Банный день 500 лет назад
Рассказывают, что раньше практически возле каждой мечети в Дербенте были хамамы, так как без омовения запрещено было появляться в божьем храме, совершать намаз и читать Коран. История старинных дербентских бань начинается со слов: «…Были они мужские, женские, девичьи…» И говорят, что мужчине строго-настрого запрещалось даже смотреть в сторону бани в женский день – за такой грех могли и глаз выколоть.
Гуляя по улочкам древнего города, попадаешь в одну из реконструированных бань. В хамаме проходил предсвадебный обряд, сюда приходили мыться девушки: невеста с подругами, родственницами, их сопровождали музыканты-женщины. Доверенные женщины (енгя) отгораживали невесту ширмой, ставили перед ней медную чашу с кефиром и смазывали им волосы, благословляли на долгую и счастливую жизнь. Затем невесту провожали в отдельное помещение для омовения, купали, одевали, наряжали. Будущей хранительнице домашнего очага под ноги стелили коврик. После начиналось девичье веселье: песни, пляски… Всех угощали восточными сладостями, которые принесли родственницы жениха. А когда невесту выводили, закрывали ей лицо. От бани до двора дома выстраивались близкие, знакомые. Подружки поднимали над ее головой красную ткань, чтобы девушку никто из мужского пола не увидел.
Сегодня здесь и музей, и действующий хамам Кырхлар, расположенный рядом с воротами Северной городской стены. Предположительное время возведения бани ХVII век.
Есть и другие бани. В седьмом магале в 50 метрах от Орта-капы и Джума-мечети находится женская (XVII век), а рядом девичья (XIII в.). Рассказывают, что сводчатые бани являются одной из достопримечательностей Дербента. Это традиционный для Востока тип сооружения. Они играли большую роль в мусульманском городе, являясь такой же неотъемлемой составной частью его общественной жизни, как мечети и базары. Баня на Кавказе, как и на Востоке, служила не только для омовения, но и для укрепления сил, поднятия духа, для отдыха, дружеских и деловых бесед.
Сюда вниз ведёт каменная лестница. Женская баня, построенная в 1613 году, разрушилась и долгое время не функционировала. Известно, что в 1788 году местный житель по имени Хаджи Мухаммед Кербалаи Ибрагим оглы очистил её от мусора, отремонтировал, и вновь ею начали пользоваться. Джума-мечеть стала оспаривать свои права на нее, апеллируя тем, что над входом есть надпись: «Эту баню в 1065 году по хиджре (1654/1655) правитель города Баязид Султан пожертвовал Джума-мечети». Мечеть добилась возвращения бани себе, но и не обидела Хаджи Мухаммеда, выплатив ему все понесенные им убытки и расходы.
Сегодня эти сооружения открыты для посещений. Тут представлены старинные экспонаты: медные подносы, кувшины, чаши…
На стенах таблички из средневековых источников:
«…Не ходи на сытый желудок, это вредно. И каждый день ходить не полезно и даже вредно. А зимой и летом, когда пойдешь в баню, сначала проведи некоторое время в холодной комнате, потом уже иди в среднюю и в последнюю очередь ступай в жаркую комнату. Когда жара бани на тебя подействует, пойди в комнату уединения и вымой там голову. И если баня будет пустая – это величайшее счастье. Когда будешь выходить, волосы нужно хорошенько вытереть и только тогда выходить, ибо выходить на улицу с мокрыми волосами не дело для разумных. И, выйдя из бани с мокрыми волосами, не подобает идти в гости к уважаемым людям, это не входит в правила приличия…».
Спустя века даже сложно представить, что под сводами этих бань когда-то было людно и шумно, что здесь девушки и женщины делились секретами, рассказывали истории, приходили отдохнуть от повседневных забот и банный день был для них особенным, праздничным…