Тысячелетний Навруз,
Костер надо разжечь так, чтобы обязательно виднелся из соседних аулов и чтобы дым от него разнесся по всем уголкам Дагестана. Пусть горит ясно и не гаснет. Пусть все видят и знают: пришла весна – пора обновления и очищения.
Тысячи дагестанцев отмечают весенний Новый год, который символизирует обновление природы и очищение души. Отмечать его начали еще в языческую доисламскую древность, и он до сих пор остаётся одним из самых любимых. Мы его ждем, готовимся и всегда празднуем с размахом три дня и три ночи. Во всяком случае так было раньше. По древним поверьям, в день Весеннего равноденствия идет борьба между добром и злом. И каждое действо на празднике не случайно. До сих пор мы можем видеть обряды, которые проводились тысячелетия назад нашими прапрапрадедами.
В празднике Навруз-байрам заметная роль отводилась не взрослым, а детям и подросткам. Например, у лакцев неженатые юноши и подростки за неделю до Навруза лепили шарики (тIурщи) из глины, в которые с двух сторон втыкались стебельки бурьяна. Во время празднования подсохшие концы поджигали и с помощью пращи, изготовленной из шерстяных ниток, бросали в воздух. Летящие огненные шары падали на землю и с треском лопались. С нетерпением ждали этот праздник маленькие дети, которые рано утром получали от родителей хлеб, украшенный орехами, финиками, изюмом.
Еще в начале прошлого столетия Навруз-байрам у кумыков был одним из самых любимых народных праздников. Готовились к нему задолго. Начиналась подготовка с уборки дома, все негодное выносили и обязательно сжигали. Этот обычай назывался «сжигание зимы» (къыш гюйдюрюв). Вечером по домам ходили ряженые молодые люди – «доммай». И ни один праздничный стол не обходился без повидла – «Семене», приготовленного из проросших зерен пшеницы (солода), обязательные напитки «боза», «жаба», «муселлес» и много-много крашеных яиц – за ними приходили дети.
– У рутульцев было принято одаривать детей баранками (кулук) из сдобного теста. Практически у всех народов дети развлекались битьем или катанием вареных, часто окрашенных в желтый или красный цвет яиц, которые они собирали, обходя с поздравлениями родственников и соседей.
— Табасаранские и лакские мальчики в первую ночь Навруза бросали мешок в какой-нибудь дом. Хозяин заполнял его угощениями до возвращения подростков, – рассказывает ученый-этнограф Майсарат Мусаева. – Ногайские мальчишки, прихватив зеленые ветки облепихи и подснежники, распевая песни с добрыми пожеланиями, обходили каждый дом в ауле: «Наврузкелди. Байрамынъызбанкутлаймыз!» (Навруз пришел. С праздником поздравляем!)
Идущий впереди нес палку. Детям давали сладости и привязывали к палке платок. Считалось, чем щедрее хозяева, тем обильнее будет урожай в предстоящем году. Обойдя всех жителей, процессия направлялась к месту массовых гуляний. Все обряды сопровождались молитвами. Важно было освятить коллективную трапезу. После начинались развлечения: песни, танцы, игры.
В городах и сёлах Дагестана в эти дни проходят народные гуляния с песнями, танцами, костюмированными представлениями, спортивными состязаниями.
У дагестанских азербайджанцев Навруз символизирует начало новой жизни. И потому один из главных атрибутов праздника – семя сэмэни – знак плодородия. Если сэмэни хорошо проросло, то урожай можно ожидать хороший. Согласно обычаю, каждая семья накрывает стол семью блюдами, название которых начинается с буквы «с»: сумах – приправа, сюд – молоко, сирке – уксус, сэмэни – проросшая пшеница, сабзи – зелень… Кроме блюд, на стол ставятся предметы-символы: свеча – свет, огонь, оберегающий человека от злых духов, зеркало – знак установления времени наступления Нового года – Навруз-байрама. По древней традиции, чтобы установить окончание старого года и наступление первого дня нового, крашеное яйцо – символ возрождения жизни – ставят на зеркало. Сидим и ждем, пока «качнется символ жизни», и как только – значит, бык «перебросил» земной шар на другой рог и пришел Новый год. Начинаются поздравления и веселье.
Праздник не считается состоявшимся, если не будет огня. Только в пламени наврузовского костра сгорают все болезни и беды. А тот, кто перепрыгнет через него, очистится от сглаза и плохих помыслов, оставит все плохое в уходящем году. Ритуал нужно проделать семь раз! Говорят, помогает.
Есть мнение!
У нас ко всем праздникам готовились основательно, за неделю вперед. Весь соседский хлам копился во дворе дядюшки Халимбека – он отвечал за Навруз-байрам. Из раздобытого нами барахла устраивал такое пожарище, что с соседних улиц сбегались. А мы ждали… час, второй, третий, пока огнище станет костром и нам посчастливится хотя бы разочек через него перепрыгнуть.
А потом приближался другой праздник, перед которым до утра пекли, готовили халву, заворачивали голубцы, и первые дети стучались в шесть утра. Ураза-байрам! Двери не закрывались до поздней ночи.
После еще праздник, тот самый, когда все чинно садились за стол и ждали поздравления главы государства. Новый год: звон бокалов, горящее желание, записанное на маленьком клочке бумаги, под бой курантов. И какое счастье – гости до утра, несколько дней кряду накрытые столы, шоколадные Деды Морозы…
И снова весна, за ней лето… Родные будни, когда улица жила одной большой семьей. Шум, разговоры, смех, перебранки и задиристые шутки. Соседи громко переговаривались друг с другом, детвора разбивала коленки, носилась по крышам, а в воздухе витали запахи готовящихся обедов…
А в душе – ожидание очередного праздника.