Тысячелетний Навруз,

Костер надо разжечь так, чтобы обязательно виднелся из соседних аулов и чтобы дым от него разнесся по всем уголкам Дагестана. Пусть горит ясно и не гаснет. Пусть все видят и знают: пришла весна – пора обновления и очищения.
Тысячи дагестанцев отмечают весенний Новый год, который символизирует обновление природы и очищение души. Отмечать его начали еще в языческую доисламскую древность, и он до сих пор остаётся одним из самых любимых. Мы его ждем, готовимся и всегда празднуем с размахом три дня и три ночи. Во всяком случае так было раньше. По древним поверьям, в день Весеннего равноденствия идет борьба между добром и злом. И каждое действо на празднике не случайно. До сих пор мы можем видеть обряды, которые проводились тысячелетия назад нашими прапрапрадедами.
В празднике Навруз-байрам заметная роль отводилась не взрослым, а детям и подросткам. Например, у лакцев неженатые юноши и подростки за неделю до Навруза лепили шарики (тIурщи) из глины, в которые с двух сторон втыкались стебельки бурьяна. Во время празднования подсохшие концы поджигали и с помощью пращи, изготовленной из шерстяных ниток, бросали в воздух. Летящие огненные шары падали на землю и с треском лопались. С нетерпением ждали этот праздник маленькие дети, которые рано утром получали от родителей хлеб, украшенный орехами, финиками, изюмом.
Еще в начале прошлого столетия Навруз-байрам у кумыков был одним из самых любимых народных праздников. Готовились к нему задолго. Начиналась подготовка с уборки дома, все негодное выносили и обязательно сжигали. Этот обычай назывался «сжигание зимы» (къыш гюйдюрюв). Вечером по домам ходили ряженые молодые люди – «доммай». И ни один праздничный стол не обходился без повидла – «Семене», приготовленного из проросших зерен пшеницы (солода), обязательные напитки «боза», «жаба», «муселлес» и много-много крашеных яиц – за ними приходили дети.
– У рутульцев было принято одаривать детей баранками (кулук) из сдобного теста. Практически у всех народов дети развлекались битьем или катанием вареных, часто окрашенных в желтый или красный цвет яиц, которые они собирали, обходя с поздравлениями родственников и соседей.
— Табасаранские и лакские мальчики в первую ночь Навруза бросали мешок в какой-нибудь дом. Хозяин заполнял его угощениями до возвращения подростков, – рассказывает ученый-этнограф Майсарат Мусаева. – Ногайские мальчишки, прихватив зеленые ветки облепихи и подснежники, распевая песни с добрыми пожеланиями, обходили каждый дом в ауле: «Наврузкелди. Байрамынъызбанкутлаймыз!» (Навруз пришел. С праздником поздравляем!)
Идущий впереди нес палку. Детям давали сладости и привязывали к палке платок. Считалось, чем щедрее хозяева, тем обильнее будет урожай в предстоящем году. Обойдя всех жителей, процессия направлялась к месту массовых гуляний. Все обряды сопровождались молитвами. Важно было освятить коллективную трапезу. После начинались развлечения: песни, танцы, игры.
В городах и сёлах Дагестана в эти дни проходят народные гуляния с песнями, танцами, костюмированными представлениями, спортивными состязаниями.
У дагестанских азербайджанцев Навруз символизирует начало новой жизни. И потому один из главных атрибутов праздника – семя сэмэни – знак плодородия. Если сэмэни хорошо проросло, то урожай можно ожидать хороший. Согласно обычаю, каждая семья накрывает стол семью блюдами, название которых начинается с буквы «с»: сумах – приправа, сюд – молоко, сирке – уксус, сэмэни – проросшая пшеница, сабзи – зелень… Кроме блюд, на стол ставятся предметы-символы: свеча – свет, огонь, оберегающий человека от злых духов, зеркало – знак установления времени наступления Нового года – Навруз-байрама. По древней традиции, чтобы установить окончание старого года и наступление первого дня нового, крашеное яйцо – символ возрождения жизни – ставят на зеркало. Сидим и ждем, пока «качнется символ жизни», и как только – значит, бык «перебросил» земной шар на другой рог и пришел Новый год. Начинаются поздравления и веселье.
Праздник не считается состоявшимся, если не будет огня. Только в пламени наврузовского костра сгорают все болезни и беды. А тот, кто перепрыгнет через него, очистится от сглаза и плохих помыслов, оставит все плохое в уходящем году. Ритуал нужно проделать семь раз! Говорят, помогает.
Есть мнение!
У нас ко всем праздникам готовились основательно, за неделю вперед. Весь соседский хлам копился во дворе дядюшки Халимбека – он отвечал за Навруз-байрам. Из раздобытого нами барахла устраивал такое пожарище, что с соседних улиц сбегались. А мы ждали… час, второй, третий, пока огнище станет костром и нам посчастливится хотя бы разочек через него перепрыгнуть.
А потом приближался другой праздник, перед которым до утра пекли, готовили халву, заворачивали голубцы, и первые дети стучались в шесть утра. Ураза-байрам! Двери не закрывались до поздней ночи.
После еще праздник, тот самый, когда все чинно садились за стол и ждали поздравления главы государства. Новый год: звон бокалов, горящее желание, записанное на маленьком клочке бумаги, под бой курантов. И какое счастье – гости до утра, несколько дней кряду накрытые столы, шоколадные Деды Морозы…
И снова весна, за ней лето… Родные будни, когда улица жила одной большой семьей. Шум, разговоры, смех, перебранки и задиристые шутки. Соседи громко переговаривались друг с другом, детвора разбивала коленки, носилась по крышам, а в воздухе витали запахи готовящихся обедов…
А в душе – ожидание очередного праздника.
Статьи из «Культура»
Очередная премьера

Великому подвигу посвящается!

Гений танца

Он живёт балетом

Мечтал устроить рай на земле

Покорили сердца петербуржцев

Мы пишем летопись Победы!

Линия плюс форма

Наш ответ «Османам»

Победный месяц
