«Свободный наездник» Халилбека Мусаясула…
В Нью-Йорке, в Метрополитен- музее, хранятся мраморные слепки рук двух выдающихся творцов России, внесших значительный вклад в мировую культуру. Первый слепок принадлежит композитору Сергею Рахманинову. Второй – художнику Халилбеку Мусаясулу, аварцу, уроженцу с. Чох Гунибского района.
Халилбек Мусаев – Мусаясул-Монижал родился в 1897 году в потомственной дворянской семье наиба Исрапила Мусаева.
Родители мечтали дать мальчику духовное образование и определили его учиться в медресе аула Согратль, считавшегося одним из признанных просветительских центров арабо-мусульманской культуры в Дагестане. Ежегодно в известном Согратлинском медресе обучалось до 300 человек таким наукам, как логика, философия, риторика, богословие, арабский язык, мусульманское право и другие.
Здесь получили духовно-нравственное воспитание все четыре имама Дагестана: Гази-Магомед, Гамзат-Бег, Шамиль и Мухаммад-Хаджи ас-Сугури. В этом медресе получили образование, углубили свои знания люди, которые впоследствии стали известными, авторитетными учёными, богословами, блестяще образованными людьми. К примеру, здесь учились Муртазали – сын Сурхай-хана, Джамалудин Кази-Кумухский, Али Каяев, Магомед Ярагский и другие. Халилбек Мусаев (Мусаясул) писал в своей книге «Страна последних рыцарей»: «Знаменитое Согратлинское медресе в нашем представлении было тем же, что Сорбонна для средневековой Европы…».
У юного Халилбека в период обучения в медресе стали проявляться художественные способности и творческий дар. Понимая, что мальчику необходимо профессионально учиться, в 1912 году родные отправили его в Тифлис, где он поступил в Тифлисское училище изящных искусств – филиал Петербургской академии художеств. После окончания первого курса он продолжил обучение в Мюнхенской Королевской академии живописи, где его наставником стал известный художник-баталист Франц Рубо, завещавший свою мастерскую ему – самому любимому и талантливому ученику. Однако с началом Первой мировой войны Халилбек был интернирован на Родину.
Вернувшись в Дагестан, Мусаясул четыре года занимался художественной и просветительской деятельностью. В эти годы он впитывал в себя окружающую и стремительно меняющуюся жизнь дагестанцев, накапливал образы, детали народного быта. Поэтому произведения того периода реалистичны и этнографичны («Старик из Казикумуха», «Курд», «Чохинка», «Ешар Бек из села Чолахсу», «Портрет молодого человека», «Портрет девочки», «Портрет горянки», «Портрет пожилой женщины»). Молодой художник совместно с известным российским живописцем Евгением Лансере иллюстрировал первый литературный журнал Дагестана «Танг-Чолпан» («Утренняя звезда»), издававшийся в Темир-Хан-Шуре с 1917 года.
В 1919 году во Владикавказе прошла первая выставка картин Халилбека Мусаясула.
Решением Комиссариата народного просвещения Дагестана от 28 марта 1920 г. художник Х. Мусаясул был назначен заведующим отделом внешкольного образования и искусства.
В семейном архиве аварского поэта, прозаика и драматурга Нурмагомеда Абигасанова бережно хранится рисунок Халилбека Мусаясула «Наиб Хаджи-Мурат» (1911 г.), который он нарисовал и подарил своим согратлинским кунакам. На рисунке изображен эпизод Кавказской войны, где наиб имама Шамиля Хаджи-Мурат в момент атаки скачет на коне, рассекая шашкой. В правом нижнем углу подпись автора и дата, а слева арабской вязью вписано имя наиба.
Известный владелец Владикавказских фотостудий Саадула Джанаев-Хетагуров одним из первых наладил выпуск почтовых открыток с видами кавказских сюжетов. Среди дореволюционных почтовых открыток студии Джанаева-Хетагурова мной случайно была обнаружена и одна со знакомым сюжетом под названием «Хаджи-Муратъ. Свободный наездник». С первого же взгляда в сюжете этой открытки отчетливо прослеживается сходство с рисунком из архива Н.Абигасанова, видна выразительность и уникальность стиля живописи Х. Мусаясула.
В 1921 г. X. Мусаев выехал в Германию для продолжения учебы, учился у известных художников Германа Гребера и академика Хуго Хабермана.
После окончания Мюнхенской академии X. Мусаясул принимает предложение стажироваться в художественных центрах Европы, где он живет до 1946 г. Здесь его популярность растет, работы выставляются в лучших музеях и картинных галереях Парижа, Мюнхена, Мадрида и других. Он много ездит по странам Ближнего Востока, работает в Испании, Италии, Швейцарии.
В 1929-1930 гг. он посетил Египет, где принял участие как художник в съемках фильма о Шамиле. В 1946 г. X. Мусаев переехал на постоянное местожительство в США.
В 1949 г. Халилбек Мусаев скончался в госпитале города Бетлехема штата Коннектикут (США). Его произведения хранятся в музеях Метрополитен (США), ДМИИ им. Гамзатовой и ДГОМ им.
А. Тахо-Годи (Махачкала), семейных архивах и частных собраниях России, Германии, Грузии и США.