Школ станет ещё больше
Год образования в Дагестане прошёл под знаком строительства и ремонта школ и детсадов. Внимание руководства республики, профильного ведомства было направлено на совершенствование образовательного процесса, модернизацию системы в целом. Самое время подвести итоги. Наш собеседник – министр образования и науки РД Яхья Бучаев (на снимке).
– Важнейшая задача современной школы и других образовательных организаций – создание надлежащих условий для пребывания воспитанников, учащихся и самих работников, – говорит министр. – Родители должны быть уверены в том, что их дети находятся в безопасной и комфортной среде. Безусловно, от того, как выглядит школа, комфортно ли в ней учиться, напрямую зависит мотивация ребят, их результаты.
По его словам, министерство совместно с заинтересованными органами разработало планы основных мероприятий по проведению в республике Года образования. Мероприятия были направлены на расширение и модернизацию инфраструктуры образовательных организаций, оснащение средствами обучения и воспитания, обеспечение равного доступа детей к качественному образованию всех уровней, повышение функциональной грамотности учащихся, обновление системы раннего развития детей, увеличение охвата детей качественными, содержательными программами дополнительного образования и др.
– Кроме того, – продолжает Яхья Гамидович, – для более детального решения и адресного реагирования на имеющиеся в отрасли проблемы по предложению Главы Дагестана Сергея Меликова были созданы рабочие группы, возглавляемые руководителями профильных министерств и ведомств, по основным направлениям: «Строительство и ввод в эксплуатацию образовательных организаций», «Обновление и расширение образовательной инфраструктуры», «Развитие системы дополнительного образования детей, в том числе организация детского оздоровительного отдыха»…
Для решения комплекса первоочередных задач, стоящих перед отраслью, разработана Концепция развития образования в Республике Дагестан на период до 2030 года и Программа развития воспитания, которые уже начали реализовываться в образовательных учреждениях. Также разработаны и утверждены концептуальные подходы к преподаванию родных языков и литератур, развитию дополнительного образования, выявления, поддержки и развития способностей и талантов, профессионального самоопределения и профессиональной ориентации детей и молодежи в системе образования.
– Ну, а в целом результаты обнадеживают?
– На сегодняшний день практически все мероприятия по Году образования успешно проведены. Особо хотел бы обратить внимание на созданные в 2022 году Региональный центр выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи «Альтаир», который охватил своими программами и мероприятиями более 7 тыс. школьников, и первый в республике Центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Открыт образовательно-производственный кластер «Сельское хозяйство РД», объединяющий организации среднего профессионального и высшего образования и реальный сектор экономики в агропромышленном комплексе, оборудовано 12 современных мастерских в 4 профессиональных образовательных организациях.
В текущем году внедрен и развивается проект Минпросвещения России «Футбол в школе» и масштабный проект, поддержанный Главой республики, «Школьная футбольная лига», объединившие свыше 250 тысяч школьников. В муниципалитетах при школах открыто 16 мини-футбольных полей.
В рамках Года образования открыто и начало функционировать 4 региональных учебно-методических центра военно-патриотического воспитания молодёжи «Авангард», кроме того, проведен и организован ряд мероприятий, направленных на повышение педагогического мастерства и качества подготовки педагогов.
Реализованы и мероприятия по развитию и улучшению образовательной инфраструктуры. В Каспийске открыт детский технопарк «Кванториум», а в Дербенте и Кизляре – два центра «IT-куб». Открыт 171 центр «Точка роста» в 41 муниципалитете, создана инфраструктура цифровой образовательной среды в 145 общеобразовательных организациях.
– А какое количество школ отремонтировано к концу года?
– Капитальный ремонт проведён в 210 зданиях 191 школы и в 7 колледжах. Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Дагестан совместно с нашим министерством разработана дорожная карта по реализации проекта «Дорога в школу», благодаря которому отремонтируют городские улицы и региональные трассы, ведущие к образовательным учреждениям.
До конца года планируется завершить строительство еще около 30 объектов образования, строящихся в рамках национальных проектов «Образование» и «Демография», госпрограммы РФ «Комплексное развитие сельских территорий» и Республиканской инвестиционной программы.
– Но проблема трехсменного обучения и нехватки ученических мест остается на повестке, так ведь?
– В 2021/22 учебном году в 33 образовательных организациях республики учебный процесс осуществлялся в три смены. При содействии Министерства просвещения России в 2022/23 учебном году реализованы мероприятия организационно-методического характера, такие, как применение скользящего графика обучения, уплотнение классов, переоборудование подсобных и вспомогательных помещений, перевод отдельных предметов в дистанционный режим обучения, использование возможностей сетевого взаимодействия, которые позволили обеспечить обучение в текущем учебном году в вышеуказанных образовательных организациях в 1 и 2 смены.
Вместе с тем с учетом демографических показателей в республике за последнее десятилетие и существующей образовательной инфраструктуры ключевой проблемой развития системы общего образования остается перегруженность школ, что приводит к риску возникновения трехсменки. Следует отметить, что применение иных методов организационно-методического характера при ликвидации третьей смены носит временный характер. Оптимальным решением вопроса остается строительство новых школ либо осуществление блок-пристроек к существующим.
– Как в республике реализуется программа «Земский учитель»?
– Интерес к программе вырос значительно. Так, в 2022 году в общеобразовательные организации направлены 93 педагогических работника (из них 43 за счет средств федерального бюджета, 50 – республиканского). Это позволило восполнить частичный дефицит педагогических кадров. Наибольшую нехватку сельские школы испытывают в учителях английского языка, математики, физики, русского языка и литературы, начальных классов, истории и обществознания.
Программа «Земский учитель» в 2022 году полностью реализована. Чтобы привлечь в села молодых специалистов, им установили стимулирующую выплату в виде ежемесячной доплаты к заработной плате. Также педагогам возмещаются расходы, связанные с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья, отопления и освещения.
– И напоследок, Яхья Гамидович, расскажите о планах на следующий год.
– В будущем году мы продолжим работу по всем направлениям. В период с 2023 по 2025 год начнется строительство зданий центра «Альтаир» на Тарки-Тау, Центра дополнительного образования Регионального дома «Юнармии» и Регионального движения детей и молодежи, восстановление инфраструктуры детских оздоровительных лагерей. Начнется проектирование и строительство Республиканского центра военно-патриотической подготовки молодежи «Авангард» в посёлке Зеленоморск. Для создания дополнительных мест и развития образовательной инфраструктуры Правительством республики совместно с Министерством просвещения России до конца 2024 года планируется построить и ввести в эксплуатацию еще 49 общеобразовательных и 8 дошкольных образовательных организаций.
В планах на следующий год проведение капитального ремонта и оснащение оборудованием 146 зданий школ на сумму 3,7 млрд руб., в 2024–2025 годы – 200 зданий на сумму более 4 млрд руб. Планируем открыть детский технопарк «Кванториум» в Буйнакске, центры технического творчества «IT-куб» в Избербаше и Хасавюрте, открыть дополнительно 67 «Точек роста» и 41 центр «Цифровая образовательная среда», 10 мини-футбольных полей.
Год образования логически продолжил завершившийся в стране ранее Год науки и технологий в Российской Федерации, был синхронизирован своими мероприятиями с объявленным согласно Указу Президента РФ в 2022-м Годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов России, годом празднования 90-летия со дня рождения великой дагестанской поэтессы Фазу Алиевой. И, полагаю, он послужит хорошей подготовкой к проведению в Дагестане в 2023-м Года педагога и наставника в Российской Федерации и празднованию 100-летия со дня рождения народного поэта Дагестана Расула Гамзатова.