Что не так с «Матерью»?
Жителей Махачкалы просили высказать мнение о проекте памятника «Матери Дагестана» и месте его установки. Опрос на эту тему, инициированный администрацией столицы на своей странице в сети Facebook, с первых же дней вызвал волну возмущения среди дагестанцев. По сей день люди продолжают высказывать свое негодование, призывая власти города не устанавливать это скульптурное произведение в столице республики.
Как создавался проект скульптуры?
Идея создания памятника «Матери Дагестана» возникла у руководства республики еще в 2014 году. Тогда специально созданная комиссия, состоящая из деятелей культуры и общественников, обсуждала эскизы и саму идею, которая, по мнению большинства, должна была быть реализована с привязкой к архитектурной составляющей Махачкалы. К скульптуре также был выдвинут ряд требований: мать должна была олицетворять горянку, воплощая такие присущие дагестанкам черты, как терпение, мужество и патриотизм.
По итогам обсуждения комиссии руководство Дагестана объявило республиканский конкурс среди скульпторов на лучший эскиз проекта памятника. На это охотно откликнулись известные авторы, работающие в Дагестане, Санкт-Петербурге, Белоруссии. В итоге на рассмотрение художественно-экспертного совета при Министерстве культуры Дагестана поступило 20 эскизов проектов. После голосования из них было отобрано несколько работ, прошедших во второй тур конкурса, по итогам которого и был определён победитель.
Им стал известный дагестанский скульптор, выпускник Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Репина, заслуженный художник Дагестана, лауреат Государственной премии РД Али-Гаджи Сайгидов. Ему и был заказан проект памятника. Планировалось, что скульптура будет установлена в столице Дагестана к 2017 году. Но этого в минувшем году реализовать не удалось, и о памятнике на некоторое время забыли.
Такой памятник нам не нужен!
Вновь о скульптурной композиции заговорили, когда мэрия города в октябре этого года запустила голосование за проект. С первых же дней дагестанский сегмент социальных сетей заполнили негодующие отклики. Публикуем некоторые из них.
«Я с удовольствием всегда следила за творчеством Али-Гаджи Сайгидова. На мой взгляд, это замечательный скульптор. Но если говорить конкретно об этой работе, то я, мягко говоря, разочарована. Не верится, что автор с таким творческим мышлением и полетом фантазии мог создать этот примитив», — делится своим мнением пользователь Галина Мурадханова.
Историк Патимат Тахнаева пишет: «Это просто ужас. Фигуры будто из бетономешалки вылезли».
Художник Наталья Савельева: «Такую нелепицу можно установить только в каком-нибудь совхозе, но никак не в столице».
Мадина Каряева: «Архитектура, скульптура, их не уберешь, как картину в запасник…. Дорогие дагестанцы, нельзя позволить такому безОБРАЗию торжествовать над ПРЕКРАСНЫМ!!!».
Людмила Кунбутаева: «Люди, нас больше, давайте громко протестовать, город превратили в непонятно что, глаза не радуются. Не памятники надо сооружать, а больше парков, аллей и скверов, больше зелени нужно городу, чтобы было где отдохнуть и глазам было приятно».
На критику, льющуюся со всех сторон, автор отвечает следующим образом: «Я участвовал в конкурсе работ на лучший проект памятника «Матери Дагестана» наравне со всеми. Я не виноват, что выиграл этот конкурс и мне было поручено создавать эту скульптуру. Я потратил много времени, сил и личных средств, чтобы претворить в жизнь эскиз проекта. Сегодня, конечно же, рад, что наконец-то о моей работе после почти годовалого забвения вспомнили и вопрос хоть как-то сдвинется с мертвой точки. Ныне в социальных сетях льется много грязи в адрес произведения, однако, я считаю, что простой народ не может в полной мере корректно оценивать работы скульпторов. Это должны делать люди искусства и те, кто работает в этом направлении», — говорит Сайгидов.
«Махачкала не заслужила такой памятник»
Однако, как оказалось, мнение широкой общественности в большинстве своем разделяют и профессионалы из различных сфер искусства.
Вот что с первых же дней запуска голосования на свой странице в фейсбуке написала директор художественной галереи современного искусства Первая галерея, член общероссийской ассоциации искусствоведов Джамиля Дагирова: «Такой памятник в городе, где я родилась, а автор — нет, мне не нужен. В скульптуре нет содержания, нет настроения, чувств, и она элементарно плохо исполнена. Махачкалинцы! Не молчите! Пишите, звоните в администрацию. У каждого есть ресурс — телефон, планшет, компьютер и 3 минуты времени!!! Защитим наших мам!!!».
А вот что отмечает председатель правления Союза художников Дагестана Курбанали Магомедов:
«По правилам проекты скульптур, которым в будущем предстоит влиться в культурное пространство городов, должны еще на стадии проектирования рассматриваться художественно-экспертным советом. В ходе его работы автор, получив советы коллег, может избежать грубых ошибок и уже в эскизе доработать свое произведение. В итоге и рождается хороший памятник. В прошлом так у нас и делалось. В последние же годы все изменилось. Порой даже мы, художники, узнаем, что в городе установлен тот или иной скульптурный объект, когда уже состоялось его официальное открытие. Мнение профессионалов почему-то ушло на второй план.
В случае с памятником «Матери Дагестана» так и произошло. Прошел так называемый конкурс, о котором мало кто знал, и выиграл проект, который не был представлен широкому кругу деятелей искусства Дагестана. К примеру, лично я этот проект ни разу не видел. Поэтому и получилось то, что мы сегодня и наблюдаем, – наш коллега, к слову, известный профессионал своего дела, создал не совсем то, что от него ожидали, и теперь в его адрес льется много неприятных слов».
С мнением Курбанали Магомедова согласна и директор Музея истории города Махачкалы, автор уникальных музейных проектов Зарема Дадаева. Она отмечает, что эта история в очередной раз высветила необходимость реанимирования в республике художественного Совета, который бы оценивал все крупные проекты, намеченные для реализации в культурном пространстве как столицы республики, так и Дагестана в целом.
«Это должна быть группа, состоящая из специалистов высокого класса, таких безусловных авторитетов, которым общество доверяет. В Совет должны входить специалисты из разных областей искусства — художники, скульпторы, галеристы, музейщики, архитекторы, кураторы творческих проектов, искусствоведы… Только такое профессиональное объединение и может в ходе обсуждения выбрать лучшие произведения. И только при наличии такого Совета мы можем рассчитывать на то, что наш город и наша среда обитания не будут наводняться безвкусицей и грубой халтурой», — говорит З. Дадаева.
Говоря о проекте скульптуры «Матери Дагестана», она отмечает, что данный памятник не должен стоять в столице Дагестана.
«Для очередного памятника выбрали отличную тему – мать и дитя. Все замечательно. Но если останавливать внимание на исполнении, мне трудно подобрать слова, чтобы выразить свое разочарование и даже, не побоюсь этого слова, негодование. Я знакома с творчеством Али-Гаджи Сайгидова, и у него немало профессионально исполненных, содержательных и тонких работ. А тут такое! Я считаю, что наш город не заслужил настолько бездарно исполненного памятника. Их в Махачкале, перегруженной непонятной архитектурой, и так хватает. Наши улицы, скверы и парки уставлены несуразными скульптурными объектами, что просто гулять даже по городу не хочется. Скульптуры должны украшать тело города, срастаться с ним, нести некую важную информацию. Этот памятник не будет так работать в пространстве Махачкалы, а вызовет негодование и отторжение у людей. А в этом, как мне кажется, ничего хорошего нет», — резюмировала Зарема Дадаева.
Что ж, как видим, точки зрения горожан и специалистов сходятся в одном — в таком виде памятник «Матери Дагестана», мягко говоря, не украсит город. Так, может, самому автору, а также руководству столицы и республики в целом стоит к этому мнению прислушаться. Ведь памятники в конце концов для народа и должны создаваться, а не вопреки его желанию и мнению.