А вместо глаз — абрикосовые косточки


В дни календарных праздников весны и первой борозды, религиозных праздников Ураза-байрам и Курбан-байрам (заменивших собой какие-то былые календарные праздники), свадеб и обряда обрезания "суннат" народы Дагестана выпекали особые фигурные обрядовые хлеба зооморфной (лошадь, бык, баран, заяц, куропатка, голубь, петух, курица, гусь), антропоморфной и кольцеобразной (хлеб-баранка) форм. В тесто обрядовых хлебов втыкали яйца, грецкие орехи, изюм, а вместо "глаз" и "рта" - абрикосовые косточки, черные бобы.
В таком виде их запекали в хлебной печи. Во время календарных праздников хлебами антропоморфной формы (называемые у аварцев ясикIо ("кукла"), у андийцев — йешикIу ("кукла"), у даргинцев — начи, гулуча, къяна ("кукла"), у лакцев — барта ("девочка", "девушка"), у лезгин — нини ("кукла"), у южных кумыков — урчукъан, у дагестанских азербайджанцев — гугал) награждали победителей спортивных соревнований (бег, скачки, метание камня, борьба). У лакцев барта помимо зоо- и антропоморфной имела и крестообразную и фаллическую форму (Х.М.Халилов). В повседневной жизни хлебные куклы дарили только девочкам, что подчеркивает женский облик персонифицируемого божества и суть — воспроизводство. Хлеб-баранку (у аварцев — гор, у андийцев — гимура, у даргинцев — кьярква) также дарили победителям соревнований в беге и скачках. Эту же баранку надевали на шею лошади, первой пришедшей к финишу на скачках. Ее же надевали на правый рог быка, при помощи которого проводили первую борозду. Зооморфные хлебцы (чаще всего — "куропатка", называемая у аварцев — мокъокъ, у даргинцев — къахъба, у лакцев — къахъну, у кумыков — къапкъа) дарили детям, приходившим в гости на праздник. Хлебные куклы и зооморфные хлебцы у аварцев-андалальцев, лакцев, дагестанских азербайджанцев посылались и в числе подношений во время свадебного дарообмена жениха и невесты. Все виды хлебов дарили и мальчикам, подвергшимся обряду обрезания "суннат".
Таким образом можно отметить сравнительное многообразие фигурных обрядовых хлебов у народов Дагестана, выпекавшихся на календарные, религиозные и семейно-бытовые праздники и обряды, и служивших призами и угощениями. На наш взгляд, зооморфные и антропоморфные хлеба являются персонификациями аграрных божеств и божеств домашнего изобилия и благополучия. Поедание этих хлебов можно расценивать и как своеобразную теофагию. Некоторые хлеба (баранки у даргинцев и аварцев, барта фаллической формы у лакцев) имеют довольно прозрачную семантику женского и мужского начала и также связаны с плодородием. Отдельные хлеба, по мнению Г.Ф.Чурсина, являлись заменой жертвоприношений. Печенья, в особенности изображающие животных и птиц, свидетельствуют о древности этой формы ритуальной еды (В.И.Чичеров).
Фигурные обрядовые хлеба выпекались и другими кавказскими народами (См.: Егоров Н.М. Особые пироги и хлебы // СМОМПК. Тифлис, 1909. Вып. 40, Отд. II. С. 1-8; Чурсин Г.Ф. Фигурные обрядовые печения у кавказских народов // Бюллетень Кавказского историко-археологического института в Тифлисе. Л., 1930. № 6).
Они характерны и для русских, у которых выпекались обрядовые печенья в виде оленя с ветвистыми рогами, выражавшего идею плодородия. Особого внимания заслуживают так называемые "роженицы" в образе хлебной скульптуры, олицетворявшие женское животворящее начало.
Статьи из «Общество»
Во имя Победы

2025 год в России объявлен Годом защитника Отечества и 80-летия Великой Победы

Лики кощунства

Берегись: интернет-отморозки!

Крылатая история Страны гор

От «Добролёта» до «Аэрофлота»

Штрафы за старые авто – фейк

Мотобат спасателей

«Просроченный» бензин
