Возможность познать себя
Вы когда-нибудь видели корабль, плывущий по волнам радуги? А рыбу сказочного окраса, резвящуюся в траве? Или, может, довелось вам наблюдать за тем, как три солнца озаряют своими лучами синее-пресинее небо? Вряд ли такое встретишь в реальной жизни, а вот сон и воображение иногда могут выдать совершенно неожиданные картины, перед которыми разум просто отступает.
Какие потрясающие образы способна родить человеческая фантазия и как за полчаса создается целый мир сказки и чудес, можно узнать, если немного понаблюдать за особенными детками, погрузившимися в процесс творчества.
Недавно в Махачкале стартовал проект «Художники Дагестана – особенным детям», который дает возможность детям с особенностями развития собраться вместе и творить с известными художниками, мастерами прикладного искусства республики. Его инициаторы – Элла Гасанова и Амина Шамсудинова, не понаслышке знающие, как творчество способно помочь ребенку открыться миру, решили начать проводить занятия по арт-терапии, чтобы дать возможность детям, не похожим на других, интегрироваться в социальную среду.
– Идея создания такого проекта возникла этим летом, когда мы в Первой галерее открыли фестиваль творчества для особенных детей и их родных, – рассказывает Элла Гасанова. – Тогда в одном выставочном пространстве было объединено творчество деток, их пап и мам, других домочадцев. К примеру, на одной стене были вывешены картины бабушки и ее внуков. Это было очень трогательно. Фестиваль показал – творчество очень необходимо особенным детям. Для многих это возможность познать себя. И поэтому мы с Аминой стали задумываться над тем, чтобы продолжить эту работу. Я часто посещаю выставки наших художников и со многими знакома. Подумав, решила: «А почему бы не попросить их провести мастер-классы для особенных детей?». Стала расспрашивать своих друзей, и вы знаете, многие, несмотря на занятость, с радостью откликнулись. Как результат – у нас уже первое занятие.
Начало проекту было решено положить в уютном зале Музея истории города Махачкалы. На первую встречу с детишками пришел молодой дагестанский художник Мурад Халилов. Свое занятие он не стремился сделать уроком в привычном понимании, скорее сам стал одним из учеников и вместе с детишками беззаботно рисовал море, кораблики, чаек и солнце.
— Общаясь с детьми, рисуя с ними, я не ставлю перед собой каких-то великих педагогических целей, – говорит художник. – За одно-два занятия в принципе многому и не научишь. Я прихожу на встречи с детьми, чтобы просто побыть с ними, пообщаться, порисовать, пофантазировать и поучиться у них. Чему? Наверное, их непосредственному детскому видению мира. В чем-то неожиданная детская реакция, фантазийный образ мне как художнику открывают что-то, чего я сам, может быть, и не видел ранее.
По итогам первого занятия каждый юный художник поспешил порадовать маму своим необычным рисунком. Тема моря и его обитателей у всех была раскрыта по-своему.
Набишка Герейханов главным героем своего рисунка сделал золотую рыбку, исполняющую любые желания. Сам он не стал переутомлять ее и загадал только одно, а всем остальным разрешил просить у рыбки всего, чего только хочется.
– А вдруг рыбка устанет много желаний исполнять?
– Не-е-т, моя не устанет, – уверенно и весело отвечает Набишка, согревая своей улыбкой и доброй, позитивной энергетикой окружающих.
Видя, как сынишка радостно вовлечён в процесс сотворчества, мама мальчика Диана не может нарадоваться и благодарит инициаторов проекта за организованное занятие.
– Замечательная идея собрать на одной площадке детей и людей искусства, — говорит Диана. – Художники по-своему видят всё, и, когда они делятся с ребенком своим опытом, своей энергетикой, это всегда интересно и не может оставить детей равнодушными. Я думаю, этот проект обязательно поможет ребятам найти себя, раскроет их таланты.
С ее мнением согласна и Фатима Караева, которая пришла на арт-занятие с сыновьями. Наблюдая за тем, как они увлеченно погрузились в процесс рисования, она удивлялась: обычно, по ее признанию, мальчики неохотно брались за карандаши.
– Дома они играют в машинки и с другими игрушками, а тут ушли в процесс рисования с головой. Это очень здорово. Я даже не думала, что рисование им может быть так интересно. Но, видимо, рядом с художником, в окружении других детей не творить не получается. Очень благодарна инициаторам проекта за то, что они предоставляют детям, не похожим на остальных, возможность собраться и что-то вместе создавать.
Как видим, с первого занятия стало ясно – проект «Дагестанские художники – особенным детям» Эллы Гасановой и Амины Шамсудиновой будет востребован. А потому уже расписан план последующих встреч, определен круг художников и мастеров прикладного искусства, которые будут делиться с детьми секретами творчества. По замыслу организаторов такие встречи будут проводиться с периодичностью два раза в месяц. Каждый раз это будут новые культурные площадки – галереи, музеи, выставочные центры. Благо, руководители многих из них с радостью откликнулись и готовы поддержать социально значимый проект. Каков будет итог занятий по арт-терапии? Элла и Амина мечтают представить всё созданное детьми в рамках арт-фестиваля. Но это в планах, а пока они радуются тому, что их проект воплотился в жизнь и нашел отклик в сердцах детей и их родителей.