Поговорим о героях


Предыдущая неделя выдалась богатой на события в мире культуры и искусства. Пожалуй, не ошибусь, если отмечу, что особняком среди них выделялись театральные новости: сразу два старейших творческих коллектива республики подготовили к открытию своих юбилейных сезонов прекрасные спектакли: Русский драматический к своему 90-летию – премьеру «Бестужев-Марлинский», а Лакский музыкально-драматический к 80-летию театра – спектакль из своего золотого фонда «Хан Муртазали».
…Всем сердцем полюбивший Кавказ
«Бестужев-Марлинский». Этот спектакль театр подготовил по одноименной пьесе дагестанского драматурга Шапи Казиева. Повествуется в ней о кавказском периоде жизни известного русского декабриста, его любви, ссылке и литературной славе.
За деятельное участие в декабрьском восстании штабс-капитан Александр Бестужев, светская знаменитость и литератор, оказывается на каторге в Якутске. Но неожиданно царская администрация решает изменить наказание и ссылает Бестужева на Кавказ искупить, как говорится, кровью вину перед Отечеством и государем-батюшкой.
Так декабрист попадает в Дагестан, на службу в город Дербент. Разжалованный до рядового солдата, он вначале предстает перед зрителем потерявшимся на чужбине странником, жадно пытающимся вникнуть в суть происходящего вокруг. А вокруг идет война. Унизительная муштра и неожиданная слава. Тайный надзор и неслыханные гонорары за кавказские повести. Грандиозные кутежи вперемешку с безрассудной отвагой. Экзотические любовные авантюры и самоубийство поклонницы. Вдохновение и беспредельное отчаяние – все это составляет жизнь героя. И в этом неудержимом вихре чувств и событий незыблемо одно – квинтэссенция духовного стержня героя, его всепоглащающая любовь к родной России. Страна и народ с его чаяниями и страданиями для него превыше всего.
– Именно поэтому я с таким упоением начал работу над спектаклем, – рассказывает режиссер-постановщик, заслуженный деятель искусств России Скандарбек Тулпаров. – Знакомясь с его биографией, я увидел личность, для которой патриотизм – это не просто пафосное, модное слово, а состояние ума, сердца, духа. Но что больше всего пленило – так это то, как он – наследник прославленного рода, сосланный в далекую по меркам высшего российского света дагестанскую глушь, не просто принял нашу культуру, нашу ментальность, наших людей, но искренне полюбил их. Он проникся безмерным уважением к горцам. Недаром до наших дней дошли слова писателя: «Я пришел драться, а душа просит брататься» или «Приди к горцам с плугом да с рублем, лучше друзей не сыщешь» (кстати, они звучат в спектакле). Один из неожиданных ходов, который мы совместно со сценаристом ввели в действо, – это то, что в спектакле Бестужев встречается с Аммалат-беком – знаменитым персонажем своей повести. Таким образом, писатель и его герой становятся частью одного действа. И в этих реалиях между ними завязывается искренняя дружба, они становятся кунаками. Тем самым мы подводим зрителя к мысли, которую в одной из сцен озвучивает Бестужев: «Любовь нам богом завещана». Людям одной земли, одной страны нечего делить. Война бессмысленна, важно взаимоуважение, взаимопроникновение культур.
Работа над спектаклем шла с перерывами около полугода. В постановке задействованы практически все актеры театра, и даже режиссер сыграл в одной из сцен князя. «Никогда сам не играл в спектакле, — смеется Скандарбек Даниялович, — но на юбилей любимого театра решил все же попробовать».
Фото из архива Лакского театра
Удивил зрителя и неожиданный ход художника, оформившего спектакль. Заслуженный деятель искусств Республики Марий Эл Борис Голодницкий отошел от прямолинейности и выстроил оформление на условности, как бы давая зрителю возможность включить фантазию и за, на первый взгляд, непонятным увидеть соответствующие мизансценам образы. Главными составляющими действа, по его задумке, стали ящики, которые в зависимости от происходящего на сцене трансформировались то в цветной дербентский базар, то в плац, то в склоны гор, то в темницу, в которой томится главный герой. Эти «превращения» — такая же часть действа, и в какой-то момент зритель ловит себя на мысли: «Интересно, что еще можно соорудить из этих штуковин?».
По страницам жизни народного героя
Свой 80-й юбилейный сезон Лакский театр открыл премьерой спектакля «Хан Муртазали». Героическая драма впервые была поставлена еще 1982 году народным артистом России Гамидом Рустамовым и повествует об освободительной борьбе дагестанцев против персидских завоевателей.
Главный герой спектакля — Муртазали Казикумухский, национальный герой лакцев. В битве на плато Турчидаг в 1741 году войска Надир-шаха были разгромлены, и персидскому завоевателю не удалось покорить Дагестан. Он был вынужден отказаться от своих планов по завоеванию республики и бежал с остатками войска.
Для постановки был приглашён чеченский режиссер, народный артист России Руслан Хакишев. «Герои гибнут, но подвиги их остаются, – говорит режиссер. – В спектакле мы пытались не только документально передать бои, какие-то страшные сцены, но и то, что в любых условиях живет человеческая дружба, любовь. Лирические сцены чередуются с трагическими. Так мы жанрово разнообразили постановку».
Замечательную музыку к спектаклю написал народный артист России, известный композитор Ширвани Чалаев. Была также использована музыка, написанная композитором ранее.
– Изначально планировалось использовать музыку, написанную к прежнему спектаклю, но когда началась работа над постановкой, выяснилось, что не всё подходит. Аранжировку выполнил Рамиз Гаджиалиев, потому что симфонический оркестр стоит больших денег, — рассказывает композитор Ш.Чалаев.
По сюжету, в Дагестане и в частности там, где живут лакцы, мир уже длится 8 лет, после того, как под предводительством Сурхай-хана войска Надир-шаха были прогнаны с этих земель. И в разгар этой красивой спокойной жизни приходит известие о том, что вновь наступает Надир-шах. Сурхай-хан как предводитель лакского народа в большом сомнении, что делать: враг превышает по численности его войско в десятки раз, народ только оживает от прошлых войн. Но его сын Муртазали и другие персонажи иного мнения – надо идти в бой, победа только за объединенными народами Дагестана. И это им удается, они побеждают, но сам Муртазали-хан позднее умирает от полученных в битве ранений.
Новости от партнеров
Статьи из «Культура»
СВО глазами журналистов

Счастлив тот, кто нашёл себя

От оперы до оперетты

Не бояться за наше завтра

Магомед Абдулхабиров

Вокруг света за 11 дней

Приобщаем детей к чтению

Почти домашняя обстановка

Вместе мы – Россия
