Купить PDF-версию
07:23 | 03 октября, Вт
Махачкала
Weather Icon
X
10:38  18.11.15

Поговорим о героях

Предыдущая неделя выдалась богатой на события в мире культуры и искусства. Пожалуй, не ошибусь, если отмечу, что особняком среди них выделялись театральные новости: сразу два старейших творческих коллектива республики подготовили к открытию своих юбилейных сезонов прекрасные спектакли: Русский драматический к своему 90-летию – премьеру «Бестужев-Марлинский», а Лакский музыкально-драматический к 80-летию театра – спектакль из своего золотого фонда «Хан Муртазали».

…Всем сердцем полюбивший Кавказ

«Бестужев-Марлинский». Этот спектакль театр подготовил по одноименной пьесе дагестанского драматурга Шапи Казиева. Повествуется в ней о кавказском периоде жизни известного русского декабриста,  его любви, ссылке и литературной славе.

За деятельное участие в декабрьском восстании штабс-капитан Александр Бестужев, светская знаменитость и литератор, оказывается на каторге в Якутске. Но неожиданно царская администрация решает изменить наказание и ссылает Бестужева на Кавказ искупить, как говорится, кровью вину перед Отечеством и государем-батюшкой.

Так декабрист попадает в Дагестан, на службу в город Дербент. Разжалованный до рядового солдата, он вначале предстает перед зрителем потерявшимся на чужбине странником, жадно пытающимся вникнуть в суть происходящего вокруг.  А вокруг идет война. Унизительная муштра и неожиданная слава. Тайный надзор и неслыханные гонорары за кавказские повести. Грандиозные кутежи вперемешку с безрассудной отвагой. Экзотические любовные авантюры и самоубийство поклонницы. Вдохновение и беспредельное отчаяние – все это составляет жизнь героя. И в этом неудержимом вихре чувств и событий незыблемо одно – квинтэссенция духовного стержня героя, его всепоглащающая любовь к родной России. Страна и народ с его чаяниями и страданиями для него превыше всего.

– Именно поэтому я с таким упоением начал работу над спектаклем, – рассказывает режиссер-постановщик, заслуженный деятель искусств России Скандарбек Тулпаров. – Знакомясь с его биографией, я увидел личность, для которой патриотизм – это не просто пафосное, модное слово, а состояние ума, сердца, духа. Но что больше всего пленило – так это то, как он – наследник прославленного рода, сосланный в далекую по меркам высшего российского света дагестанскую глушь, не просто принял нашу культуру, нашу ментальность, наших людей, но искренне полюбил их. Он проникся безмерным уважением к горцам. Недаром до наших дней дошли слова писателя: «Я пришел драться, а душа просит брататься» или «Приди к горцам с плугом да с рублем, лучше друзей не сыщешь» (кстати, они звучат в спектакле). Один из неожиданных ходов, который мы совместно со сценаристом ввели в действо, – это то, что в спектакле Бестужев встречается с Аммалат-беком – знаменитым персонажем своей повести. Таким образом, писатель и его герой становятся частью одного действа. И в этих реалиях между ними завязывается искренняя дружба, они становятся кунаками.  Тем самым мы подводим зрителя к мысли, которую в одной из сцен озвучивает Бестужев: «Любовь нам богом завещана». Людям одной земли, одной страны нечего делить. ­Война бессмысленна, важно взаимоуважение, взаимопроникновение культур.

Работа над спектаклем шла с перерывами около полугода. В постановке задействованы практически все актеры театра, и даже режиссер сыграл в одной из сцен князя. «Никогда сам не играл в спектакле, — смеется Скандарбек Даниялович, — но на юбилей любимого театра решил все же попробовать».

хан-муртазали.jpg

Фото из архива Лакского театра

Удивил зрителя и неожиданный ход художника, оформившего спектакль. Заслуженный деятель искусств Республики Марий Эл Борис Голодницкий отошел от прямолинейности и выстроил оформление на условности, как бы давая зрителю возможность включить фантазию и за, на первый взгляд, непонятным увидеть соответствующие мизансценам образы. Главными составляющими действа, по его задумке, стали ящики, которые в зависимости от происходящего на сцене трансформировались то в цветной дербентский базар, то в плац, то в склоны гор, то в темницу, в которой томится главный герой. Эти «превращения» — такая же часть действа, и в какой-то момент зритель ловит себя на мысли: «Интересно, что еще можно соорудить из этих штуковин?».

По страницам жизни народного героя

Свой 80-й юбилейный сезон Лакский театр открыл премьерой спектакля «Хан Муртазали». Героическая драма впервые была поставлена еще 1982 году народным артистом России Гамидом Рустамовым и повествует об освободительной борьбе дагестанцев против персидских завоевателей.

Главный герой спектакля — Муртазали Казикумухский, национальный герой лакцев. В битве на плато Турчидаг в 1741 году войска Надир-шаха были разгромлены, и персидскому завоевателю не удалось покорить Дагестан. Он был вынужден отказаться от своих планов по завоеванию республики и бежал с остатками войска.

Для постановки был приглашён чеченский режиссер, народный артист России Руслан Хакишев. «Герои гибнут, но подвиги их остаются, – говорит режиссер. – В спектакле мы пытались не только документально передать бои, какие-то страшные сцены, но и то, что в любых условиях живет человеческая дружба, любовь. Лирические сцены чередуются с трагическими. Так мы жанрово разнообразили постановку».

Замечательную музыку к спектаклю написал народный артист России, известный композитор Ширвани Чалаев. Была также использована музыка, написанная композитором ранее.

– Изначально планировалось использовать музыку, написанную к прежнему спектаклю, но когда началась работа над постановкой, выяснилось, что не всё подходит. Аранжировку выполнил Рамиз ­Гаджиалиев, потому что симфонический оркестр стоит больших денег, — рассказывает композитор Ш.Чалаев.

По сюжету, в Дагестане и в частности там, где живут лакцы, мир уже длится 8 лет, после того, как под предводительством Сурхай-хана войска Надир-шаха были прогнаны с этих земель. И в разгар этой красивой спокойной жизни приходит известие о том, что вновь наступает Надир-шах. Сурхай-хан как предводитель лакского народа в большом сомнении, что делать: враг превышает по численности его войско в десятки раз, народ только оживает от прошлых войн. Но его сын Муртазали и другие персонажи иного мнения – надо идти в бой, победа только за объединенными народами Дагестана. И это им удается, они побеждают, но сам Муртазали-хан позднее умирает от полученных в битве ранений.

Новости от партнеров

Статьи из «Культура»

СВО глазами журналистов

21
В этих снимках отображена вся боль жителей Донбасса, которых годами обстреливали и убивали...

Помнить прошлое, думать о будущем

21
В Москве, в Государственном музее современной истории...

Счастлив тот, кто нашёл себя

41
Быть ювелиром в Дагестане – стране златокузнецов, умельцев по серебру - непросто. Но...

От оперы до оперетты

9
В зале Кумыкского театра на днях прошел концерт талантливой вокалистки, обладательницы...

Не бояться за наше завтра

8
Дагестанская филармония провела в Кизилюрте Республиканский культурно-просветительский...

Магомед Абдулхабиров

100
Я знаю, прочувствовал и убедился, что в Осетии Расула Гамзатова помнят, почитают, любят, знают...

Вокруг света за 11 дней

16
Премьерный показ фильма об отважном российском путешественнике Фёдоре Конюхове...

Приобщаем детей к чтению

10
Республиканская детская библиотека им. Н. Юсупова активно участвует в мероприятиях по...

Искусство живёт и продолжает радовать

5
В Махачкале прошел концерт-закрытие XI Регионального...

Почти домашняя обстановка 

14
Творческая мастерская, коворкинг-центр, уголок для работы за ПК – это и многое другое пришло...

…В них частичка её души

231
«Ах, какая прелесть», – подумала я, когда увидела на...

Вместе мы – Россия

10
С ранних лет она воспитывалась в традициях дагестанской и европейской классической музыки....