От «Красной Шапочки» до «Иоланты»
Народная артистка Дагестана Светлана Мусаева считает, что, если у человека есть певческий голос, рано или поздно он, что называется, вырвется наружу и определит дальнейшую судьбу.
А ведь когда пришло время выбирать профессию, Светлана всерьез решила посвятить себя рабочей специальности: вместе с одноклассницами поехала в Тверь учиться на прядильщицу. Но где бы она ни была, всегда участвовала в художественной самодеятельности: в русском хоре, вокальном ансамбле.
Желание петь у нее зародилось еще в детстве. «Сегодня, рассуждая как вокалистка, понимаю, что уже тогда пела интонационно чисто, правильно», — отмечает Светлана Салмановна.
Когда все-таки судьбоносное решение — пойти учиться пению — было принято, она поступила в Северо-Кавказский институт искусств в Нальчике. В профессию ее ввел Валерий Кайтуков, о котором певица отзывается исключительно как о замечательном человеке, преданном своей профессии, обожающем ее. «Здесь произошло мое голосовое развитие, я поняла, что такое вокал, в полной мере почувствовала свой голос — лирическое сопрано».
В то время фамилию Нахтигаль Светлана Мусаева не слышала ни разу. Но именно Ирина Германовна, худрук Даггосфилармонии, подойдя к Светлане после концерта, спросила, не хочет ли она работать у них. Этот вопрос предопределил дальнейший жизненный путь: с 1995 года Светлана Салмановна — солистка Даггосфилармонии.
Становление Дагестанского государственного театра оперы и балета происходило с участием Светланы Мусаевой. Она солистка молодого театра с 1998 года и сразу получила одну из первых ролей – партию Асият в первой дагестанской национальной опере «Хочбар» Готфрида Гасанова.
Сегодня артистка занята почти во всех спектаклях театра, поет в «Алеко» С. Рахманинова, «Иоланте» П.Чайковского, «Аршине мал алане» У. Гаджибекова, «Валиде» М. Кажлаева, в детской опере «Красная Шапочка» В. Гокиели, концертной программе по страницам «Евгения Онегина» П. Чайковского.
Кропотливой была работа над оперой «Иоланта», где у С. Мусаевой роль незрячей героини. Молодой оперный режиссер Диана Бежитуева скрупулезно искала, как певчески передать драматичность образа. И задумка удалась.
Актерски характерной игрой отмечена оперетта «Аршин мал алан». «Я ее готовила долго, так как в ней музыка с другим, хотя и близким нам национальным колоритом, азербайджанской ритмикой. Более того, в партии Гюльчохры шесть вокальных отрывков, и все они характерные. Но работа эта интересна в любом случае, так как музыка в постановке приятная на слух и легко ложится на голос», — поясняет певица.
В концертном исполнении «Евгения Онегина» Светлана Салмановна исполняла письмо Татьяны и последнюю сцену с Евгением Онегиным (Мухсином Камаловым). Образ Татьяны надо было играть глубоко, масштабно, душевное состояние передать тембровой окраской голоса. Были непростыми и эмоциональные переключения.
Ярким творческим моментом в своей жизни певица считает работу в дуэте с Александром Бобиным-Шмидтом (баритон) в опере-буфф «Служанка и госпожа» Дж. Перголези. «Впечатления от работы с этим артистом остались самые яркие, заряжала его деятельная энергия».
Еще одной составляющей трудовой деятельности Светланы Мусаевой стала педагогика. Долгое время она учительствовала в одной из музыкальных школ города, а не так давно стала педагогом Махачкалинского музучилища им. Г. Гасанова. «У нас много желающих петь эстрадные, национальные песни, а вот учиться академическому вокалу желающих наберется не много», — говорит певица. Поэтому она видит свою задачу педагога в том, чтобы пробудить и развить желание петь академическую музыку, научить молодые дарования серьезному вокалу. Тогда возникает любовь, которой заболеешь навсегда.
Светлана не жалеет, что посвятила себя музыке. Для нее это по-настоящему интересная, разнообразная, творческая работа, а люди, окружающие ее, замечательные, так как живут музыкой и оттого наполнены духовно. Коллеги Тагир Курачев, Умразият Арбуханова являются для нее примером. И всякий раз, разучивая романсы, с которыми в свое время выходила на сцену Исбат Баталбекова (кстати, С. Мусаева – одна из первых обладательниц премии имени этой известной дагестанской певицы), она приходит к осознанию того, каким высоким уровнем мастерства владела незабвенная Исбат.