Купить PDF-версию
12:50 | 29 марта, Пт
Махачкала
X
00:52 25.05.2016

Память на всю жизнь

Мария Шерматова
74

На сцене Кумыкского театра с сольным концертом выступила лауреат всероссийских и международных конкурсов, пианистка Фатима Мерданова. Это был четвертый концерт IX Международного музыкального фестиваля «Порт–Петровские ассамблеи», проводимый в этом году при поддержке Главы Дагестана и Министерства культуры республики.

Имя Фатимы Мердановой хорошо известно дагестанским ценителям фортепианного искусства. Она окончила Махачкалинское музыкальное училище им. Г.А. Гасанова, класс известного педагога Татьяны Строцкой, затем Московскую консерваторию им. П. И. Чайковского и консерваторию в Лугано (Швейцария), где сегодня работает ассистентом профессора.

Блистательное выступление Фатимы слушателям запомнится надолго. В первом отделении концерта прозвучал Шопен – соната №3, Ноктюрн и Скерцо №3, во второй половине вечера пианистка исполнила Экспромт Шуберта, две прелюдии и вариации на темы Корелли Рахманинова. Без выступления на бис публика, разумеется, артистку не отпустила – это был Этюд ля минор Паганини – Листа. С момента последнего выступления в Махачкале прошло несколько лет, но все эти годы Ф. Мерданова поддерживала связь с республикой – принимала участие в Днях дагестанской культуры в Санкт–Петербурге и Москве, в Днях Дагестана, посвященных 2000-летию Дербента в Париже. Поговорить с Фатимой Мердановой удалось в день концерта.

— Фатима, сегодня вы представили не самую легкую программу. Что побуждает пианиста взяться за то или иное произведение?

— В основном это мое личное желание, за исключением случаев, когда мне что-то заказывают, приглашая выступить на концертах. А третья соната Шопена – это произведение, которое стремятся сыграть все пианисты. Это шедевр! Я очень давно хотела ее сыграть и поэтому, когда мне предложили провести концерт в Махачкале, решила, что это хороший повод – после стольких лет отсутствия вернуться в Махачкалу и представить именно это произведение.

— Мы ничего не знаем о значительной части вашей творческой жизни, связанной с игрой в ансамбле, отмеченной рядом престижных дипломов. В частности, вы музицировали совместно с виолончелистом Николаем Шугаевым. Камерная музыка – это всерьез и надолго? Как это совместимо с карьерой индивидуального исполнителя?

— Без камерного музицирования моя профессия была бы неполной. Это занимает такую же часть моей творческой деятельности, как и сольное исполнительство. В какой-то степени ансамблевая игра дает больше удовольствия и удовлетворения. С Николаем Шугаевым мы познакомились в Московской консерватории. Он искал пианистку для участия во всероссийском конкурсе. Очень быстро, в течение полутора месяцев мы сделали программу. На конкурсе Николай стал дипломантом. И тогда мы подумали, что если у нас так хорошо получается вместе играть, то почему бы не продолжить? У нас было достаточно много концертов – мы получили премии в Италии, Испании, Швейцарии.

— Расскажите о составляющих вашего успеха.

— Безусловно, без родительской поддержки и прекрасных педагогов у человека мало что может получиться. Мне очень повезло учиться у Татьяны Георгиевны Строцкой, у меня были родители, которые меня подбадривали, и была Дагестанская филармония, где приветствовалось желание молодых исполнителей играть вместе с оркестром. Представьте себе, что для Центральной музыкальной школы при Московской консерватории выступления учеников вместе с оркестром на сцене консерватории – это целое событие. А в Махачкале маленькие дети выходят на большую сцену как солисты Камерного оркестра. Это память на всю жизнь. Даже если потом кто-то не становится музыкантом, то все равно это бесценный опыт.

— Мало кто знает, что в школьные годы вы показывали хорошие результаты на математических турнирах, а после окончания десятилетки поступили в ДГУ на факультет иностранных языков. Это было временем сомнений в том, что музыка — это ваш путь?

— Участие в математических олимпиадах было своего рода пробой. Раз получается, то почему бы и нет? В университет на факультет иностранных языков я поступила в такой момент, когда еще не особенно понимала, чем мне хочется заниматься в жизни. Вступительные экзамены сдавать не пришлось, потому что я заняла первое место на республиканской олимпиаде по английскому языку. У нас в стране ведь такая практика – поступать куда-нибудь, чтобы не терять год. А за рубежом все наоборот. Ребята, окончившие школу, берут паузу на год и ездят по миру, где-то подрабатывают, чтобы понять, чем они хотят заниматься.

— Учиться за рубежом – это дань моде?

— Это расширяет кругозор. Мы выходим из Московской консерватории с ощущением, что окончили лучшую консерваторию в мире, а потом оказывается, что нас, таких замечательных, не везде ждут. Когда ты приезжаешь за границу, то выясняется, что есть очень много прекрасных музыкантов, которые никогда не учились в Московской консерватории.

— Что собой представляет консерватория в Лугано?

— Это очень интернациональное место, там много китайцев, испанцев, японцев, португальцев. Постоянно проходят мастер-классы с известными музыкантами, есть возможность играть с оркестром. Это все очень большой опыт.

Статьи из «Культура»

Махмуд из Кахаб-Росо: поэт и воин

6
В 1914 году 28 июля нападением Австро-Венгрии на Сербию...

Вдохновение Дагестаном

7
День единения народов России и Беларуси мы отмечаем 2 апреля. Но если вы сейчас ждете, что я...

Тебе, поэзия, спасибо!

9
Поэзия всегда была неотъемлемой частью жизни общества. Она развивалась в любой культуре и на...

Герои моего времени

18
Человек, гражданин, журналист, чьё имя не нуждается в комментариях, написал новую, уже пятую...

По стопам отца, не снижая планки

77
Как актер он сыграл порядка 70 драматических, трагических,...

Книги делают нас лучше

4
Самуил Яковлевич Маршак, известный советский поэт, говорил: «Что бы вы ни делали, чем бы вы ни...

На бал Весны из разных «королевств»

7
Конкурс «Маленькая фея-2024» стал знаменательным...

Высокая эстетика мастерства

28
В 1921 году пришел в этот мир человек, внесший весомый вклад в музыкальную сокровищницу, один...

«Пушкинская карта» – это удобно

4
В 2021 году в России презентовали «Пушкинскую карту» –...

Встреча с Натальей Вавиловой

8
На рубеже 80-х годов прошлого века в СССР было много талантливых и красивых актрис, но Наталью...

Адиль Адильханов: «Пишу спектакль светом»

88
– Кем ты хочешь стать? – Художником по свету в...

Непростая судьба поэта

19
Ирчи Казак – один из самых выдающихся дагестанских поэтов, основоположник кумыкской...