Заклинайте правильно
Сельский праздник – это нечто особенное. Не просто песни и пляски, а настоящий ритуал с элементами волшебства. Главное – все сделать как надо, точь-в-точь как завещали предки, и вовремя проговорить непременные заклинания. Вот, например, в Табасаранском районе всем селом вызывали обильный дождь для урожая. И что вы думаете? Он пошел!
Главный персонаж старинного обряда – ряженый по имени Гудила. Вместе с оравой детей он обходит улицы. За ними идут певцы, гармонисты, барабанщики. Ряженый исполняет старинную ритуальную песню:
Гудил, гудил, ай гудил,
гудил дождей хочет!
Пусть дожди выпадут на пашни,
пусть зерна будет в изобилии.
Аминь!
По традиции хозяева домов должны задаривать Гудила подарками. Обычно дают яйца, орехи, фрукты и сладости. И обязательно обливают холодной водой, а в некоторых селах – сывороткой и кефиром, чтобы дождь наверняка пошел.
Об обрядах Табасаранского и Хивского районов рассказывает ведущий сотрудник Института истории, археологии и этнографии ДФИЦ РАН Людмила Гмыря.
— В селении Лака дети при исполнении обряда вызова дождя кидали камешки в пещеру, по дну которой протекал ручей, в селе Хоредж кидали через узкое ущелье реки Чирагчай с подножия горы на карниз противоположного обрыва. Бросание камешков в пещеру или природные каменные складки, которые ассоциируются в мифологическом сознании с детородными органами богини плодородия, означает ритуальное «оплодотворение» мифологических объектов, которое должно повлечь за собой рождение желаемого явления, в данной ситуации – дождя.
Еще проводили манипуляции с масляным камнем. В Хоредже несколько стариков обмазывали себя и священный камень антропоморфной формы маслом, которое собиралось с каждого двора, – говорит археолог. – В
с. Лака старые жительницы смазывали маслом, собранным со всего села, отверстие в камне.
Ученый-этнограф, доктор исторических наук Руслан Сефербеков этот обряд интерпретирует как своеобразное жертвоприношение духу камня с просьбой одарить дождем. Мы полагаем, что смазывание маслом отверстия в камне, также ассоциируемого в мифологическом сознании с детородным органом богини плодородия, является по существу ритуальным «оплодотворением» богини, в результате чего должно опять-таки появиться желаемое явление.
В Заан Яракк девушки поливали два священных камня водой из кувшинов до тех пор, пока образовавшийся поток не достигал реки. В селе Чере камень, взятый около деревьев, растущих на развалинах древнего поселения, опускали в горный источник.
В селе Ругудж после обхода села с ряженым шли в священный (мечетский) лес, где главного персонажа обрызгивали водой из родника. В селе Тураг ряженого приводили к священным деревьям, где после принесения в жертву скота и раздачи жертвы мутили воду в священном роднике. В селе Ахипрар в большой священной роще проводили мусульманское моление — зикр, а потом ряженого обливали водой из кувшинов. В селении Хустиль обряд вызова дождя проходил в пещере Дюрк, по дну которой протекает река. Здесь же, в пещере, исполнялись и другие обряды – вызов солнца, моление о выздоровлении тяжелобольных, мольба о рождении ребенка.
Один из старинных праздников, который широко отмечают в Табасаранском районе, – праздник весны Эбельцан. Есть и праздники черешни, сенокоса, сбора съедобных трав и тому подобные.
Эбельцан – самый древний, самобытный, яркий праздник. Он обычно начинается ранней весной – в марте. Дети ходят по домам, поют весёлые песни, собирают сладости, крашеные яйца, бьют их на спор – «муртйир йивуб». Яйцо считается символом новой зарождающейся жизни. На празднике большое значение придавалось огню, поэтому всюду в селе разжигались костры. Дети соревновались, у кого костёр ярче и больше. Молодёжь перепрыгивала через костры со словами: «Всё зимнее оставим, перейдем к весне».
Любимым занятием девочек было раскачиваться на красивых, украшенных качелях. Во время всего праздника исполнялись различные обрядовые песни.
Особенно торжественно отмечали последний день праздника: ходили по гостям, веселились, прощали обиды. Дети поднимались на крыши домов и спускали на верёвке свои корзинки – «дегъ», в которые хозяева клали сладости и праздничные яйца, зурначи с ряжеными ходили по соседним сёлам.
Праздник сбора съедобных трав (УкIар уч апIру машквар) проводили в мае. Собирали щавель (учIвру кIажар), черемшу (швурар) и др. В назначенный день собирались на горе Сулансив («Лисьей горе»). После сбора трав на краю села устраивались танцы, игры, состязания. Праздник завершался совместным обедом.
Праздник черешни (Беълиярин машквар) проводился летом. В Верхнем Табасаране его отмечали вместе с соседями – агулами и лезгинами, в нижнем Табасаране – с азербайджанцами и жителями Кайтагского района. На черешню приезжали семьями: кто на арбе, кто на лошадях, кто приходил пешком. Надевали лучшие наряды. Останавливались в садах, предварительно купив у хозяев одно или несколько черешневых деревьев. Праздник длился 2-3 дня. Жили в шалашах или прямо под открытым небом.
– Старики сидели под деревьями, беседовали. Юноши и девушки собирали черешню, пели песни, устраивали состязания. Здесь женихи присматривали себе невест. Целый день звучала живая музыка, – вспоминает писательница Габибат Азизова. – Из крупных сёл отправляли жареных баранов, свежеиспеченный хлеб. Хозяева садов тоже готовили угощение для гостей. Во многих селениях позднее уже были заложены свои черешневые сады и праздник проводили у себя. Помню, мы приезжали с отцом на праздник, везде стоял аромат спелой черешни. Возвращались домой с полными ведрами, и мама варила варенье.