Вторая жизнь цветов
Тяга к красоте – неотъемлемая потребность человеческой души. Красоту человек черпал из окружающего мира. И, конечно, цветы по праву всегда считались и считаются лучшим украшением. Их держали и дома, и в саду, и в святом храме.
Издавна у многих народов цветы и деревья наделялись магическими свойствами. Например, дуб символизировал силу, лавр – почёт и славу, оливковая ветвь – мир, пальма – победу. В некоторых странах до сих пор существует обычай украшать почетных гостей гирляндами из цветов.
Таинственную, притягательную силу цветов испытывает на себе каждый человек. Но далеко не все задумываются над тем, откуда возникает эта сила, как цветы своей окраской, формой, неповторимым ароматом влияют на наши эмоции, здоровье и настроение.
Многие деревья и растения обладают жизнеутверждающей силой – праной. Это дуб, берёза, хвойные деревья; они могут снять болевые ощущения и подпитать человека энергией. А клён и осина способны забирать отрицательную энергетику, болезни. Подобными свойствами обладают и цветы. В совокупности, то есть в цветочной композиции, они способны глубоко эмоционально воздействовать на человека. Это стало побуждающим мотивом появления нового направления искусства – флористики. При рассмотрении цветочной композиции происходит активный творческий процесс восприятия: цветы выступают не только как чудо природы, но и как возможное средство общения между людьми, как объект выражения чувств и мыслей.
И талант флориста в том, чтобы найти в растениях волнующее и жизнеутверждающее начало и преподнести его людям. Известно, что древнейшее уникальное искусство аранжировки цветов – икебана. Этот вид творчества зародился в Японии много веков назад, а затем распространился по всему свету. Столетиями икебана менялась и совершенствовалась. При этом социальные, философские, религиозные взаимоотношения основывались на том, что главное – природа, а человек лишь ее часть. Он часть мировой гармонии, которую должен постичь. Язык цветов, располагающихся в композиции в определенной последовательности, раскрывает отношение составителя букета к людям, к жизни. Флорист достигает глубокого понимания природы в том случае, если у него есть внутреннее чувство восприятия растений.
В мире всё связано между собой, в том числе растительный материал, мастер и зритель. Даже атмосфера комнаты чувствует гармонию произведения из цветов. Гармония, целесообразность, простота, элегантность, близость к природе – таковы основные принципы искусства флористики.
В последние десятилетия флористика активно вторгается и в нашу дагестанскую реальность: появилось множество цветочных салонов, где искусно составляются букеты из живых цветов и предлагаются различные цветочные композиции, а ещё делают картины из природных материалов; банкетные залы и офисы украшаются флористическими композициями. Люди, как и во все времена, тянутся к природной красоте.
Путь к искусству
Одна из первых мастеров-флористов в Дагестане махачкалинка Вера Георгиевна Рустамханова.
К флористике Вера пришла не сразу. Просто жила в душе ее любовь к природе, к красоте. Во время одной лесной прогулки, разглядывая растущий под деревьями мох, Вера нашла в нем мухомор и оригинально торчащие веточки с миниатюрными листиками, цветочками. Аккуратно сняла мох, а дома выстелила его в глубокую тарелку с водичкой. И всё лето в комнате цвела маленькая лесная поляна. С тех пор Вера стала присматриваться к разным корягам, приносила домой разнотравье, коренья, цветы, сушила всё это, а потом составляла оригинальные композиции.
Вскоре ее небольшая квартира стала чем-то средним между ботаническим музеем, мастерской художника и выставочным залом. В любое время года здесь стоял аромат полевых трав и цветов и, кажется, нашла место вся дагестанская флора. Повсюду снопы сушеных трав, цветов, листьев, мха, бересты, кореньев… Всё имеет свой строгий порядок, чтобы в нужный момент нашелся подходящий компонент для очередной композиции.
Всё творчество Веры Рустамхановой – это дань романтизму. А по нему так заскучал наш прагматичный до скупости век!
На стенах, на полу, на полках, подоконниках и столиках – везде яркие композиции, картины из всевозможных природных материалов: сложные, огромные настенные букеты, венки, «солнышки» и как бы живые картины в рамках, где пушатся миниатюрные деревья в некошеных лугах, сквозь лес распахивается голубое зеркало озера, в котором отражается безбрежное небо. Как символ летнего изобилия – роскошные букеты, горкой поднимающиеся из плетеных корзин, и многое-многое другое. Неиссякаемая фантазия художницы всякий раз рождает что-то новое.
Многие поделки Веры Рустамхановой – это своего рода иллюминаторы, через которые из своей замкнутой обособленности мы заглядываем в волшебный мир лесов, гор, лугов, заснеженных равнин. И увиденное радует нас детскими воспоминаниями, сказочными представлениями, роскошью и радужностью флоры. Мир, в котором она «заблудилась» навсегда, помог раскрыть все лучшие качества ее души: любовь к природе, стремление к красоте и гармонии во всем. Всё это она привнесла в свои работы. Сюжеты мастера заражают лирическим волнением, будят воображение, заставляют фантазировать, делают соучастником творческого процесса.
На приобретение мастерства в работе флориста у Веры Рустамхановой ушел не один год. Сначала она украшала своими нехитрыми поделками свой дом, потом дарила их друзьям и родственникам, а когда работы стали более сложными и привлекательными, начала выставлять их на суд зрителей.
В итоге с 1988 года Вера Рустамханова участница почти двадцати коллективных и персональных республиканских выставок и героиня телевизионных передач о ее творчестве. Апогеем выставочной деятельности флориста стало её участие во Всемирном фестивале «Цветы мира», проходившем в Москве в 2006 году. На этом представительном дизайнерском форуме флористов Вера Рустамханова со своей работой «Журавли» заняла почетное восьмое место среди почти двухсот участников из разных регионов России и стран СНГ. Члены жюри восторженно отзывались о лаконичности композиции, приводили эту работу в пример другим, показывая, как можно минимумом изобразительных средств показать авторскую идею.
Так из года в год, от выставки к выставке росло мастерство флориста. Вместе с профессиональными наработками Веры Георгиевны развивалась и сама дагестанская флористика, поскольку до неё флористики в республике практически не знали, а если она и была, то в зачаточном состоянии. Именно Вере Рустамхановой выпала удача развить этот оригинальный вид художественного творчества и поднять его на эстетическую высоту общеизвестности и востребованности. Очаровательные букеты, цветочные композиции, коллажи и панно дизайнера Веры Рустамхановой стали своего рода роскошными брошками на праздничном платье жизни.
Всё творчество Веры Рустамхановой – это дань романтизму. А по нему так заскучал наш прагматичный до скупости век! Среди городских построек почти не осталось палисадников с сиренью и розами под окнами… А так хочется красоты, умиротворения! И если даже поэзия не всегда помогает душе в поисках прекрасного, то я знаю один путь – в Верин цветочный храм, где всегда живет гармония всепобеждающей красоты.