В зеркале классики
Всё не так! Всё не так в петербургском доме помещицы Бояркиной. Как снег на голову свалились нежданные гости – друг юности Василий Золотников с сыном Александром, которого непременно нужно женить, и заклятая подруга из Тамбова, которой обязательно нужно выдать замуж свою дочь Катю. И, как на грех, родная дочь Машенька в отъезде, а вот ей-то в первую очередь и нужно найти жениха, потому как – годы… Да и бедная племянница Настя тоже в девках засиделась. И что делать, если в довершение всего оказывается, что желанный жених – наследник миллионного состояния? А сердце у юноши такое нежное…
Показать современность в зеркале классики предлагает Табасаранский государственный театр. Недавно коллектив открыл свой новый театральный сезон и представил вниманию зрителя спектакль «Свадебный переполох». Постановка приглашенного режиссера, заслуженного деятеля искусств Республики Калмыкия С. Бурлаченко объединила две классические пьесы – «Предложение» А. Чехова и водевиль «Беда от нежного сердца» В. Соллогуба, посвященные теме свадьбы. При этом каждый автор показал, как такое на первый взгляд радостное событие может открыть миру множество различных человеческих пороков.
Блестящий водевиль Владимира Соллогуба «Беда от нежного сердца», вот уже более 150 лет идущий на российских театральных подмостках, порадовав зрителей искрометным юмором, лихо закрученным сюжетом, острыми характерами персонажей, танцами и песнями, в очередной раз представил извечную борьбу меркантильного интереса и бескорыстия.
На фоне простого, казалось бы, сюжета перед зрителем открываются темы любви и денег, отношений мужчины и женщины, матери и дочери, отца и сына. И в наши дни хватает чувствительных, обеспеченных родителями маменькиных сыночков, как и женщин с цепкой хваткой и жадных до чужого богатства. Но есть и люди чести, ценящие прежде всего нравственные качества человека, а уж потом состояние его банковского счета. В спектакле то едко, то с лёгкой насмешкой высмеиваются человеческие пороки и слабости. Но в финале всё же побеждают добродетель и справедливость, и это в полной мере радует зрителей.
А вот у Чехова не всё столь радужно. Да, предложение руки и сердца состоялось, но мелкие споры, которыми были наполнены «романтические встречи» главных героев, никуда не исчезли. А потому счастливый вроде конец сопровождает комическая усмешка.
Сюжетное развитие чеховского «Предложения» состоит в том, что герои не могут возвыситься над обыденностью и поэтому вместо романтики получается какое-то недоразумение и даже скандал. Артисты Табасаранского театра постарались передать эту важную особенность чеховского повествования. Насколько актерам это удалось, судить зрителям. Но точно можно утверждать одно – соединив в одно действо две классические вещи, театр сумел создать яркий, запоминающийся водевиль, в котором весьма гармонично соединились легкость, живой смех и острая сатира на современность.
— Обращение к классике было неслучайным. Авторы пьес действительно отобразили в своих произведениях сюжеты, актуальные во все времена. Мы поставили спектакль в рамках реализации Федерального проекта «Культура малой Родины» партии «Единая Россия». И рады, что благодаря финансовой поддержке нам удалось воплотить на сцене бессмертную классику. Надеемся, что зрители по достоинству оценят нашу работу и извлекут для себя немало полезного, увидев новый спектакль, – считает директор Табасаранского театра Алимурад Алимурадов.