Спектакль о самом главном
Когда дети растут без отца, без его любви, заботы и поддержки, им приходится идти по жизни, словно птице без одного крыла. И хорошо, если, как в пьесе «Старший сын» Александра Вампилова, двое людей с раной в душе все-таки найдут друг друга. Они должны самостоятельно сделать выбор – бежать и не привязываться либо рискнуть и полюбить. Такая философская трагикомедия развернулась на сцене Даргинского театра, где прошла премьера спектакля «Старший сын» на русском языке.
Одноименная пьеса изначально существовала в нескольких вариантах. Первый, под названием «Женихи», относится к 1965 году. Вариант, датированный драматургом 1967-м, носит название «Предместье». А в 1970 г. автором был создан новый вариант с современным названием.
Александр Вампилов прожил всего 34 года и написал 4 большие пьесы, но успел войти в историю русской литературы как один из главных драматургов XX века. Его произведение и тогда, и сейчас свежо и актуально.
Постановка была реализована в рамках партийного проекта «Культура малой Родины» и приурочена к Году семьи. Режиссёром-постановщиком является заслуженный деятель искусств Кабардино-Балкарии Роман Дабагов, сценографию создал художник Кантемир Жилов, композитор – Артур Варквасов.
В день премьеры в зале присутствовали гости и друзья театра, зрители разных возрастов, которых объединяет любовь к театральному искусству. Присутствующих тепло поприветствовали художественный руководитель театра Мустафа Ибрагимов и Роман Дабагов.
«Произведение Вампилова, несомненно, осталось вне времени. Оно учит людей разных поколений милосердию, взаимопомощи и сочувствию, повествуя о самом главном – духовная близость не всегда обусловлена кровными узами. Даже незнакомец может стать по-настоящему родным человеком», – отметил приглашенный режиссер.
Свои роли талантливо исполнили народный артист РД Мухтар Нухов, заслуженная артистка РД Рашидат Исмаилова, артисты театра Рабадан Ильясов, Абдусамад Алиев, Зарина Азизова, Ислам Гасанов и Алибхан Алибеков.
Студент Владимир Бусыгин (Рабадан Ильясов) и его приятель Сильва (Абдусамад Алиев), провожая новых подружек, опаздывают на последнюю электричку. Они стучатся во все двери, чтобы не остаться ночевать на улице, но им отказывают. Немного сведущий в психологии Бусыгин говорит товарищу по несчастью, что у людей толстая кожа и пробить ее не так-то просто.
«Надо соврать как следует, только тогда поверят и посочувствуют. Или напугать, разжалобить.» Таким образом самозванец входит в мир семьи Сарафановых под видом внебрачного сына и всего за пару дней между ним и домочадцами возникают такие теплые чувства, что их не может разрушить даже горькая правда», – комментирует протагонист.
Драматическое напряжение в спектакле появляется практически с первых минут и всё нарастает. Этому способствует тайна, которая существует между зрителем и артистами, ведь то, о чем знает зал, пока еще не известно семье Сарафановых. Разоблачат Бусыгина или нет, вскроется ли обман? Зритель твердо знает, что Бусыгин проник в дом Сарафанова нечестным путем, и симпатий к нему не испытывает и иллюзиями себя не тешит.
Рабадан Ильясов так убедительно играет свою роль, что даже взрослая дочь Сарафанова Нина (Зарина Азизова), поначалу встретившая «братца» очень недоверчиво, приняла его и полюбила. Бусыгин по законам комедийного жанра заигрывается и сам начинает верить в сочиненную легенду. Всё же в глубине души он тяготится этим и не только потому, что с первого взгляда влюбляется в дочь своего новоиспеченного отца. Перед самим Сарафановым ему тоже неудобно.
Чего не скажешь о приятеле. Симпатичный нахал – самый яркий персонаж. Артист смог полностью раскрыть нутро своего героя, любителя алкоголя и женщин.
«С женщинами главное – не забывать, что на свете есть много других женщин», – рассуждает Сильва.
Он всегда прагматичен, а в общении колок на язык, о чем говорят его фразы «я должен открыть глаза общественности», «если общество не возражает» и т. д.
Именно Сильва придумал и в дальнейшем выдал тайну Бусыгина, когда их взгляды на жизнь разошлись, ни на секунду не задумавшись о чувствах человека с тонкой душевной организацией – Андрея Григорьевича Сарафанова (Мухтар Нухов). Артисту удалось создать образ человека доброго, кроткого и доверчивого, не лишенного чувства юмора, настоящего интеллигента, не находящего применения своему таланту в маленьком провинциальном городке. Бывшая жена называла его «блаженный», дети считают неудачником. А Сарафанов – творческая натура, у него есть мечта – завершить собственное творение – ораторию «Все люди – братья».
Благодаря родству душ, Андрей Григорьевич находит понимание и сочувствие в Бусыгине, полностью верит ему.
Очень интересна, глубока и красива Зарина Азизова в роли не по годам взрослой Нины, тянущей тяжеленный воз забот по дому и проблем несчастливых по жизни отца и брата. В ней чувствуется тоска по еще не испытанной любви к настоящему мужчине, который бы мог стать опорой.
Отсюда выбор бравого курсанта, будущего летчика Михаила Кудимова (Алибхан Алибеков), который кажется ей решительным и целеустремленным. С таким можно уехать на край света, но его жизнь – регламент, а дисциплина превыше всего. Естественно, что в чувствах и эмоциях он скуп – знакомясь с новым членом семьи Сарафановых, будущий зять констатировал: «Всё знаю… Сочувствую. Рад».
Нина по своей натуре тоже не склонна к романтическим проявлениям. Поэтому она так настороженно воспринимает проснувшееся в ней настоящее чувство по отношению к так называемому брату. И, узнав правду, не просто облегченно вздыхает, а как будто сбрасывает со своих плеч неимоверную тяжесть. И пусть Бусыгин на голову ниже и по стати уступает Кудимову, но в нем чувствуется харизма и открытая душа. Наверное, этим он и приглянулся «сестре» Нине.
Еще одна сюжетная линия разворачивается между младшим сыном Сарафанова Васенькой (Ислам Гасанов) и его несчастной любовью – соседкой Натальей Макарской (Рашидат Исмаилова). Ей около тридцати, а он заканчивает десятый класс. Как говорит сама героиня Васеньке: «У нас с тобой ничего не может быть, кроме скандала». Полная противоположность – дерзкий и самоуверенный Сильва – вызывает у Макарской другую реплику:
«Свет раскололся пополам: на женихов и нахалов. С женихами – скука, с нахалами – слезы. Вот и поживи!»
Рашидат смогла тонко передать стремление героини скрыть под личиной независимости и иронии затаенную тоску по лучшей женской доле. Что же касается изувеченного комплексами подростка Васеньки, он сам говорит отцу и окружающим: «Я серость, не мешайте мне быть серым».
Он вовремя получает от Бусыгина опыт мужественности, которого ему явно недоставало при неуверенном отце. И после разговора со «старшим братом» юноша разрывает свои болезненные отношения, говоря, что роль мышки его больше не устраивает, и даже поджигает дом Макарской во время её свидания с Сильвой.
Эта история становится кульминацией спектакля. Бусыгин отчитывает друга за его поступки, а тот, не желая выслушивать нравоучения, уходит и напоследок выдает тайну главного героя. Ситуация, которая и так тяготила Владимира, неожиданно вышла из-под контроля.
В этот момент он совершает поступок, ярко характеризующий его, – принимает ответственность за события, им запущенные, и становится тем, кем назвался. В финале мы сталкиваемся с интереснейшим феноменом: самоликвидация конфликта и драматического напряжения. Сарафанов не разочаровывается в «сыне», он полюбил его, и неважно, одна ли кровь течет в их жилах – по духу они отец и сын. Этого достаточно обоим.
«Вы все мои дети, потому что я люблю вас», – говорит он.
К счастью, разоблачение только сплотило семью и не принесло никому горя и разочарования.
Рассказывая о частной бытовой истории одной семьи, постановка раскрывает общечеловеческие проблемы, связанные с доверием, взаимопониманием, добротой и ответственностью. А парадокс в том, что люди становятся родными, начинают чувствовать ответственность друг за друга лишь по счастливой случайности.
Артистам и режиссеру зал аплодировал стоя. Спектакль получил положительные отзывы зрителей, которые отметили поучительный сюжет, наличие комедийных сцен, позитивный финал и глубокое раскрытие семейной тематики.