X
09:37 09.11.2017

ДГПУ: верен традициям, открыт инновациям

Подготовка специалистов различных профилей – учителей, воспитателей, психологов, логопедов, педагогов дополнительного образования, призванных формировать культурно-образовательную основу общества, – это тот потенциал развития региона, который аккумулирует в себе Дагестанский государственный педагогический университет. В новый учебный год один из старейших республиканских вузов входит с хорошими мониторинговыми показателями, что гарантирует его устойчивое развитие. Но впереди еще очень много работы и планов, отмечает и. о. ректора ДГПУ Марина Магомедова (на снимке).

— Марина Гаджиевна, недавно Вы стали исполняющим обязанности ректора ДГПУ, и в этой связи хотелось бы первым делом узнать, насколько неожиданным было для Вас это назначение и появилось ли у Вас за этот небольшой промежуток времени представление о том, что необходимо сделать?

— Для меня педагогический университет был и остается родным домом. Здесь я получила образование, в этих стенах защитила диссертацию. Поэтому назначение исполняющим обязанности ректора явилось очень приятной новостью. Замечу, что сегодня в университете ведется большая работа по всем направлениям. Так, в соответствии с указом Главы Республики Дагестан от 5 мая 2017 года №99 «О праздновании 100-летия со дня образования в Дагестане первого педагогического института» наш университет совместно с республиканскими министерствами, ведомствами и другими учреждениями активно вовлечен в подготовку к масштабному мероприятию. На данный момент в ДГПУ идет реализация плана Правительства РД, внутривузовского плана, нам предстоит провести масштабные мероприятия, среди которых всероссийские форумы «Мир Кавказу», «Неделя дружбы студенческой молодежи»; намечено также проведение недели спорта и науки, слета отличников, торжественного приема ветеранов университета, научных конференций, круглых столов, мастер-классов, выставок и концерта.

— Вы являетесь выпускницей пед­университета, однако основные этапы профессионального становления прошли в стенах другого вуза – ДГТУ, дослужились там до проректора. Как в техническом университете восприняли уход одного из ведущих специалистов и как встретили Вас в родном ДГПУ?

— Политехнический университет, в котором я проработала долгое время, сыграл важную роль в моем становлении, формировании как личности. Я проработала в ДГТУ на различных должностях: ассистентом кафедры психологии, старшим преподавателем кафедры, заведующим кафедрой психологии, деканом факультета таможенного дела и судебной экспертизы и, наконец, проректором по воспитательной и социальной работе. Оглядываясь назад, я с теплотой вспоминаю о каждом дне, проработанном в этом вузе. По воле судьбы ДГПУ вновь открыл для меня свои двери. Коллектив университета, состоящий из знакомых и полюбившихся мне людей, моих преподавателей и наставников, принял меня очень радушно. И я надеюсь, что вместе мы добьемся больших успехов, будем выполнять свою работу, решать поставленные передо мной и вузом задачи.

— Плановые цифры приема в ведущих республиканских вузах по сравнению с 2016 годом не изменились. С чем, на Ваш взгляд, это связано?

— Для педагогического университета априори не является проблемой набор абитуриентов, поскольку профессия учителя всегда считалась и считается престижной. Что касается приемной кампании этого года, то ДГПУ не только набрал плановые цифры приема, но и достиг больших результатов. В связи с этим не могу не отметить обширную профориентационную работу, проводимую в вузе.

— Насколько востребованы Ваши выпускники на рынке труда?

— С учетом специфики профессии наши выпускники попросту не могут быть невостребованными. Мы выпускаем специалистов с необходимым набором компетенций, соответствующих запросам современной системы образования. В ДГПУ функционируют отделы практик и трудоустройства выпускников, благодаря работе которых часть выпускников благополучно устроена в образовательные учреждения и иные организации.

— Воспитательная работа — органичная часть учебного процесса. Как эта работа поставлена в ДГПУ?

— Основной задачей воспитательной деятельности в педагогическом университете является гражданско-патриотическое воспитание, создание условий для максимального удовлетворения потребностей студентов в интеллектуальном, физическом, культурном и нравственном развитии. Воспитательный процесс осуществляется на каждом факультете и заключается в воспитании студентов в соответствии с заданными требованиями государства, морально-этическими нормами и современными реалиями. В ДГПУ функционируют музей Боевой Славы имени Героя Советского Союза Ризвана Сулейманова, клуб молодежных инициатив, союз девушек, кружки и секции по интересам, где студенты могут реализовать свой творческий потенциал. Всю эту работу проводят специалисты управления по делам молодежи и информационной политике вуза и заместители деканов по воспитательной и социальной работе.

— А какая работа ведется в вузе по противодействию экстремизму, терроризму и коррупционным проявлениям?

— В настоящий момент в Дагестанском государственном педагогическом университете ведется плановая работа, направленная на укрепление законности в сфере образования, предупреждение и противодействие коррупции: актуализирована нормативная база университета, проводится ежедневный контроль за посещением и успеваемостью всех студентов, регулярно проходят круглые столы, конференции и встречи на тему противодействия коррупции, ежеквартально — конкурсы стенгазет и видеороликов среди студентов «Мы против коррупции» и многие другие мероприятия. Аналогичная работа проводится по профилактике наркомании, преступности, а также по противодействию идеологии экстремизма и терроризма в молодежной среде.

— Марина Гаджиевна, согласитесь, роль педагогической практики в профессиональном становлении будущих педагогов переоценить трудно. Но другой вопрос: формируются ли у студентов по итогам прохождения практики ключевые профессиональные качества?

— Поскольку мы готовим учителей, то в первую очередь обращаем внимание на то, как наши студенты подготовлены для работы с детьми. В ДГПУ они не просто получают классическое образование, а обучаются методике преподавания, овладевают традиционными и нетрадиционными способами передачи знаний. Мы взаимодействуем с различными образовательными учреждениями. Первая педагогическая практика проходит на 3 курсе. Студенты направляются в школы и работают в основном в 5-6 классах или же в дошкольных либо специальных образовательных учреждениях. Стоит отметить, что именно на первой практике обнаруживается скрытый потенциал многих студентов, они раскрываются как педагоги. Погружение в профессиональную среду – необходимое звено в процессе подготовки специалистов. Практикуясь в образовательных учреждениях, студенты ДГПУ приходят к более полному осознанию всей значимости и ценности выбранной профессии, и на вторую практику они уже идут с определенным опытом, профессиональной и эмоциональной подготовкой. Вторую педагогическую практику студенты проходят в старших классах. Прохождение практики предполагается и в магистратуре. В ДГПУ созданы все условия для подготовки студентов к практике, функционирует отдел практик, в фундаментальной библиотеке вуза имеется специальный отдел по подготовке к педагогической практике, где у студентов есть доступ ко всей необходимой литературе, УМК и программам по всем предметам.

— Каким Вы видите вуз в будущем?

— Нам представляется, что Даггоспед­университет в ближайшее время станет центром подготовки и переквалификации педагогических кадров в СКФО, открытым для диалога и сотрудничества. Сегодня мы ориентируемся на развитие педагогического образования и повышение статуса профессии учителя, активно работаем в этом направлении. Уверена, в будущем ДГПУ останется верен своим традициям. В вузе прекрасный коллектив, высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав и замечательные студенты. ДГПУ в будущем – это учреждение высшего образования с новыми, более совершенными методами работы, лучшими условиями для обучения, проживания и досуга (лаборатории, общежитие, санаторий-профилакторий, столовые, центры молодежных инициатив и т.д.) и интегрированным коллективом, в котором доступен свободный образовательный и воспитательный диалог между студентом и преподавателем.

Похожие

Пандемия стала уроком

33
Возглавляющий чуть более года Дагмедуниверситет Висампаша Ханалиев, как выяснилось, в...

Зайдин Джамбулатов: «Нам многое по силам»

95
Запланировав встречу с Зайдином Джамбулатовым,...

Выпускники ДГУ востребованы

23
Одним из важнейших критериев эффективности работы учебного заведения является показатель...

С юбилеем, альма-матер!

53
Дагестанскому государственному медицинскому университету исполняется 90 лет. Это возраст...

ДГТУ: вчера, сегодня, завтра

205
Дагестанский государственный технический университет в этом году празднует свой...

Статьи из «Образование»

ЕГЭ: быть или не быть?

21
Относительно недавно пронеслась новость о возможной отмене ЕГЭ, вернее о том, что такая вероятность рассматривается в Госдуме. И хотя Правительство России не...

Новая философия воспитания

17
Воспитание и просвещение школьников в России не должны осуществляться формально и шаблонно....

Традиции и инновации

11
Современная система образования сталкивается с множеством вызовов, связанных с...

Наука создаёт условия для прогресса

15
На федеральной территории «Сириус» 27–29 ноября...

Комитету по делам молодёжи ДГУ – 25!

6
В этом году исполняется 25 лет со дня основания...

Духовный феномен

39
Среди ключевых проблем современного российского общества и прежде всего народного образования трудно представить более актуальную проблему, чем возрождение...

Наука в помощь

26
Тема «Современные тренды и приоритеты устойчивого развития регионов» на прошлой неделе...

«Форт Боярд» взят!

67
Первые каникулы в этом учебном году пролетели незаметно. Обидно, конечно. Многое ли можно...

Нравственная опора для общества

113
Не так давно состоялся X Санкт-Петербургский Международный...

Требуются «синие воротнички»

15
Система среднего профессионального образования (СПО) в республике долгое время находилась,...

Книжное царство № 57

108
Длинные стеллажи, заполненные доверху книгами, плотно прижавшимися друг к другу, запах...