«Письма счастья» – так проштрафившиеся водители называют постановления о наложенных на них взысканиях за нарушение правил дорожного движения (ПДД). Рассылкой таких постановлений занимается Центр автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения (ЦАФАП) Госавтоинспекции МВД по Республике Дагестан. ЦАФАП – единая информационная система профилактического видеонаблюдения и автоматической фиксации нарушений ПДД.
Эффективность технических средств контроля за соблюдением ПДД оспаривать не приходится, тем не менее, есть нюансы, связанные с функционированием не только самих комплексов фото- и видеофиксации правонарушений, но и деятельностью людей, которые отслеживают работу камер видеофиксации в ручном режиме, сидя за мониторами Центра. То есть, в добавок к работе технических средств есть и человек, который контролирует эту технику и, если нужно, вносит коррективы. Вот об этом и поговорим.
Сотрудникам Центра в сутки приходится рассматривать до 25 тысяч материалов, которые поступают с 590 комплексов фотовидеофиксации. Есть вероятность, что в ближайшее время на федеральных и региональных автодорогах, в городах будут дополнительно установлены новые комплексы фотовидеофиксации.
По словам заместителя начальника Центра Эфенди Рамазанова, камеры видеофиксации контролируют на улицах городов не только широкий спектр нарушений ПДД. Всего в 2024 году с использованием технических средств фотовидеофиксации в отношении нарушителей вынесено около 3,2 миллиона постановлений. Часть видеокомплексов работает в «режиме проездов», то есть, только наблюдает, но не фиксирует нарушения в автоматическом режиме. При этом обеспечивается оперативный мониторинг автотранспорта. Напрашивается вывод, что определенным службам в случае необходимости не трудно будет отследить передвижение любого транспортного средства в реальном времени или поднять любой промежуток времени из архива видеоданных.
Постановления о наложении штрафа за нарушения ПДД, сформированные в ЦАФАП УГИБДД МВД России по РД, могут быть обжалованы в общем порядке в течение 10 дней с момента получения копии постановления. По умолчанию, штрафы с автоматических систем видеофиксации выносятся в отношении собственника транспортного средства. Штраф необходимо оплатить в течение 60 дней с момента получения копии постановления. В противном случае наступает ответственность по статье 20.25 части 1 КоАП РФ (неуплата штрафа за нарушение ПДД). На сегодняшний день, неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ, влечет применение нового штрафа в двукратном размере неуплаченной суммы, но не менее одной тысячи рублей; административного ареста на срок до пятнадцати суток; обязательных работ на срок до пятидесяти часов.
На вопрос, почему портал Госуслуги, который предоставляет доступ к получению в дистанционном формате ключевых государственных и муниципальных услуг, отказывает в возможности обжалования постановлений, ошибочно наложенных операторами Центра на основании имеющихся данных, Эфенди Рамазанов ответил, что ЦАФАП здесь совершенно ни при чем. Во-первых, для обжалования нарушения на портале Госуслуги пользователь должен иметь электронную подпись для общения с государственными органами. Во-вторых, сбои ведь бывают не только в деятельности людей. Вот и в работе портала Госуслуги случился такой масштабный технический сбой, география этой проблемы охватила всю страну. На сайте Госуслуг сообщается, что портал в этом направлении временно не работает, над разрешением проблемы идет работа. ЦАФАП же занимается исключительно рассмотрением материалов правонарушений, которые поступают с комплексов фото- и видеофиксации, и на основании этого выносит постановления. «Никакого отношения к функционированию портала Госуслуги, ЦАФАП не имеет», – заявил офицер полиции.
«Обжаловать ничего не придется и никакой штраф не будет страшен водителю, если он соблюдает правила дорожного движения. Если водитель, находящийся за рулем движущегося автомобиля, пристегнут ремнем безопасности, соблюдает установленный порядок движения, правила разметки, выполняет требования дорожных знаков, светофоров, не превышает скоростной режим и так далее, ему не страшны никакие фотокамеры и видеокомплексы фиксации нарушений. Ни одна камера не сработает и никакое «письмо счастья» к нему не придет», – добавил Эфенди Рамазанов.
Между тем, возражаю я, Интернет пестрит сообщениями о несправедливо наложенных штрафах за несостоявшиеся нарушения. Вот некоторые из них.
«Мне пришел штраф на сломанную машину, которая несколько лет не выезжает. На присланном фото видно, что номер региона не соответствует действительному. Причем появляется это в Госуслугах с задержкой, когда нельзя написать уже опровержение на штраф». М. Магомедов. Махачкала.
«Живём в Забайкалье. Никогда не были в Дагестане. Прислали штраф из МВД по РД о пользовании телефоном за рулем во время движения по г. Махачкала. Марка автомобиля на фотоматериале не наша. Неужели нельзя ответственно относиться к работе?». Сивцев П. С. Чита.
– Человек – не бездушная машина. Мы все живые люди. Сбои в работе есть везде. Дело в том, что на долю специалистов Центра в сутки приходится огромного количество фото- и видеоматериалов, помимо этого, число фиксируемых нарушений в связи с ростом количества автомобилей тоже неуклонно растет. Приведенные вами абсурдные факты наложения штрафов свидетельствуют о том, что кто-кто в другом регионе подделал регистрационный госномер, например, заменил похожие по конфигурации буквы и цифры, и таким образом создал прецедент, когда ошиблась техника. Недобросовестные водители надеются, что камера не сможет распознать номер, ошибётся, и таким образом нарушителю удастся уйти от ответственности за нарушение правил движения. Подделка госномера транспортного средства, его сокрытие или уменьшение читаемости – это серьезное правонарушение, которое строго карается. Но оператор Центра и соответственно вся силовая структура не могут этого знать до тех пор, пока пострадавший не обратится с жалобой на несправедливый штраф.
Такие выявленные факты искажения, сокрытия либо даже придание якобы неузнаваемости госномеров вызывают повышенный интерес сотрудников Центра, занимающихся рассмотрением материалов фото-видео фиксации. В конечном итоге они непременно теми или иными законными средствами добиваются выявления злоумышленников или просто недобросовестных участников дорожного движения. Для этого потребуется немного больше времени и усилий, но нарушитель будет все равно установлен.
Уверяю вас, все материалы проходят рассмотрение в ручном режиме. Если ошибка допущена, мы всегда готовы выслушать и исправить положение. То есть, мы тоже можем ошибаться и в принципе признаем это. К тому же, существует специальная группа разбора, куда можно обратиться по телефону 995-687, – пояснил Эфенди Рамазанов.
В ответ я привел и такие комментарии: «Благодарю ЦАФАП по Республике Дагестан и заместителя руководителя Эфенди Рамазанова за оперативное рассмотрение и принятие законных решений. Лобов Б. К. Город Пермь».
«На удивление, по телефону ответили быстро и разговаривали очень вежливо. Абдурахманов А. П. Махачкала».
Далее разговор коснулся различных ситуаций на дороге, когда наступают спорные моменты, а камеры только и знают, что фиксировать нарушения. Например, когда инспектор ДПС предлагает освободить проезд специальным службам или карете «Скорой помощи», и при этом мы вынужденно оказываемся нарушителями, поскольку проезжаем на запрещающий сигнал светофора. «В подобных случаях в ЦАФАП непременно делают поправку, поскольку, повторяю, ни одно правонарушение, вынужденное или совершенное специально, не проходит мимо внимания инспектора, сидящего за монитором компьютера. Все обращения и жалобы рассматриваются в спорных случаях в приоритетном порядке и все ошибки непременно исправляются.
Еще одна беда наших водителей – это нелюбовь к ремням безопасности и нежелание ими пристегиваться. Не мне доказывать очевидность того, что они необходимы и поэтому обязательны к применению. Для контроля за пристёгиванием в городах установлено изрядное количество специализированных комплексов. При этом камера может четко отследить, насколько правильно используется ремень безопасности, накидыванием его на руку ее не обманешь», – говорит заместитель начальника ЦАФАП.
Касательно целесообразности массового применения комплексов фото- и видеофиксации нарушений ПДД в ЦАФАП считают, что если хоть одна камера принесла пользу, если, благодаря жесткому контролю и неминуемости наказания, оказалась спасена хоть одна жизнь, всю деятельность Службы можно считать оправданной и нужной. Водители, зная, что они находятся под неусыпным вниманием камер, становятся более сознательными, осторожными, стараются не нарушать ПДД, то есть не превышать скоростной режим, не выезжать на встречную полосу движения и так далее, что в конечном итоге приводит как уменьшению количества ДТП, так и смертей и ранений на дорогах.
ЦАФАП занимается не только нарушениями ПДД. По ориентировке Центра сотрудниками дорожно-патрульной службы задержаны автомобили, находившиеся в Федеральном розыске, не говоря уже о тех, кто передвигался с подложными или измененными номерными знаками. Автоматизированная система фиксации правонарушений доказала свою высокую эффективность. Идёт постоянная работа над дальнейшим ее развитием и расширением.