Живопись – она эмоциональна
Однажды знакомому художнику предстояло пройти испытание персональной выставкой в Москве на престижной площадке в Доме национальностей. Это действительно было испытанием не только на профессиональную зрелость, но и на выносливость при большом эмоциональном напряжении. Бессонные ночи, нервозность, перепады настроения...
И когда он привёз свои полотна в Москву, ему показалось естественным участвовать в развешивании картин в выставочном зале. Но его вежливо попросили на выход: «Вы свое дело сделали, дальше будем действовать мы. Вас пригласим, когда всё подготовим к открытию вернисажа». Такой ход действий для него был неожиданным и беспокойство по поводу как? и что? не ослабевало. После того как пришел посмотреть итог устроителей выставки, он ходил по залу и… часть своих картин не узнавал. Они так эффектно, так искусствоведчески грамотно поданы с учетом композиции, использования цвета, света, что выглядели более зрелищно, чем даже были задуманы. С некоторыми из работ автор как бы знакомился заново. И в том, что выставка стала успешной, безусловно, заслуга и устроителей.
– Подача работ художника – это особая наука? Как ею овладеть? – спрашиваю у своего собеседника, администратора Театра поэзии в Махачкале Екатерины Дидковской (на снимке), которая вот уже ряд лет организует, оформляет вернисажи дагестанских художников и их друзей – коллег, приезжавших в нашу республику на других посмотреть и себя показать. Презентации выставок, организуемых ею, отличаются особой творческой атмосферой, восхищая талантом создателей этого волшебного мира, уберегающего от пустоты человеческого существования.
– Безусловно, подача художественных произведений, оформление выставок задача не из простых. Надо учитывать множество слагаемых. Это содержание картин, стиль письма, жанр, играет даже роль, на каком уровне их повесить, учитывая освещение зала, соседство с другими полотнами и еще множество факторов надо брать во внимание, но, главное, если можно так сказать, чувствование произведения, – пытается объяснить Екатерина.
– Определяете ли идею, задачу выставки для себя, прежде чем приступить к ее созданию?
– Задача одна – показать зрителю то, что чувствую я в этих работах.
– Какими средствами? Этому можно научиться?
– Каким-то мелочам можно. Но как научиться чувствовать то или иное художественное произведение? Чувство есть или его нет. Его не возьмешь взаймы, не воспитаешь. Оно развито или нет. Проще: это сплав интуиции и опыта.
– Ваш опыт исчисляется каким временем?
– Если считать после окончания школы, когда я прошла уроки волонтерства в музее ИЗО, то это 15 лет.
– Ну-ка немного об этом.
– На долгих школьных летних каникулах я как на работу приходила в Музей изобразительных искусств им. П. Гамзатовой и выполняла различные задания: переносила картины, участвовала в оформлении выставок, развешивая их под руководством искусствоведа Татьяны Петениной.
– Это была техническая работа: подать крепеж, подсказать, ровно ли висит картина, или вы могли высказать свое видение?
– Именно так. Я предлагала свое видение подачи полотна.
– Татьяна Павловна соглашалась?
– Не всегда. Хотя я аргументировала свои предложения, но у искусствоведа было свое решение, хотя мне казалось, что я права.
– Вас в музей отправляли родители, чтобы отвлечь от улицы?
– Нет. Это мой выбор. Мне нравилась атмосфера музея, этот дух, наполненный творчеством, видеть художественные работы разных мастеров.
– Получали зарплату?
– Нет-нет, это было, как теперь говорят, волонтерство. Позже я ездила в Каспийск, помогала устроителям выставок в Первой галерее и многому научилась у Джамили Дагировой. С полным правом называю ее своим учителем. Она мне доверяла оформление художественных работ в рамки, монтаж картин, делать выставки детского рисунка. Там я проводила беседы с посетителями вернисажей, детьми о выставляемых художниках, их творчестве, была координатором на биеннале художников Северного Кавказа.
– Каким главным уроком, полученном в те годы, пользуетесь до сих пор?
– Джамиля Арслангереевна научила работать много, добиваться результата, не отвлекаясь на мелочи, проблемы решать по мере их поступления.
– К учителям вы попали с явно художественным вкусом, который не без их помощи развивался, а формировала интерес к искусству, как мне кажется, атмосфера вашей семьи. Папа – известный в творческих кругах художник-оформитель типографии «Мастер», отличающийся безупречным вкусом в своем деле, обязательностью, колоссальной трудоспособностью, благотворительностью; бабушка – человек, один из самых авторитетных среди любителей книги в эпоху, когда советские люди считались самыми читающими в мире. Она работала в магазине «Книга» и была проводником знаний в пору искреннего стремления к образованию достойного уровня.
– Да, я имела доступ к редким в то время книгам. Они были главными моими советчиками, информаторами, учителями, этим и пользовалась. Со своими вопросами я обращалась чаще к книгам, нежели к родителям, которые поощряли мой интерес к искусству, к творчеству в целом. Я даже недолго работала в типографии «Мастер», оформляла каталоги к выставкам.
– По каким критериям вы определяете творчество художника?
– Есть работы, выполненные по всем канонам изобразительного искусства, технически безупречны, даже поражают техникой исполнения, но их увидел и забыл. Они без души, холодные, безжизненные. Мне же нравятся работы эмоциональные, которые не отпускают, их хочется рассматривать, размышлять, думать, независимо от жанра, техники исполнения, будь то живопись, графика, ювелирные изделия, инсталляции…
– Выставка – это эстетический междусобойчик, где художники, искусствоведы смотрят, обсуждают работы коллег?
– Нет! На выставку приходят и люди, далёкие от искусства: бабушки с внуками, школьники, студенты, приходят семьями. Рада тем, кто случайно заглянул к нам. Им я рассказываю о художнике или группе художников, если представляю коллективные выставки, об их творчестве, о том, что это вовсе не неведомый, параллельный мир, а то, что рядом, доступно всем, существующая часть нашей жизни. А потом замечаю, что они приходят еще и ещё.
– Столько выставок вы организовали в Театре поэзии?
– Я думаю, их было более 50.
– Есть ли художники, чьих выставок ждут любители изобразительного искусства?
– Есть. Например Наталья Савельева, Евгений Голик.
– Что вы считаете своей главной удачей?
– Организацию совместно с Юсупом Ханмагомедовым, известным графиком, биеннале «Кубачинская башня». Её идея родилась на пленэре в Кубачах, где замечательная история, красоты природы, архитектура, люди – носители древнего искусства… Презентация биеннале состоялась с участием около 60 художников из разных регионов России, а также Германии, Франции, Белоруссии, стран Балтии. «Кубачинская башня» № 2 состоялась в разгар пандемии, в 2020 году, с участием 126 художников, из-за океана – Мексики и Венесуэлы. Они выставили 300 работ. Я думаю, этот проект будет интересен и другим участникам. В соцсетях, где я рассказываю о наших выставках, художниках Дагестана, уже проявили заинтересованность к нашему проекту.
– Желаю долгой жизни «Кубачинской башне».
– Спасибо.