, так как живут музыкой и оттого наполнены духовно. Коллеги Тагир Курачев, Умразият Арбуханова являются для нее примером. И всякий раз, разучивая романсы, с которыми в свое время выходила на сцену  Исбат Баталбекова (кстати, С. Мусаева – одна из первых обладательниц премии имени этой известной дагестанской певицы), она приходит к осознанию того, каким высоким уровнем мастерства владела незабвенная Исбат.

Статьи из «Культура»

Махмуд из Кахаб-Росо: поэт и воин

6
В 1914 году 28 июля нападением Австро-Венгрии на Сербию...

Вдохновение Дагестаном

7
День единения народов России и Беларуси мы отмечаем 2 апреля. Но если вы сейчас ждете, что я...

Тебе, поэзия, спасибо!

9
Поэзия всегда была неотъемлемой частью жизни общества. Она развивалась в любой культуре и на...

Герои моего времени

18
Человек, гражданин, журналист, чьё имя не нуждается в комментариях, написал новую, уже пятую...

По стопам отца, не снижая планки

77
Как актер он сыграл порядка 70 драматических, трагических,...

Книги делают нас лучше

4
Самуил Яковлевич Маршак, известный советский поэт, говорил: «Что бы вы ни делали, чем бы вы ни...

На бал Весны из разных «королевств»

7
Конкурс «Маленькая фея-2024» стал знаменательным...

Высокая эстетика мастерства

26
В 1921 году пришел в этот мир человек, внесший весомый вклад в музыкальную сокровищницу, один...

«Пушкинская карта» – это удобно

4
В 2021 году в России презентовали «Пушкинскую карту» –...

Встреча с Натальей Вавиловой

8
На рубеже 80-х годов прошлого века в СССР было много талантливых и красивых актрис, но Наталью...

Адиль Адильханов: «Пишу спектакль светом»

88
– Кем ты хочешь стать? – Художником по свету в...

Непростая судьба поэта

19
Ирчи Казак – один из самых выдающихся дагестанских поэтов, основоположник кумыкской...