Правда жизни через игру
Можно ли так словами описать человеческую боль, чтобы читающий ощутил ее каждой клеточкой тела, пропустил по своим сосудам прямо к сердцу? Прочитав повесть «Материнское поле» советского классика Чингиза Айтматова о стойкой женщине-матери, которая, несмотря на всё горе, обрушившееся на нее в войну, не сломилась и выстояла, не проникнуться этой болью невозможно. Автор нашел те самые слова, которые западают в душу и отпечатываются в памяти.
А с недавних пор повесть ожила на дагестанской театральной сцене: Лакский музыкально-драматический театр им. Э Капиева при поддержке гранта Главы Дагестана представил вниманию зрителей свой премьерный спектакль «Материнское поле». Сильный текст, мастерски подчиненный законам драматургического жанра, воплотился в не менее сильную постановку. Она, без преувеличения, никого не может оставить равнодушным. Действо буквально пропитано болью женщины-матери Толгонай и матери-земли, одинаково страдающих из-за войны, уносящей жизни людей.
Судьба крестьянки Толгонай крепко связана с полем. И поле здесь не просто плодородная почва, а живой персонаж, кормилица. В самые тягостные минуты Толгонай обращается к земле, и она отвечает ей. Земля помогает главной героине пережить невидимый бой с голодом, бой за урожай, за сохранение в себе надежды и сил жить дальше. Без всего этого победа была бы невозможна и было бы невозможно само выживание людей в войну и послевоенные годы.
Однако не только на образе Толгонай держится постановка. Не меньше страданий и горя выпадает на долю молодой женщины Алиман, ее невестки. В расцвете лет она остается вдовой и вместе со свекровью трудится в поле, пытаясь сохранять в себе веру в жизнь. Но рано или поздно отчаяние от бесцельности существования берет свое, и случаются роковые события, которые погубят ее, а Толгонай вновь потеряет родного ей человека. Впрочем, вместе с горем придет и спасение – ребенок, как символ всепобеждающей силы жизни.
Толгонай и Алиман – две женщины, чьи судьбы были полны испытаний, принесенных им войной. Это собирательные образы, через них нам дается возможность понять и проникнуться той болью, что обрушивается на женщин, когда они теряют самых близких им людей. Передать эту боль – очень непростая задача, требующая, несомненно, больших внутренних сил. Актрисы Лакского театра Луиза Шахдилова (Толгонай) и Зинаида Чавтараева (Алиман) сумели донести правду жизни через свою игру, которую и игрой-то сложно назвать, ведь актрисы проживали эти непростые судьбы, оттого и верилось каждому их слову.
Правда жизни чувствовалась не только в мастерской актерской работе. Лаконичная и вместе с тем тонко передающая дух времени сценография народного художника Дагестана Ибрагимхалила Супьянова, качественная работа художника по костюмам Фатимы Гаджибековой и проникновенная музыка, подобранная к спектаклю Эмилией Шихрагимовой, – всё вместе создавало особую атмосферу.
Ну и, конечно же, премьера не состоялась бы без режиссера-постановщика, заслуженного артиста Северной Осетии и Кабардино-Балкарии Гиви Валиева. Преданные зрители Лакского театра знакомы с его яркой постановкой «Укрощение строптивой» по пьесе Уильяма Шекспира. У Валиева с коллективом театра сложилась хорошая творческая дружба, и потому, когда зашла речь о том, чтобы ставить «Материнское поле», вопрос, кто именно будет режиссером, не стоял.
Непростой материал с сильным эмоциональным накалом. Перенести его на сцену, чтобы прозаический текст начал жить в законах драматургии, – задача не из легких. Однако трудности не испугали молодого режиссера, а, напротив, подстегнули к интересному и продуктивному творческому поиску.
– Каждый новый спектакль – новый вызов, поиск новой концепции и, конечно же, создание команды актеров-единомышленников, которые поверят, пойдут за тобой. В данном случае всё сложилось, – делится режиссер.
– Об этом без лишних слов говорят слезы, многие в зале не могли их скрыть…
– Люди плачут не только потому, что видят, как тяжело Толганай и Алиман, они плачут о потерянной красоте человеческих душ. Увы, мы теряем эту красоту, искренность. Хотя и сегодня снова гибнут ребята и страдают матери. И таких, как Толгонай, которые выходят вперед, когда родина в опасности, тоже немало, – говорит Гиви Валиев.
Действительно, мы живем в сложное время: матери плачут по погибшим сыновьям, а жены – по погибшим мужьям. Потому постановка Лакского театра весьма актуальна.
– Мы хотели выпустить этот спектакль к 75-летию Победы, но обстоятельства так сложились, что не удалось воплотить задумку в жизнь. Однако сейчас он по-особенному отзывается в людях. Произведение Айтматова настолько правдивое, щемящее, что благодаря Гиви Валиеву воплотилось на сцене в полноценную постановку, где актеры и вся творческая команда сработали очень достойно. Мы будем играть спектакль на русском и лакском языках, – рассказала «ДП» художественный руководитель театра, заслуженный деятель искусств РФ Бадрижат Магомедгаджиева.
Первые показы уже вызвали немало добрых откликов у зрителей и профессионалов театрального искусства. Так, заместитель директора Театра поэзии, заслуженный деятель искусств РД Ариза Батырова дала высокую оценку работе и поблагодарила артистов за качественное воплощение гениального текста класика на сцене.