Сетевое издание «Дагестанская правда»

03:55 | 27 марта, Пн

Махачкала

Weather Icon

Как стать топ-менеджером

A- A+

Инновации… Модное ныне слово употребляется в самом широком значении, идет ли речь об автомобиле последнего выпуска или отрасли современного производства. На самом деле инноватика - область знаний, развивающихся и как наука, и как комплекс учебных дисциплин. С ее помощью разрабатываются методы и средства управления инновационной деятельностью, и главное - развиваются системные способности непосредственных создателей новых продуктов - менеджеров.

Чем же отличается современный инновационный бакалавр от традиционного инженера, и готовят ли у нас таких специалистов на базе высшей школы, рассказывает декан инженерно-экономического факультета Дагестанского государственного технического университета, доктор экономических наук, профессор Елена Павлюченко.

— Елена Ивановна, что подразумевает сам термин «инноватика»?

— На самом деле инновационное производство  существовало задолго до появления этого термина. Практически все отрасли советской промышленности являлись наукоемкими, то есть инновационными. Но серьезной ошибкой стало ограничение инновационного подхода рамками оборонной промышленности.

Сегодня подходы к развитию инноваций существенным образом изменились. И российские вузы предлагают подготовку кадров, обладающих глубокими техническими и экономическими познаниями, способных к системному анализу. Выпускник направления «Инноватика» — интеллектуал с глубокой междисциплинарной подготовкой, аналитик, вооруженный инструментарием теории управления и организации маркетинга инновационной динамики, менеджер, обладающий знаниями инженерно-технических дисциплин. ДГТУ — единственный в регионе вуз, который планирует в ближайшей перспективе готовить бакалавров по направлению «Инноватика». Это уникальная  специальность, где пересекаются точные науки, формирующие навыки управления техническими системами, информационными технологиями, и общественные науки, формирующие общекультурные и организационно-экономические компетенции специалиста, в общем все то, что требуется для материализации нового изобретения, плюс знания в области экономики и менеджмента.

— Что лежит в основе обучения инновационных специалистов?

— Студентов, решивших связать свою будущую профессиональную деятельность с инновациями, ожидает невероятно насыщенная учебная жизнь. Им предстоит освоить такие специальные дисциплины, как технологические основы инновационной деятельности, информационная безопасность и защита информации и т.д. Особо хотелось бы сказать о лабораторной базе. Студенты получат возможность проходить практику и совершенствовать профессиональные навыки в инновационно-инжиниринговом центре ДГТУ, специализированных лабораториях, организованных совместно со всемирно известными фирмами «Агилент Технолоджис», «Аналог Девайс», «Софтлайн». Студентов, обучающихся по направлению «Инноватика», планируется направлять на производственную практику в подразделения ДГТУ, ведущие предприятия республики и страны, многие из которых уже «заказывают» места для целевого набора.

— Где же наши выпускники смогут применять свои знания, куда устроиться на работу?

— Синтетические специалисты со степенью бакалавра, способные адаптироваться в таких видах деятельности, как информационные и компьютерные технологии, помимо производства могут замещать должности научных сотрудников, инженеров научно-исследовательских учреждений, специалистов и руководителей проектных групп. На самом деле быть инноватором — значит быть на гребне волны научно-технического прогресса, принимать участие в раскручивании инновационных направлений нового века. Несмотря на затертость этого определения, сегодня многие не имеют четкого представления о термине, побаиваются его. Собственно, и мало кто из российских учебных заведений имеют подобные факультеты. Наверное, именно этим объясняется тот факт, что только пять московских вузов рискнули открыть специальность и направление «инноватика», хотя уже сейчас возникла острая необходимость в специалистах в области инноватики. Ведь в самом ближайшем будущем они будут нарасхват. Нельзя забывать о том, что мы активно интегрируемся в мировую экономику с достаточно высоким уровнем конкуренции, и в лидерах окажутся те, кто сумел среди множества заманчивых идей определить самую перспективную и реализовать ее в конечный продукт за предельно короткий срок.

Именно на выпуск таких специалистов и нацелен Даггостехуниверситет. Фактически специалист по управлению инновациями становится топ-менеджером в высоком понимании этого слова. Он должен уметь держать под контролем всю цепочку развития бизнеса от рождения идеи до производственной площадки, профессионально просчитывать каждый из этапов, комплексно общаясь со всеми участниками многоступенчатого процесса. Будущих специалистов по управлению инновациями необходимо учить этому со студенческой скамьи. И нет сомнения в том, что специалист с таким «интеллигентным» набором компетенций уже в начале карьеры сможет стать незаменимым помощником руководителя самого крупного ранга или открыть собственное дело.

— Где выпускники смогут продолжить обучение? И есть ли у нас в республике кадры для обучения специалистов-инноваторов?

— Бакалавры имеют возможность продолжить обучение в магистратуре ДГТУ, в других российских вузах — Москвы, Санкт-Петербурга, Волгограда, Томска. Для тех, кто заинтересован в получении «международного» диплома, в перспективе будут организованы совместные магистерские программы ДГТУ с университетами София-Антиполис (Ницца, Франция); Кларка (г.Вустер, штат Массачусетс, США). Так что стоит подумать…

 

Следите за нашими новостями в Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Образование»

  • Нет языка – нет народа 

    «И если завтра мой язык исчезнет, // То я готов сегодня умереть!» – восклицал Расул Гамзатов. «Если мы не будем...

    36

    11:09  17.03.23

  • Здоровье и знания всегда в приоритете 

    Автопарк медицинских учреждений республики продолжает пополняться: ключи от 28 новых санитарных машин Lada Granta...

    20

    10:34  17.03.23

  • ЕГЭ следующий? 

    Касается российских студентов и преподавателей: Глава государства Владимир Путин предложил провести...

    26

    9:16  14.03.23

  • Профессия дальнего действия 

    Иногда родной язык ей даже снится. «Это образ моей родины, он осязаемый, близкий, наполненный светом. С ним ты...

    20

    10:16  10.03.23

  • Год педагога и наставника

    Учить детей – это его дело 

    Основательный. Такое впечатление производит молодой учитель родных языков из села Хутниб Гунибского района...

    22

    8:57  03.03.23

  • Пандемия стала уроком 

    Возглавляющий чуть более года Дагмедуниверситет Висампаша Ханалиев, как выяснилось, в прошлом занимался...

    26

    10:21  22.02.23