Первая балерина Дагестана
Она всегда мечтала танцевать на сцене. И ее мечта сбылась: стала солисткой балета Большого театра.
Будущая заслуженная артистка ДАССР Алла Джалилова (на снимке) росла в музыкальной семье. В 12 лет поступила в Московское хореографическое училище. Ее отец Абдулгай Абдулович был родом из селения Ахты.
Он один из немногих дагестанцев, который получил в дореволюционной России высшее образование (окончил юридический факультет Московского университета). А еще играл на кларнете и гитаре.
Родилась Алла в 1908 году в Тбилиси, отец в то время работал там адвокатом.
Когда девочке исполнилось шесть лет, он сказал жене:
– Наша дочка любит танцевать. Надо отдать ее в танцевальную школу. Может, станет известной танцовщицей.
– Да, можно, – согласилась жена. – Но только мне кажется, что она больше любит петь.
– А давай у нее самой спросим.
– Давай.
И та задорно ответила:
– Люблю и петь, и танцевать!
Но ничего не получилось. Началась Первая мировая война, а потом вспыхнула и Гражданская.
***
Влюблена была Алла в балет с того самого дня, когда впервые, будучи в гостях в Москве, с родителями попала на спектакль «Дон Кихот».
И только в 1920 году у нее появилась возможность поступить в Московское хореографическое училище. Как вспоминала потом Джалилова, от большого волнения перед комиссией она как будто «одеревенела». Тем не менее станцевала так хорошо, что комиссия была в восторге. Особенно восхитился ее отточенным исполнением танцовщик Большого театра Василий Тихомиров. У этого мастера впоследствии и училась девочка.
Среди её наставников были и другие педагоги, например, артистка балета Ольга Владимировна Некрасова. Она, когда увидела Аллу, воскликнула:
– Боже, какая красота! Если бы ты, девочка, даже не захотела заниматься танцами, то я тебя, наверное, уговорила бы.
Выпускные экзамены были такими же волнительными, как и вступительные. Когда увидела свою фамилию в списках, рекомендованных к зачислению, весь мир будто перевернулся для нее. «Для меня это было высшей наградой в жизни, – рассказывала она в интервью «Дагестанской правде» в 1956 году. – Желала себе одного: не сойти с ума от счастья».
***
В 1927 году Джалилова стала солисткой московского Большого театра. И здесь снова «Дон Кихот». Только теперь она была не среди зрителей. Она настоящая артистка, и партия Мерседес принадлежала лишь ей. Эта роль впоследствии будет признана одной из лучших в ее карьере.
А ещё в этот список по праву вошли партии: Айя в «Баядерке» Л. Минкуса, Чага в «Половецких плясках» А. Бородина, танцовщица со змеей в «Золушке»
С. Прокофьева.
Однако почти все, кто видел Аллу Абдулгаевну на сцене, сходятся во мнении, что самым колоритным и захватывающим номером в ее исполнении стала знаменитая лезгинка в опере «Демон»
А. Рубинштейна – этот танец принес ей ошеломляющий успех.
Дагестанке не было равных в передаче национальных характеров, в умении перевоплощаться на сцене и передавать всю экспрессию, огонь. Она была испанкой и цыганкой, немного венгеркой и даже
индианкой…
***
С 1933 года Джалилова стала совмещать работу в труппе с преподаванием. Ее большой мечтой было открытие балетной школы в Дагестане. Каждый свой отпуск она стремилась на родину отца. Как признавалась балерина, ее душа живет «не в театральном доме на Каретном ряду, а высоко в горах
Дагестана».
Большую работу стала проводить она во время Великой Отечественной войны, вместе с другими артистами Большого театра часто бывала на фронте.
Их концертная бригада дала сотни выступлений. Этим артисты вдохновляли солдат и офицеров на подвиги.
Умерла выдающаяся балерина в 1992 году после продолжительной болезни. Похоронена на мусульманском кладбище в Домодедово.