Сбылись мечты застенчивой девочки
Самозабвенно служа родному театру, она осталась в памяти зрителей как одна из любимых актрис, вписавшая свою строку в историю национального сценического искусства Дагестана.
На днях театралы нашей республики вспоминали народную артистку ДАССР, заслуженную артистку РСФСР Айшат Курбанову (в этом году отмечается 100-летие со дня ее рождения). Она проработала в Аварском музыкально-драматическом театре им. Г. Цадасы более 40 лет и сыграла сотни самых разноплановых ролей. За талант и искреннее служение любимому делу ее любили поклонники, вспоминают с теплотой коллеги.
Будущая актриса родилась 20 ноября 1919 г. в селении Ругуджа Гунибского района. С миром театра познакомилась еще в детстве, когда коллектив только образованного Аварского театра приезжал в Гуниб. Выступления ровесниц вызывали в душе какое-то теплое чувство, и Айшат стала грезить о том дне, когда и она, как и ее любимые актеры, сможет выступать со сцены, вызывая в людях самые разные эмоции. Мечта маленькой застенчивой девочки сбылась. Курбанова стала полноправным членом актерской семьи Аварского театра, куда пришла пробоваться на роль в далеком 1937 году вопреки запрету брата, страшно волнуясь, что не возьмут. Но в нее поверили, увидев в первых неумелых показах скрытый талант.
Героини Айшат Курбановой – образы острохарактерные, сатирические, комические и драматические. В одних спектаклях она играла эпизодические роли, в других – ведущие, весьма ответственные. Но за какие бы роли ни бралась, ее героини запоминались ярко выраженной индивидуальностью, невыдуманной правдивостью, глубокой колоритностью.
Она выступала и в комедийных, и в драматических образах пьес русской, западной и национальной драматургии – «Голос Америки» Б.Лавренева, «Свадьба с приданым» А. Дьяконова, «Проделки Скапена» Ж.-Б. Мольера, «Али с гор» 3. Алиханова, «Горцы» Р. Фатуева, «Коварство и любовь» Ф. Шиллера, «Аршин мал алан» У. Гаджибекова и др. С неподражаемым юмором и изобретательностью играла роль веселой, жизнерадостной вдовушки в «Аршин мал алане». И с не меньшим мастерством раскрывала надменность, высокомерие и жестокость леди Мильфорд, ни во что не ставящей человеческое достоинство других.
Айшат Курбанова не боялась быть некрасивой на сцене, чтобы добиться достоверности, она могла сделать и уродующий грим, и одеться в несуразный костюм, и изменить походку, интонацию, осанку, пластику. В спектакле «Без вины виноватые» А. Островского создала убедительный образ безобразной, полусумасшедшей Галчихи: трудно было поверить, что совсем недавно она с успехом выступала в роли совсем молодой симпатичной горянки Умайганат из драмы Г.Цадасы «Айдемир и Умайганат».
Много лет выходила в спектакле «Молла Насрутдин» в роли вдовушки Заза-Бики. Ее характер, манеры, образ жизни и моральный облик создавались актрисой выпукло и подчеркнуто остро. «Когда Айшат появлялась на сцене, зрители долго и бурно аплодировали. Ее истерический смех, манера говорить, спесивое и надменное поведение – все это подчеркивало сущность образа», – писал в книге «Мой театр» М. Абдулхаликов, исполнитель роли Моллы Насрутдина.
В спектакле по пьесе Г.Залова «Вдохновенная певица» Айшат Курбанова играла роль матери певицы Анхил Марин, которую преследовали власти за ее социально злободневные сатирические песни и стихи.
Одной из последних работ была роль тещи Леонардо в «Кровавой свадьбе» Г. Лорки. В этом спектакле А. Курбанова играла и роль Смерти.