«Стены бы от смеха задрожали…»
После Эмиркули Эмирджанова, Сабира Гаджиева и Кумбая Рамазанова самым известным комическим актером в истории Лезгинского театра является Абдулкадир Сайдумов (на снимке).
Жизненный путь
Абдулкадир Сайдумович Сайдумов родился 1 января 1930 года в селении Даркуш-Казмаляр Сулейман-Стальского района в семье крестьянина. На его детство черной тенью легла Великая Отечественная война. Он вынужден был бросить школу и работать сельским почтальоном. Доучивался уже после войны. Затем поступил в Государственный институт театрального искусства им. А.В. Луначарского. Окончив его в 1955 году, начал работать в Лезгинском театре. Более шести лет – с 1976 по 1982 годы – был директором театра.
Заслуги А. Сайдумова перед дагестанским искусством, его вклад в развитие театрального искусства и культуры отмечены присвоением почетных званий «Заслуженный артист ДАССР» (1971), «Народный артист ДАССР» (1978), «Заслуженный артист РСФСР» (1986), награждением орденом Дружбы народов, медалями «За трудовую доблесть», «За доблестный труд».
Умер выдающийся комедийный актер 30 ноября 2002 года на 72-м году жизни. Похоронен в родном селении.
Творчество
С первых дней работы в театре А. Сайдумов проявил себя как талантливый, ищущий актер. Он сыграл десятки разнообразных ролей, талантливо воплощая образы людей разного характера. Особенно ему удавались комедийные роли: Жеронт в «Лекаре поневоле», Скапен в «Продельках Скапена» Ж.-Б. Мольера, Шпигельберг в «Разбойниках» Ф. Шиллера и др.
Особенно ярко раскрылся его талант в спектаклях местных драматургов. Созданные им образы Фундух-бека («Фундух-бек» Шах-Эмира Мурадова и Абдула Раджабова), Вариса («Цветок России» Кияса Меджидова), Демира («Ашуг Саид» Т. Хрюгского и К. Меджидова), Муслима («Праздник цветов» Назира Ахмедова), Муртуза («Моя Седеф» А. Мехмана) получили высокую оценку прессы и стали любимы зрителями.
Актер прекрасно владел лучшими приемами народного театра: юмором, мимикой, пантомимой, острым метким словом. Все это способствовало тому, что он создал своего неповторимого, неувядающего Фундух-бека в одноименной комедии. Эта роль принесла ему всенародную славу. Актер играл роль Фундух-бека на сцене Лезгинского театра больше 500 раз.
А. Сайдумов проявил себя и как режиссер, поставив более десяти спектаклей на сцене родного театра. Среди них «30 копеек штрафа» по пьесе Ш. Киямова и М. Фархата, «Упрямый козел» по пьесе А. Хамидова, «Квартет для души» и «Соседи» по пьесам Г. Хугаева, «Моя Седеф» по пьесе А. Мехмана и др. Они шли с большим успехом на сцене театра и получили высокую оценку зрителей.
А. Сайдумовым переведены на лезгинский язык десятки пьес известных драматургов. Среди них «Провинциальная девушка» К. Буачидзе (совместно с Б.Айдаевым), «Айдын» Джафара Джабарлы (совместно с М.-Г. Рамазановым), «Бременские музыканты» Валерия Шульжика, «Похищение жениха» Иссы Боташева, «Хюлледжи» Решада Нури Гюнтекина, «Толмач имама Шамиля» Хизгила Авшалумова (совместно с Гилалом Аскеровым), «Не та, так эта» («Мешади Ибад») Узеира Гаджибекова и другие.
***
А. Сайдумов посвятил многим деятелям искусства и литературы стихотворения, имеется много посвящений и ему. Среди них выделяется стихотворение известного лезгинского поэта Арбена Кардаша в переводе Виктора Лапшина:
В шутку пресерьёзнейшее слово
Может превратить Абдулкадыр,
Руки в громе смеха кругового
Публика исхлопает до дыр!
Шутка у Сайдумова крылата,
До конца ясна любой душе:
Старцы молодеют, а ребята
Не сумеют постареть уже.
Если бы в пустом сыграл он зале,
Где совсем погашены огни,
Стены бы от смеха задрожали,
С хохотом бы рухнули они.
Хоть года театра уж преклонны,
Потому он вынести их смог,
Что аплодисменты как колонны
Стены крепят, держат потолок.