Купить PDF-версию
12:56 | 23 ноября, Сб
Махачкала
X
09:06 22.10.2024

Спектакль о самом главном

Маргарита Арсланбекова, Денис Мокин
Выпуск - 2024 № 156
13

Когда дети растут без отца, без его любви, заботы и поддержки, им приходится идти по жизни, словно птице без одного крыла. И хорошо, если, как в пьесе «Старший сын» Александра Вампилова, двое людей с раной в душе все-таки найдут друг друга. Они должны самостоятельно сделать выбор – бежать и не привязываться либо рискнуть и полюбить. Такая философская трагикомедия развернулась на сцене Даргинского театра, где прошла премьера спектакля «Старший сын» на русском языке.

Одноименная пьеса изначально существовала в нескольких вариантах. Первый, под названием «Женихи», относится к 1965 году. Вариант, датированный драматургом 1967-м, носит название «Предместье». А в 1970 г. автором был создан новый вариант с современным названием.

Александр Вампилов прожил всего 34 года и написал 4 большие пьесы, но успел войти в историю русской литературы как один из главных драматургов XX века. Его произведение и тогда, и сейчас свежо и актуально.

Постановка была реализована в рамках партийного проекта «Культура малой Родины» и приурочена к Году семьи. Режиссёром-постановщиком является заслуженный деятель искусств Кабардино-Балкарии Роман Дабагов, сценографию создал художник Кантемир Жилов, композитор – Артур Варквасов.

В день премьеры в зале присутствовали гости и друзья театра, зрители разных возрастов, которых объединяет любовь к театральному искусству. Присутствующих тепло поприветствовали художественный руководитель театра Мустафа Ибрагимов и Роман Дабагов.

«Произведение Вампилова, несомненно, осталось вне времени. Оно учит людей разных поколений милосердию, взаимопомощи и сочувствию, повествуя о самом главном – духовная близость не всегда обусловлена кровными узами. Даже незнакомец может стать по-настоящему родным человеком», – отметил приглашенный режиссер.

Свои роли талантливо исполнили народный артист РД Мухтар Нухов, заслуженная артистка РД Рашидат Исмаилова, артисты театра Рабадан Ильясов, Абдусамад Алиев, Зарина Азизова, Ислам Гасанов и Алибхан Алибеков.

Студент Владимир Бусыгин (Рабадан Ильясов) и его приятель Сильва (Абдусамад Алиев), провожая новых подружек, опаздывают на последнюю электричку. Они стучатся во все двери, чтобы не остаться ночевать на улице, но им отказывают. Немного сведущий в психологии Бусыгин говорит товарищу по несчастью, что у людей толстая кожа и пробить ее не так-то просто.

«Надо соврать как следует, только тогда поверят и посочувствуют. Или напугать, разжалобить.» Таким образом самозванец входит в мир семьи Сарафановых под видом внебрачного сына и всего за пару дней между ним и домочадцами возникают такие теплые чувства, что их не может разрушить даже горькая правда», – комментирует протагонист.

Драматическое напряжение в спектакле появляется практически с первых минут и всё нарастает. Этому способствует тайна, которая существует между зрителем и артистами, ведь то, о чем знает зал, пока еще не известно семье Сарафановых. Разоблачат Бусыгина или нет, вскроется ли обман? Зритель твердо знает, что Бусыгин проник в дом Сарафанова нечестным путем, и симпатий к нему не испытывает и иллюзиями себя не тешит.

Рабадан Ильясов так убедительно играет свою роль, что даже взрослая дочь Сарафанова Нина (Зарина Азизова), поначалу встретившая «братца» очень недоверчиво, приняла его и полюбила. Бусыгин по законам комедийного жанра заигрывается и сам начинает верить в сочиненную легенду. Всё же в глубине души он тяготится этим и не только потому, что с первого взгляда влюбляется в дочь своего новоиспеченного отца. Перед самим Сарафановым ему тоже неудобно.

Чего не скажешь о приятеле. Симпатичный нахал – самый яркий персонаж. Артист смог полностью раскрыть нутро своего героя, любителя алкоголя и женщин.

«С женщинами главное – не забывать, что на свете есть много других женщин», – рассуждает Сильва.

Он всегда прагматичен, а в общении колок на язык, о чем говорят его фразы «я должен открыть глаза общественности», «если общество не возражает» и т. д.

Именно Сильва придумал и в дальнейшем выдал тайну Бусыгина, когда их взгляды на жизнь разошлись, ни на секунду не задумавшись о чувствах человека с тонкой душевной организацией – Андрея Григорьевича Сарафанова (Мухтар Нухов). Артисту удалось создать образ человека доброго, кроткого и доверчивого, не лишенного чувства юмора, настоящего интеллигента, не находящего применения своему таланту в маленьком провинциальном городке. Бывшая жена называла его «блаженный», дети считают неудачником. А Сарафанов – творческая натура, у него есть мечта – завершить собственное творение – ораторию «Все люди – братья».

Благодаря родству душ, Андрей Григорьевич находит понимание и сочувствие в Бусыгине, полностью верит ему.

Очень интересна, глубока и красива Зарина Азизова в роли не по годам взрослой Нины, тянущей тяжеленный воз забот по дому и проблем несчастливых по жизни отца и брата. В ней чувствуется тоска по еще не испытанной любви к настоящему мужчине, который бы мог стать опорой.

Отсюда выбор бравого курсанта, будущего летчика Михаила Кудимова (Алибхан Алибеков), который кажется ей решительным и целеустремленным. С таким можно уехать на край света, но его жизнь – регламент, а дисциплина превыше всего. Естественно, что в чувствах и эмоциях он скуп – знакомясь с новым членом семьи Сарафановых, будущий зять констатировал: «Всё знаю… Сочувствую. Рад».

Нина по своей натуре тоже не склонна к романтическим проявлениям. Поэтому она так настороженно воспринимает проснувшееся в ней настоящее чувство по отношению к так называемому брату. И, узнав правду, не просто облегченно вздыхает, а как будто сбрасывает со своих плеч неимоверную тяжесть. И пусть Бусыгин на голову ниже и по стати уступает Кудимову, но в нем чувствуется харизма и открытая душа. Наверное, этим он и приглянулся «сестре» Нине.

Еще одна сюжетная линия разворачивается между младшим сыном Сарафанова Васенькой (Ислам Гасанов) и его несчастной любовью – соседкой Натальей Макарской (Рашидат Исмаилова). Ей около тридцати, а он заканчивает десятый класс. Как говорит сама героиня Васеньке: «У нас с тобой ничего не может быть, кроме скандала». Полная противоположность – дерзкий и самоуверенный Сильва – вызывает у Макарской другую реплику:

«Свет раскололся пополам: на женихов и нахалов. С женихами – скука, с нахалами – слезы. Вот и поживи!»

Рашидат смогла тонко передать стремление героини скрыть под личиной независимости и иронии затаенную тоску по лучшей женской доле. Что же касается изувеченного комплексами подростка Васеньки, он сам говорит отцу и окружающим: «Я серость, не мешайте мне быть серым».

Он вовремя получает от Бусыгина опыт мужественности, которого ему явно недоставало при неуверенном отце. И после разговора со «старшим братом» юноша разрывает свои болезненные отношения, говоря, что роль мышки его больше не устраивает, и даже поджигает дом Макарской во время её свидания с Сильвой.

Эта история становится кульминацией спектакля. Бусыгин отчитывает друга за его поступки, а тот, не желая выслушивать нравоучения, уходит и напоследок выдает тайну главного героя. Ситуация, которая и так тяготила Владимира, неожиданно вышла из-под контроля.

В этот момент он совершает поступок, ярко характеризующий его, – принимает ответственность за события, им запущенные, и становится тем, кем назвался. В финале мы сталкиваемся с интереснейшим феноменом: самоликвидация конфликта и драматического напряжения. Сарафанов не разочаровывается в «сыне», он полюбил его, и неважно, одна ли кровь течет в их жилах – по духу они отец и сын. Этого достаточно обоим.

«Вы все мои дети, потому что я люблю вас», – говорит он.

К счастью, разоблачение только сплотило семью и не принесло никому горя и разочарования.

Рассказывая о частной бытовой истории одной семьи, постановка раскрывает общечеловеческие проблемы, связанные с доверием, взаимопониманием, добротой и ответственностью. А парадокс в том, что люди становятся родными, начинают чувствовать ответственность друг за друга лишь по счастливой случайности.

Артистам и режиссеру зал аплодировал стоя. Спектакль получил положительные отзывы зрителей, которые отметили поучительный сюжет, наличие комедийных сцен, позитивный финал и глубокое раскрытие семейной тематики.

Статьи из «Театры»

Комедия с ноткой грусти

63
Проникновенные речи, яркость передаваемых образов, артистизм и, самое ценное, глубокий...

Восемь вечеров на Русской сцене

147
До официального открытия сезона в Русском драматическом...

Правда жизни через игру

14
Можно ли так словами описать человеческую боль, чтобы читающий ощутил ее каждой клеточкой...

Когда искусство вне политики

14
Подлинное искусство всегда найдет путь к человеческим сердцам и заявит о себе. Творчество...

Сезон фестивалей

23
С приходом осени начался новый театральный сезон, который традиционно сопровождается...

Гоголь в волшебном мире кукольного жанра

39
«Мертвые души» Гоголя читали все. Целиком ли,...

Она перевернула театральный мир

24
Зинаида Райх появилась на свет 130 лет назад. Она была...

«Больше, чем театр»

17
Под таким девизом на прошлой неделе в Крыму состоялся шестой образовательный заезд сезона...

Подарили детям сказку

19
В репертуаре Даргинского театра есть интересные постановки не только для взрослых, но и для...

Легенда комедийного жанра

27
Театр дарит зрителям самые разные эмоции: может погрузить в меланхолию, заставить бояться,...

Смеха ради

96
Когда на сцене театра создается новая постановка в таком жанре, как фарс, режиссёр и артисты...

Семейная сцена Тимохиных

155
Даже если бы он не был актёром театра, он артист. А еще певец, танцор, шутник и балагур,...