ДГПУ: верен традициям, открыт инновациям
Подготовка специалистов различных профилей – учителей, воспитателей, психологов, логопедов, педагогов дополнительного образования, призванных формировать культурно-образовательную основу общества, – это тот потенциал развития региона, который аккумулирует в себе Дагестанский государственный педагогический университет. В новый учебный год один из старейших республиканских вузов входит с хорошими мониторинговыми показателями, что гарантирует его устойчивое развитие. Но впереди еще очень много работы и планов, отмечает и. о. ректора ДГПУ Марина Магомедова (на снимке).
— Марина Гаджиевна, недавно Вы стали исполняющим обязанности ректора ДГПУ, и в этой связи хотелось бы первым делом узнать, насколько неожиданным было для Вас это назначение и появилось ли у Вас за этот небольшой промежуток времени представление о том, что необходимо сделать?
— Для меня педагогический университет был и остается родным домом. Здесь я получила образование, в этих стенах защитила диссертацию. Поэтому назначение исполняющим обязанности ректора явилось очень приятной новостью. Замечу, что сегодня в университете ведется большая работа по всем направлениям. Так, в соответствии с указом Главы Республики Дагестан от 5 мая 2017 года №99 «О праздновании 100-летия со дня образования в Дагестане первого педагогического института» наш университет совместно с республиканскими министерствами, ведомствами и другими учреждениями активно вовлечен в подготовку к масштабному мероприятию. На данный момент в ДГПУ идет реализация плана Правительства РД, внутривузовского плана, нам предстоит провести масштабные мероприятия, среди которых всероссийские форумы «Мир Кавказу», «Неделя дружбы студенческой молодежи»; намечено также проведение недели спорта и науки, слета отличников, торжественного приема ветеранов университета, научных конференций, круглых столов, мастер-классов, выставок и концерта.
— Вы являетесь выпускницей педуниверситета, однако основные этапы профессионального становления прошли в стенах другого вуза – ДГТУ, дослужились там до проректора. Как в техническом университете восприняли уход одного из ведущих специалистов и как встретили Вас в родном ДГПУ?
— Политехнический университет, в котором я проработала долгое время, сыграл важную роль в моем становлении, формировании как личности. Я проработала в ДГТУ на различных должностях: ассистентом кафедры психологии, старшим преподавателем кафедры, заведующим кафедрой психологии, деканом факультета таможенного дела и судебной экспертизы и, наконец, проректором по воспитательной и социальной работе. Оглядываясь назад, я с теплотой вспоминаю о каждом дне, проработанном в этом вузе. По воле судьбы ДГПУ вновь открыл для меня свои двери. Коллектив университета, состоящий из знакомых и полюбившихся мне людей, моих преподавателей и наставников, принял меня очень радушно. И я надеюсь, что вместе мы добьемся больших успехов, будем выполнять свою работу, решать поставленные передо мной и вузом задачи.
— Плановые цифры приема в ведущих республиканских вузах по сравнению с 2016 годом не изменились. С чем, на Ваш взгляд, это связано?
— Для педагогического университета априори не является проблемой набор абитуриентов, поскольку профессия учителя всегда считалась и считается престижной. Что касается приемной кампании этого года, то ДГПУ не только набрал плановые цифры приема, но и достиг больших результатов. В связи с этим не могу не отметить обширную профориентационную работу, проводимую в вузе.
— Насколько востребованы Ваши выпускники на рынке труда?
— С учетом специфики профессии наши выпускники попросту не могут быть невостребованными. Мы выпускаем специалистов с необходимым набором компетенций, соответствующих запросам современной системы образования. В ДГПУ функционируют отделы практик и трудоустройства выпускников, благодаря работе которых часть выпускников благополучно устроена в образовательные учреждения и иные организации.
— Воспитательная работа — органичная часть учебного процесса. Как эта работа поставлена в ДГПУ?
— Основной задачей воспитательной деятельности в педагогическом университете является гражданско-патриотическое воспитание, создание условий для максимального удовлетворения потребностей студентов в интеллектуальном, физическом, культурном и нравственном развитии. Воспитательный процесс осуществляется на каждом факультете и заключается в воспитании студентов в соответствии с заданными требованиями государства, морально-этическими нормами и современными реалиями. В ДГПУ функционируют музей Боевой Славы имени Героя Советского Союза Ризвана Сулейманова, клуб молодежных инициатив, союз девушек, кружки и секции по интересам, где студенты могут реализовать свой творческий потенциал. Всю эту работу проводят специалисты управления по делам молодежи и информационной политике вуза и заместители деканов по воспитательной и социальной работе.
— А какая работа ведется в вузе по противодействию экстремизму, терроризму и коррупционным проявлениям?
— В настоящий момент в Дагестанском государственном педагогическом университете ведется плановая работа, направленная на укрепление законности в сфере образования, предупреждение и противодействие коррупции: актуализирована нормативная база университета, проводится ежедневный контроль за посещением и успеваемостью всех студентов, регулярно проходят круглые столы, конференции и встречи на тему противодействия коррупции, ежеквартально — конкурсы стенгазет и видеороликов среди студентов «Мы против коррупции» и многие другие мероприятия. Аналогичная работа проводится по профилактике наркомании, преступности, а также по противодействию идеологии экстремизма и терроризма в молодежной среде.
— Марина Гаджиевна, согласитесь, роль педагогической практики в профессиональном становлении будущих педагогов переоценить трудно. Но другой вопрос: формируются ли у студентов по итогам прохождения практики ключевые профессиональные качества?
— Поскольку мы готовим учителей, то в первую очередь обращаем внимание на то, как наши студенты подготовлены для работы с детьми. В ДГПУ они не просто получают классическое образование, а обучаются методике преподавания, овладевают традиционными и нетрадиционными способами передачи знаний. Мы взаимодействуем с различными образовательными учреждениями. Первая педагогическая практика проходит на 3 курсе. Студенты направляются в школы и работают в основном в 5-6 классах или же в дошкольных либо специальных образовательных учреждениях. Стоит отметить, что именно на первой практике обнаруживается скрытый потенциал многих студентов, они раскрываются как педагоги. Погружение в профессиональную среду – необходимое звено в процессе подготовки специалистов. Практикуясь в образовательных учреждениях, студенты ДГПУ приходят к более полному осознанию всей значимости и ценности выбранной профессии, и на вторую практику они уже идут с определенным опытом, профессиональной и эмоциональной подготовкой. Вторую педагогическую практику студенты проходят в старших классах. Прохождение практики предполагается и в магистратуре. В ДГПУ созданы все условия для подготовки студентов к практике, функционирует отдел практик, в фундаментальной библиотеке вуза имеется специальный отдел по подготовке к педагогической практике, где у студентов есть доступ ко всей необходимой литературе, УМК и программам по всем предметам.
— Каким Вы видите вуз в будущем?
— Нам представляется, что Даггоспедуниверситет в ближайшее время станет центром подготовки и переквалификации педагогических кадров в СКФО, открытым для диалога и сотрудничества. Сегодня мы ориентируемся на развитие педагогического образования и повышение статуса профессии учителя, активно работаем в этом направлении. Уверена, в будущем ДГПУ останется верен своим традициям. В вузе прекрасный коллектив, высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав и замечательные студенты. ДГПУ в будущем – это учреждение высшего образования с новыми, более совершенными методами работы, лучшими условиями для обучения, проживания и досуга (лаборатории, общежитие, санаторий-профилакторий, столовые, центры молодежных инициатив и т.д.) и интегрированным коллективом, в котором доступен свободный образовательный и воспитательный диалог между студентом и преподавателем.