Купить PDF-версию
06:33 | 05 ноября, Вт
Махачкала
X
07:17 06.06.2008

«Родник желаний»

На днях на сцене государственного Лакского музыкально-драматического театра имени Э.Капиева состоялась премьера пьесы безвременно ушедшего из жизни бывшего художественного руководителя театра, драматурга, заслуженного деятеля искусств Российской Федерации Валерия Абдуловича Эфендиева.

«Родник желаний», — пьеса, посвященная 65-летию со дня рождения автора. Валерий Абдулович осуществил на театральной сцене более 70 спектаклей классической и современной драматургии, многие из которых стали этапными и общепризнанными творческими удачами. Две его постановки стали лауреатами Государственной премии Республики Дагестан, один спектакль получил премию Министерства культуры РСФСР. А две из десяти написанных им пьес были опубликованы в журналах «Театр» и «Современная драматургия». Один из последних спектаклей Валерия Эфендиева на фестивале Северо-Кавказских театров во Владикавказе был удостоен диплома «За лучшую режиссуру» (посмертно).

Валерий Абдулович в своих пьесах поднимает проблемы взаимоотношений поколений, вопросы жизни людей в селах и городах, нравственного выбора, художественного творчества, назначения человека и семейного воспитания. Несмотря на время написания (70-80-е годы ХХ столетия), они актуальны и сегодня, волнуют души и будят мысли.

Пьеса «Родник желаний» — из серии пьес нравственной проблематики: о безответственности одних и высоких понятиях чести других, об отношении к традициям, о трагической гибели девушки, поверившей легкомысленному порыву городского Дон-Жуана. В спектакле заняты молодые начинающие артисты О.Омарова, Р.Ларин, А.Мурадов, З.Чавтараева и опытные: заслуженные артисты РД С.Хайдаков, Ю.Магомедова, артисты Ч.Дагирманова и Ш.Капланов. Поставил спектакль заслуженный деятель искусств РФ, главный режиссер Русского театра С.Тулпаров, художественное оформление — А.Ибрагимовой.

Спектакль построен на контрастных противопоставлениях городского и сельского образов существования, характеров действия и восприятия мира, порядка вещей, отношения к чувствам. Еще до открытия занавеса звучит старинная лакская свадебная песня — проводы невесты, а через минуту-другую ее обрывают оглушительные звуки авангарда, и веселая ватага энергичных юношей и девушек, громко переговариваясь, высыпает во двор полуразрушенного дома заброшенного села.

Из обрывков их речи, бесцеремонных споров и громких распоряжений выясняется, что молодежная группа приехала отдыхать на природу. Деловито и беззастенчиво рыскают они в чужом дворе, свободно располагаются в облюбованных уголках, грубо выясняют отношения между собой, не щадя ни своих, ни чужих. Взаимные подозрения, оскорбления и рукоприкладство для них весьма привычны. И тут же, без всяких оговорок и полутонов, переходят к дружеским беседам и даже проявляют нежные чувства друг к другу. Но они не есть однородная масса, каждый из них — личность. Марина О.Омаровой — молодая артистка — человек без комплексов, называет вещи своими именами и знает, чего она хочет от жизни. Ее друг Аскер в исполнении артиста А.Мурадова — поэт-лирик, влюбленно смотрит на нее, читает возвышенные стихи и поет грустные песни. Безнадежно влюблена в «шефа» Соня Ч.Дагирмановой, забросив двух детей и мужа, она пускается в походы, чтобы быть рядом с ним. А Калимат в исполнении заслуженной артистки РД Ю.Магомедовой — сплошной сгусток нервов, готовая вцепиться в каждого, кто ей не мил, тоже любит Мирзу и слишком хорошо осознает зыбкость своих надежд, поэтому рычит на всех подряд, получив взамен прозвище «Тигрица». Объект женского вожделения — Мирза в исполнении артиста Ш.Капланова несколько отличается от героя пьесы В.Эфендиева. Это усталый, прозаичный мужчина, который позволяет женщинам себя обожать, но не орел.

В пьесе же весь мир крутится вокруг «шефа», — делового, успешного, уверенного в себе, крепко стоящего на земле, импозантного, как описывает его Марина: «Я вас таким себе и представляла. Сильным! Настоящим лидером! Аскер говорит, что у вас светлая голова и бульдожья хватка! Когда увидела вас за рулем белой «Волги», красивого, сильного, сказала себе: «Это мой бог!». Позвольте мне быть вашей рабыней! Я буду счастлива исполнить любой ваш каприз, буду стараться понравиться вам, только не отвергайте меня!», — просит она. Даже прагматичный скептик Мурад Р.Ларина смотрит в рот «шефу» и в мыслях не допускает в чем-нибудь ослушаться его.

В.Эфендиев сталкивает душевный мир героев цивилизованного города с «дремучей» психологией сельских жителей. Контрастны характеры, поступки, отношения, мировоззрения. Наивные, простодушные и открытые Старик (С.Хайдаков) и поэтичная, хрупкая Зейнаб (З.Чавтараева) поверили и приняли своих гостей, не подвергая сомнению ни их слова, ни их поступки. Как и все женщины пьесы, юная Зейнаб тоже пошла не оглядываясь за Мирзой, поверив в искренность его предложения пойти к таинственному роднику, где по воле судьбы совершаются браки. Роль Зейнаб — дебют выпускницы Махачкалинского музыкального училища З.Чавтараевой, которая сумела передать и чистоту мыслей, и непосредственность, открытость отношений с людьми, и веру в таинственные силы природы, хотя зажатость и внутренняя робость мешают молодой артистке показать и вспыхнувшую в ней при встрече с Мирзой первую любовь, и проявить больше красок и оттенков во взаимоотношениях с дедом и другими персонажами. Привыкший срывать цветы жизни, играть судьбами доверчивых душ, сердцеед Мирза не придает значения, что перед ним не городская девушка, искушенная в превратностях судьбы и изменчивости мужского поведения, а чистая, как хрустальная вода родника, девушка, поверившая в его надежность и искренность. Его игра в любовь обернулась трагедией для Зейнаб, которая и открывает всем остальным глаза на своего «кумира», повергнув их в глубокий шок. И в финале, когда поспешно убегают Мирза и его верный «адъютант» Мурад, когда все остальные застыли в скорбном молчании и окаменел от неутешного горя старик, вновь звучит как плач, как реквием по несостоявшемуся счастью, обманутым надеждам светлой души свадебная обрядовая песня.

Использованный режиссером в финале прием, — поднимающийся в воздух белый шарф, ассоциируется с чистой, незапятнанной душой Зейнаб, превратившейся в белую птицу, взлетевшую с грешной земли на небо. Спектакль оставил глубокий след своим драматизмом, впечатляющей легендой о каменном сундуке и таинственном роднике, одобряющих или отвергающих  решение молодых соединить свои судьбы, и грустные раздумья о случившемся.

Такие спектакли будят чувства и мысли зрителей. А залог их долгой и интересной сценической жизни — в серьезной и кропотливой работе над углублением и обогащением красками каждого без исключения характера и в дальнейшем, пока играется спектакль.
 

Статьи из «Культура»

Магия ложек

8
Ударить одну ложку о другую – дело нехитрое. А вот держать по две в каждой руке, да еще...

Бронза требует…

176
Засилье социальных сетей с их безграничной и не всегда полезной информацией сделало нас...

Акция памяти

11
В Санкт-Петербурге и других регионах нашей страны прошла XIV Всероссийская акция памяти...

История одной картины

17
Выдающийся дагестанский художник Халил-бек Мусаясул (Мусаев) (на снимке) написал много...

Перси Шелли и Дербент

9
Английский поэт Перси Биши Шелли (на снимке) является вторым по популярности стихотворцем...

Ревизия

8
Первое утро заслуженного отпуска Ивана Николаевича, одного из ведущих сотрудников...