X
10:01 09.07.2025

Театр поэзии: другой Твардовский

Год 80-летия Великой Победы продолжается, а значит, зрителей учреждений культуры республики ждут постановки, посвящённые этой юбилейной дате, приуроченные также и к Году защитника Отечества. Внимание творческих групп привлекают произведения, написанные о войне и на войне. Литературное наследие Александра Твардовского – яркий пример творчества человека, верного своей профессии и призванию, от которых он не отказался и в тяжёлые военные годы.

Поэт, журналист, главный редактор журнала «Новый мир», в годы Великой Отечественной военный корреспондент нескольких изданий, он создал целый пласт произведений – прозы и поэзии, отразив них не только события четырех трагических лет, но и передав дух не сломленного войной народа. Можно сказать, написал свою летопись войны. Книга очерков «Родина и чужбина», ряд известных поэтических текстов легли в основу спектакля Театра поэзии «В тот день, когда окончилась война».

– Мы поставили перед собой задачу взять немного другого Твардовского, отойти от всеми любимого и хорошо знакомого «Василия Теркина», – рассказывает сценарист постановки, заслуженный деятель искусств РД Ариза Батырова. – Для нашего поколения Александр Трифонович – масштабная фигура советской литературной эпохи. Его лирика военных лет, обозначенная им как фронтовые хроники, это настоящая многогранная картина лихолетья 40-х прошлого века. В нашем сценарии задействованы и части больших поэтических текстов автора – это поэмы «Когда окончилась война», «Я убит подо Ржевом». Огромное впечатление на меня произвели записки военных лет, собранные им в сборник «Родина и чужбина». Это наиболее известное прозаическое произведение писателя – размышления о человеке, его личной судьбе в войне и общей судьбе народа, пережившего бедствия и большие испытания. В процессе работы рождались идеи, как свести тексты поэзии и прозы. В сценарной работе принимала участие и режиссер спектакля, заслуженный деятель искусств РД Изумруд Алиева. Она просто ювелирно вычленяла моменты, способные выразительно и объёмно прозвучать со сцены.

В спектакле соблюден баланс между стихотворной частью и повествованием от имени автора, и хотя он не предполагает сквозного сюжета, зритель полностью захвачен историей, рассказанной со сцены, сложенной из судеб разных персонажей.

Вот перед нами образ матери-беженки, самой первой жертвы войны. Вот госпиталь, где медсестра Наденька рассказывает, как вытаскивала с поля боя раненого солдатика, как помогал лейтенант, который спас ей жизнь и которому позже спасёт жизнь уже она сама. Интонации героев меняются: в начале Великой Отечественной войны присутствует ощущение того, что люди не знают, как будет дальше, что их ждёт, но постепенно приходит новое осознание – попавшие в омут войны, преодолевая страх, неуверенность, тревогу, обретают второе рождение и надежду. И вот на сцене уже совсем другое настроение, когда в последние два месяца войны дорога идёт вперёд и только вперёд, уже нет места сомнениям и надо оставить позади сожаления о том, что ушло безвозвратно.

Очень интересное визуальное решение предложила художник-постановщик спектакля, заслуженный художник РД Ирина Миронова. Ей удалось малыми средствами, компактно и в то же время выразительно воссоздать быт Великой Отечественной войны, перенести героев в разные жизненные пространства, давая возможность одному предмету декорации выполнять сразу несколько функций.

Живое пение, народная инструментальная музыка сопровождают действие, помогая зрителю воссоздать малейшие оттенки чувств, что испытывали люди и на поле боя, и в тылу. Хочется отметить, что звуковая и световая партитуры, обрамляющие всё сценическое действо, точно и убедительно работают на идею постановки, и в этом заслуга режиссёра по звуку и свету Вали Абдулаева.

Премьеру высоко оценили не только обычные зрители, но и профессионалы. После просмотра коллеги благодарили авторов и высказывали свое мнение, не поделиться которым было просто невозможно – настолько переполняли эмоции и желание выразить свое восхищение постановкой. Художественный руководитель Лакского музыкально-драматического театра им. Э. Капиева, заслуженный деятель искусств РФ Бадрижат Магомедгаджиева так отозвалась о спектакле:

«Строго выверенная, построенная на размышлениях и поэтических шедеврах А. Твардовского инсценировка А. Батыровой: точно взятый ритм и многогранная партитура спектакля, наполненная метафорической образностью и глубиной проникновения в каждую строчку, каждое сказанное писателем слово определили глубоко эмоциональную организацию сценического действия в режиссерской концепции З. Алиевой. Сценическая правда и психологическая наполненность каждого создаваемого на сцене образа и одновременно прямое взаимодействие актеров со зрителями еще и еще раз погружают нас в дни невероятных испытаний, выпавших на долю советского народа, вызывая боль и сопереживание, восторг и преклонение перед его мужеством и героизмом, волей к жизни и волей к победе. Доброго пути и новых успешных проектов Театру поэзии!».

Ведущий специалист Союза театральных деятелей РД, театральный критик Наталья Газиева:

«Спектакль Театра поэзии – это открытие для многих зрителей Твардовского, его невероятного понимания глубины той боли, которую несла собой война. Театр показал это без ложного пафоса, малыми зарисовками о персонажах. Прочитанные стихи – своего рода мини-спектакли, за каждым из них стоит понимание того, что потеряло человечество в этом сражении. Невероятно интересен приём с кроватью, символом семейного благополучия и устойчивости, которая превращается в символ войны: это и койка в госпитале, и железнодорожный вагон, отправляющийся к линии фронта».

Замечателен образ самого Твардовского в исполнении Казбека Алиева, очень хороша Асият Айгунова. Театр поэзии делает великое дело: он открывает поэтическое слово людям, воспитывает на прекрасной поэзии как зрителей, так и своих молодых актеров. И то, как сами ребята-артисты это слово понимают и доносят, очень важно.

Спектакль «В тот день, когда окончилась война» только начинает свой путь, но первый его шаг уже показал, что путь этот будет успешным и продолжительным.

Похожие

Театр – это навсегда

39
Перед самым Новым годом в Театре поэзии произошло событие – премьера спектакля «Осень....

Вся жизнь на сцене

126
Замечательный проект «Встречи в Театре поэзии» рассказывает зрителям о неординарных в...

Поэты сказали своё слово

189
Хорошее дело всегда найдет свое продолжение. Идея руководителя семинара поэзии им. М....

Творчество против наркомании

45
«О молодость века! Что будет с тобой?!» – этими словами Расула Гамзатова Театр поэзии назвал...

Здесь дружат Пушкин и Гамзатов

94
В Год Расула Гамзатова хочется говорить о нашем...

Статьи из «Театры»

Детские «почему» и сказочные истории

10
Почему у слона такой длинный хобот? Откуда у жирафа...

«Речемузыка» зазвучала в театрах Дагестана

50
Как спортсменам необходимы регулярные...

Ожерелье для любимой

18
Коллектив Даргинского театра представил яркую премьеру, основанную на повести народного...

Следы на земле

15
В театрах республики проходят показы спектаклей на военную тему, которые становятся данью...

Детский театр. Продолжение следует

41
О том, что в Русском драматическом театре имени М....

Вначале было дело

163
«Что слова? Это просто дополнение к действию» – по такому принципу живёт и работает...

Театральный триумф

39
Чего ожидал двухмиллионный город с богатыми сценическими традициями и насыщенной...

На сцене – средневековая Авария

172
Не родись красивым... Вот уж не повезло юноше из аварского...

Очередная премьера

30
Драматический спектакль «Следы на земле» по одноименной пьесе Умурахил Шапиевой Даргинский...

Покорили сердца петербуржцев

23
В Северной столице зазвучали горские мотивы – Дагестанский государственный театр кукол по...

Гиви Валиев: «Хочу говорить о своем времени»

125
Наша газета продолжает рассказ о победе...

2025 № 108

6 часов назад