Восторг детей – лучшая награда
Спектакли, аншлаги, аплодисменты – всё это лишь верхушка театрального айсберга. А за кулисами каждый день трудятся люди, о которых порой и завзятые театралы мало что знают. Один из таких специалистов – заведующий художественно-постановочной частью. В преддверии Международного дня кукольника об этой непростой и очень важной профессии рассказала Шахризат Маллаева (на снимке), руководитель художественно-постановочной частью Дагестанского государственного театра кукол, заслуженный работник культуры РД, призер и лауреат международных и всероссийских фестивалей театрального искусства.
– Чем же занимаются люди вашей профессии? – интересуюсь у нее.
– Обязанностей у нас много. Под моим началом бутафорский, швейный и конструкторский цеха, где изготавливаются куклы, реквизит, декорации и костюмы. Это команда специалистов, и каждый вносит свою лепту в создание будущего спектакля. Моя главная задача – сделать так, чтобы замысел художника был максимально реализован. Для этого нужен четкий план работы и, конечно, чтобы всё необходимое было приобретено в срок. От замысла к воплощению новой постановки времени уходит немало. Вроде бы час (максимум полтора) действа, а чтобы оно шло на одном дыхании, бойцы невидимого фронта (бутафоры, швеи, художники, изготовители кукол, механики, осветители) трудятся месяцами, порой без выходных.
– Руководить такой командой – дело, наверное, не из легких?
– Не берусь себя хвалить и наделять великими талантами. Я просто стараюсь общаться и работать с коллегами не как руководитель, а человек, который вместе с остальными делает общее дело. Ведь каждый из них – профессионал в своей области. Это уникальные специалисты, многие не один десяток лет отдали родному театру. Кроме того, в выстраивании конструктивного диалога с коллегами мне помогает педагогический опыт. Я несколько лет работала в школе. В 1990-е, после распада Советского Союза, когда закрыли мой родной журнал «Советский Дагестан», начала учительствовать. А потом жизнь привела меня в театр.
– С этого момента подробнее, пожалуйста. Журналистика, школа и вдруг театр?
– Не вдруг, конечно же. Я ведь много лет дружила с этим театром. Дружба наша началась в 1982 году. Молодая, застенчивая, по совету сестры пришла тогда сюда и принесла рукопись своей пьесы «Тайна персиковой косточки».
Ознакомившись с текстом, директор Аминат Яхьяева решила взять ее в работу. Она свела меня с режиссером Евгением Жариковым. Вместе с ним мы доработали текст пьесы, адаптировали под сцену (а это, надо сказать, отдельное искусство), и в итоге она была поставлена. Вы не представляете, каково это – видеть, как задуманное тобой воплощается на сцене. Это волшебство, а не иначе! И волшебство случилось благодаря талантливым кукольникам-энтузиастам и всей команде театра, с которой у меня потом завязалась теплая и тесная дружба. В последующем на сцене была поставлена еще одна моя пьеса «Кораблик желаний». Обе эти постановки и по сей день в нашем репертуаре. Возвращаясь к вопросу о том, как началась моя история в театре. В конце 1990-х здесь освободилась должность руководителя художественно-постановочной частью, и Аминат Яхьяева, знавшая меня не один год, предложила прийти и попробовать свои силы. Я согласилась. И вот сегодня уже 25 лет как на этом посту.
– Не страшно было? Одно дело – дружить с театром и совсем другое – работать, быть его частью.
– Безусловно. Это совершенно разные вещи. Поначалу, когда только пришла, мне не всё нравилось. Хотелось даже уйти. Все-таки руководить людьми – большая ответственность. Нужно к каждому найти подход, организовать работу так, чтобы всё было сделано в сроки и на должном уровне. А для этого надо создать слаженную команду. И не факт, что в конечном итоге всё будет идеально. Как и в любом деле, случаются форс-мажоры, да и человеческий фактор никто не отменял. Но за результат в ответе руководитель. К такой ответственности сложно быстро привыкнуть.
– Несмотря на сложности на первом этапе, всё сложилось, десятки спектаклей создано при вашем участии…
– Да. Я настолько приросла к театру, что и представить не могу иной жизни.
– А есть в репертуаре полюбившиеся вам спектакли?
– Вы знаете, каждый спектакль дорог по-своему. У нас нет каких-то проходных вещей. Наш директор в постоянном творческом поиске, на протяжении многих лет она приглашает в Дагестан режиссеров из самых разных регионов страны. У каждого свои творческие подходы, новаторские задумки. Как итог, репертуар у нас очень разнообразный. Например, наша знаменитая «Дюймовочка», которую театр показывал почти на всех ведущих фестивалях и конкурсах страны, победил на престижном форуме в Финляндии, притом сразу в трех номинациях. Известный многим с детства сюжет подан оригинально и креативно. Минимум декораций, а точнее один рояль, который трансформируется по мере действа. Этот минимализм сосредотачивает внимание зрителя на тонкой и глубокой философии произведения.
Запомнилась и постановка «Хочбар», приуроченная к 100-летию со дня рождения Расула Гамзатова.
– Давайте поговорим теперь о технической части вашей работы.
– Искусство кукольного жанра стремительно развивается во всем мире. Если кто-то думает, что детский театр – это ширмочка, за которой копошатся забавные зверюшки, то глубоко заблуждается. Сегодня он вбирает себя много всего: театр теней, элементы циркового искусства, пантомима, сочетание живого плана и кукол. А как поменялись механизмы кукол… Появляются новые материалы, новые подходы по созданию декораций. Плюс цифровые технологии… Поставить спектакль в Театре кукол – это вообще отдельная наука. Отрадно, что мой родной театр не стоит на месте. Мы постоянно ищем, экспериментируем, внедряем современные форматы. Благодаря тому, что Аминат Яхьяевна приглашает разных режиссеров, художников, получаем возможность обогатиться профессионально. Каждый спектакль – новые подходы, режиссерская подача и художественная задумка. Это хорошая школа для нас.
– Ну и ваши пожелания коллегам в преддверии профессионального праздника.
– Самое главное в нашей работе – горящие глаза детей. Если в их глазах читается восторг от происходящего на сцене, то весь наш труд окупается. Я желаю родному коллективу, чтобы мы и дальше продолжали радовать своих юных зрителей, пополнять репертуар прекрасными постановками и на достойном уровне представляли свое искусство на самых разных площадках!