Купить PDF-версию
21:49 | 23 апреля, Вт
Махачкала
X
05:18 11.04.2012

Боевой летчик-разведчик из Каякента

Алексей Михайлович Рагимов (Рагим Магомедов) выпускник Каякентской средней школы, инвалид Великой Отечественной войны, боевой летчик, полковник в запасе.

Его судьба схожа с долей многих его сверстников того времени. После окончания в 1937 году 7-го класса Каякентской неполной средней школы, оставшись круглым сиротой, для продолжения учебы он поступил на рабфак Дагестанского педагогического института в Махачкале. В то время на рабочем факультете юноши, приехавшие из горных аулов Дагестана, обеспечивались бесплатным питанием, общежитием и обучением на хорошей учебной базе.

После ликвидации рабфака в 1940 году он вернулся в Каякент и продолжил учебу в 9 классе сельской школы. С 1938 по 1940 годы во время летних каникул работал весовщиком на полевом току бригады, где все три месяца молотили хлеб. В эти годы, как он рассказывает, урожаи были высокие. В конце 2-й четверти в Каякентскую школу приехал представитель Сергокалинского райвоенкомата, который объявил, что он отбирает учеников 9-х и 10-х классов для учебы в Грозненской военно-авиационной школе.

Из Каякентского района было отобрано восемь кандидатов.  

По результатам медицинской комиссии и по результатам экзаменов, из прибывших восьми кандидатов в авиашколу приняли только его. Учеба в авиашколе для Рагима была первым испытанием на выносливость, они учились по 12 часов в сутки (8 классных занятий и 4 часа самостоятельной подготовки). Его целеустремленная и напряженная учеба дали хорошие результаты. В январе 1942 года он окончил Грозненскую военно-авиационную школу в звании сержанта и был отправлен в действующую часть.

В середине 1942 года он служил в 18-м отдельном авиазвене 5-й танковой армии, которая в октябре прибыла на северо-западную окраину г.Сталинграда, войдя в состав Юго-Западного фронта.

Наступательная операция под Сталинградом началась 19 ноября 1942 года. Шел снег, бушевали метели, сковывал мороз. Они выполняли полеты на низкой высоте. Части и соединения Юго-Западного и Сталинградского фронтов к концу января 1943 года наголову разбили немецко-фашистские части под Сталинградом, окружили и взяли в плен солдат, офицеров и генералов 6-й немецкой армии во главе с фельдмаршалом Паулюсом. После разгрома немцев под Сталинградом и освобождения Дона в феврале 1943 года войска ЮЗФ подступили к границам Украины, к Луганской и Харьковской областям.

Части и соединения 3-го Украинского фронта продолжали продвигаться на запад, освобождая все новые города и населенные пункты Украины. 282-й авиаполк выполнял задания штаба 3-го Украинского фронта с большой нагрузкой, каждому экипажу приходилось выполнять по 2-3 полета в день. В сентябре 1943 года Рагиму было присвоено офицерское звание младшего лейтенанта, и он был награжден орденом Отечественной войны II степени.

В дальнейшем он выполнял полеты в боевых операциях по освобождению городов и областей Украины – Донской, Запорожской, Днепропетровской, Николаевской, Одесской. Весной 1944 года в непогоду они выполняли очень трудные задания. На бреющем полете по узкому трехкилометровому коридору необходимо было доставлять боеприпасы и необходимые грузы частям, защищающим г. Николаев. К сожалению, в этих полетах их часть понесла большие потери.

За активные боевые действия при освобождении г.Николаева и позже авиаполк был награжден орденом Богдана Хмельницкого II степени. Летом 1944 года Рагимову было присвоено воинское звание лейтенанта.

После освобождения Украины 282-й авиаполк в составе 3-го Украинского фронта, затем Южной группы войск начал свой путь за пределами СССР, началось освобождение народов Румынии, Болгарии, Югославии, Венгрии и Австрии.

Наиболее ожесточенные бои проходили при взятии города Будапешта и операции у озера Балатон в Венгрии. Под городом Шекешвехервар немецко-фашистское командование бросило в бой свои последние воинские резервы, новые танковые соединения. В это время (в январе 1945 года) были очень плохие погодные условия, низкий, густой туман.

Ввиду нелетной погоды боевая авиация в воздух не поднималась. Вся нагрузка легла на летный состав 282-го авиаполка. Нужно было по заданию штаба фронта каждый день несмотря на туман на бреющем полете производить разведку переднего края фронта с целью определения мест расположения немецких частей, количества танков, орудий и бронемашин.

В одном из таких полетов 19 января 1945 года самолет Рагима был обстрелян с железнодорожной платформы пулеметной очередью. Самолет опасных повреждений не получил, но пули попали в хвостовую часть самолета, повредив обшивку. Они благополучно вернулись на свою площадку и привезли очень нужную информацию о месте расположения скрытых немецких танков, подвозе боевой техники к линии фронта.

За выполнение боевых заданий его наградили вторым орденом Красной Звезды. За время Великой Отечественной войны по заданию штаба 3-го Украинского фронта, Южной группы войск он совершил 428 боевых вылетов. При налете немецкой авиации на их площадку он был ранен в ногу, лежал в госпитале, после выздоровления опять вернулся в действующую часть.

За образцовое выполнение заданий командования наградили его пятью орденами и многими медалями, в том числе двумя орденами Красной Звезды. Ко дню защитника Отечества в связи с 60-й годовщиной освобождения Украины от немецко-фашистских захватчиков ему было присвоено воинское звание подполковника, а к 62-й годовщине звание «полковник в отставке». После войны, в конце 1947 года, авиаполк, где он служил, перебазировался в город Киев. Затем его перевели в 255-ю отдельную авиаэскадрилью Киевского военного округа. В дальнейшем до 1953 года служил заместителем командира авиаэскадрильи десятой авиашколы пилотов в городе Кременчуге. В Кременчуге он женился. В 1954-57 годах служил летчиком-инструктором Харьковского военно-авиационного училища, летал на реактивных бомбардировщиках «Ил-28», обучая в воздухе будущих штурманов самолетовождению и бомбометанию.

В 1958-60 годах он стал летчиком отдельного транспортного корабля «Ил-2» ЦК ДОСААФ УССР, где выполнял воздушное десантирование парашютистов-допризывников перед направлением в воздушно-десантные войска.
20 мая 1960 года по значительному сокращению советских вооруженных сил он был уволен в запас. До выхода на пенсию работал на различных инженерно-технических должностях в Киевгазе.

В настоящее время живет А. Рагимов с семьей в Киеве.  

 

Статьи из «Общество»

ДОСААФ ожидает реорганизация

12
Председатель ДОСААФ России генерал армии Александр Дворников, говоря о планах по...

Агай Мухтарович – мудрый наставник

8
Утро. На часах 8:55, я стою у входа в Дагестанский аграрный...

Бабушка надвое сказала…

6
А что же она надвое сказала? А вот это: «Либо дождь, либо снег, либо будет, либо нет». В этом фольклоре – квинтэссенция отношения простого люда к прогнозу погоды. Те...

Помнить, чтобы не повторилось

11
Все-таки интернет – нехорошая штука. Судите сами: мой восьмилетний сын, насмотревшись разных...

Управление ГИБДД подвело черту

11
Дагестан занимает 6 строчку в списке субъектов Российской...

Видеофиксация ОСАГО

5
Как известно, Госдума уже поддержала закон, исключающий наличие полиса ОСАГО при регистрации автомобиля. Авторы документа уверены, что «автогражданка» никак не...

Все лучшее – гостю!

45
Возмущённо звучит в парке юношеский фальцет: «Так нечестно! Почему у вас этот узел так легко...

Никогда не боялась трудностей

13
Еще не было восьми часов утра. За окном холодный зимний ветер подхватывал пригоршни снега с...

Больше детей – больше счастья

128
Семья – это одна из самых значимых ценностей для любого человека, а для жителей Дагестана...

Разведчик: от Кирсанова до Кенигсберга

13
Ветеран Великой Отечественной войны Алисултан...

Автотюнинг по-дагестански

41
Особенности дагестанского автотюнинга известны далеко за пределами республики. Чем выше...

Тайны Махачкалы

37
Всё ли мы знаем о родном городе? Интересно, а какой была Махачкала раньше? Первые поселения,...