Купить PDF-версию
16:45 | 19 апреля, Пт
Махачкала
X
09:03 25.09.2013

Дагестан: 200 лет в составе России, или Невыученные уроки истории

Мы в Дагестане часто любим повторять известные слова Расула Гамзатова о том, что Дагестан добровольно в состав России не входил и добровольно из нее не выйдет. В то же время редко задумываемся над глубоким смыслом этого, кажущегося на первый взгляд несколько парадоксальным, изречения нашего выдающегося земляка. И, безусловно, двухсотлетие вхождения Дагестана в состав России дает хороший повод для того, чтобы более вдумчиво осмыслить опыт совместной истории и попытаться извлечь из него хотя бы некоторые актуальные уроки.

При этом мне кажется целесообразным сформулировать ряд вопросов, ответы на которые актуальны и в сегодняшнем Дагестане. Зачем России нужен был Дагестан, особенно его горная часть, которая в экономическом плане никакого интереса не представляла для империи? Почему Россия так долго воевала за эти горы? Почему дагестанцы восстали против русского владычества и почему их сопротивление было столь упорным? Почему после пленения Шамиля дагестанцы довольно быстро вернулись к мирной жизни и в своем большинстве лояльно приняли российское подданство? В чем причина устойчивости пророссийской ориентации дагестанских народов на протяжении многих десятилетий? Почему сегодня происходит размывание в дагестанском обществе  ценностей русско-европейской культуры и ставится под вопрос российская гражданская идентичность в Дагестане? Будущее Дагестана в составе России или вне России? Почему идут в русском этническом сознании процессы выталкивания Дагестана из России? Эти и другие вопросы, которые сегодня у многих дагестанцев на слуху, я попытаюсь затронуть в настоящей статье.

Зачем России нужен был
Дагестан?
Официальная история вхождения Дагестана в состав России насчитывает двести лет, и началась она с Бухарестского мирного договора между Российской и Османской империями 1812 года, по которому османы отказались от формальных прав на Горный Дагестан, и Гюлистанского мирного договора между Российской и Персидской империями 1813 года, по которому Персия также отказалась от притязаний на историческую территорию Дагестана. В историческую территорию Дагестана входили территории, на которых компактно проживали коренные народы Дагестана — это Горный Дагестан, прикаспийский проход, Кумыкская степь до Терека, районы северного Азербайджана, населенные лезгинами и аварцами. В таком качестве Дагестан воспринимался и внешними наблюдателями. Командующий Кавказской армией генерал Г.В. Розен в одном из писем писал: «В Дагестане три провинции находятся в полном распоряжении и управлении нашего правительства: Бакинская, Кубинская и Дербентская» (Народно-освободительная борьба Дагестана и Чечни под руководством имама Шамиля. Сборник документов. М.: Эхо Кавказа, 2005. С. 92). Этими мирными договорами завершилась почти 250-летняя предыстория вхождения Дагестана в состав России, которая начиналась еще во времена Ивана Грозного. Безусловно, какие-то связи и контакты бывали и раньше, например, достоверно известно, что во время похода на Хазарию киевский князь Святослав появлялся на территории нынешнего Дагестана в Х веке.
Россия стала империей в погоне за безопасными рубежами, ее извечной проблемой. В погоне за безопасными рубежами она пришла и на Кавказ. В соответствии с мирными договорами в состав России вошли все Закавказье и Восточный Кавказ. По сути, единственный всепогодный путь в Закавказье проходил по каспийской низменности, по территории Дагестана. Поэтому оставлять незамиренный Дагестан в тылу Россия не могла, если хотела прочно утвердиться в Закавказье. В силу того, что в экономическом плане Горный Дагестан не представлял особого интереса для империи, была предложена стратегия постепенного включения его в состав империи путем сохранения фактической независимости дагестанских владетелей при формальном признании подданства России. Данная стратегия имела мало шансов на успех, поскольку при этом перекрывались основные направления набегов горцев как в сторону Закавказья, так и на север. Формы компенсации за отказ от набегов оказались недостаточными или их вообще не было. Поэтому буквально через несколько лет была избрана другая стратегия покорения Дагестана — силовая. Проводником этой политики и стал генерал Ермолов.

Дагестанское общество
накануне Кавказской войны
Дагестан — географическое понятие, объединяющее живущие здесь этнически родственные народы, связанных общим происхождением и единой исторической судьбой. Несмотря на то, что традиции государственности на территории Дагестана восходят к временам древней Кавказской Албании, вплоть до вхождения в состав России, Дагестан, судя по письменной истории, никогда не был единым. В начале XIX века на его территории соседствовали почти полтора десятка феодальных владений и более 60 союзов сельских общин, так называемых «вольных» обществ или «демократических» республик.    
Дагестан на протяжении веков был объектом поползновений со стороны соседних великих держав еще со времен античности. Здесь сталкивались интересы Древнего Рима и Сасанидского Ирана, Византии, Арабского халифата, Киевской Руси и Хазарского каганата, древних цивилизаций Востока и степных кочевников севера, Оттоманской Порты и Российской империи.  Через территорию Дагестана прошли нашествия татаро-монгол и Хромого Тимура. Это был своеобразный перекресток культур и цивилизаций. Несмотря на все это, государственные образования на территории Дагестана оставались фактически независимыми. Формально же Дагестан всегда находился в зоне влияния той или иной великой державы — Персии, Арабского халифата, Хазарского каганата, Османской империи и позднее Российской империи. При этом дагестанские владетели и общинные старшины вступали в союзы с той или иной внешней силой против третьей, лавировали, принимали то или иное подданство, часто его меняли, да и сами нередко совершали набеги на соседние регионы и государства. При этом фактически они чувствовали себя независимыми и очень высоко ценили эту независимость.
По Бухарестскому и Гюлистанскому мирным договорам территория Дагестана была включена в состав России без учета мнения народов, проживавших здесь. Правда, ряд дагестанских владетелей к тому времени приняли уже российское подданство, но при этом они рассчитывали при формальной зависимости на привычную для них фактическую независимость. В свою очередь, дагестанские народы на начальном этапе в целом доброжелательно восприняли российское подданство, уповая на то, что русские смогут обуздать гнет местных феодалов. А. Руновский писал позднее: «… горцы, вначале смотревшие на русских как на своих избавителей, увидели себя горько обманутыми» (Народно-освободительная борьба Дагестана и Чечни под руководством имама Шамиля. Сборник документов. М.: Эхо Кавказа, 2005. С. 4). На деле, таким образом, произошло резкое усиление феодального гнета при попустительстве российских властей. До начала XIX века дагестанский феодализм развивался преимущественно экстенсивным путем, где основным средством обогащения служили набеги, а закрепощение крестьян происходило за счет пленных. Многие дагестанские историки довольно скептически оценивают набеговый характер горской экономики этого периода. На наш взгляд, этот скептицизм не совсем оправдан. Мы знаем из истории, что относительно безмятежный и более или менее благополучный период развития дагестанских обществ и государственных образований на его территории, продолжавшийся с начала X до начала XIII веков, был прерван нашествием монголо-татар и усугублен последующим нашествием армий Хромого Тимура. По сути, территория Дагестана на протяжении почти 200 лет была полем брани. На этот же период приходится и общее похолодание климата в северном полушарии, которое привело к частичному опустыниванию горной зоны Дагестана. В этот период исчезли собственные раннесредневековые государственные образования на территории Дагестана, были разрушены хозяйственные связи, разорены сельские общины и раздроблены аулы, подверглись эрозии традиционные верования. Фактически с XV века в Дагестане заново начинаются процессы классообразования, формирования государственности, утверждения монотеизма как сопутствующего этим процессам явления. При этом процесс этот не был единовременным на всей территории Дагестана. В сельских союзах общин эти процессы начались лишь в XVIII веке. Поэтому вряд ли приходится удивляться тому, что политические образования на территории Дагестана принимали форму «военной демократии», характерной для периода классообразования. Главной же функцией «военной демократии» является консолидация общества на цели добычи и захватов.
Положив конец набеговой системе, Россия объективно способствовала интенсификации феодальных отношений в горах за счет уже внутренних ресурсов. Таким образом, в дагестанском обществе стали накапливаться протестные настроения, в которых сублимировались, с одной стороны, недовольство простого народа усилением феодального гнета, с другой — ропот дагестанских князей, потерявших важный источник внешних доходов. Правда эту потерю русские власти пытались компенсировать чинами и установлением ежегодного содержания для феодальных владетелей, но сопровождалось это усилением их фактической зависимости от России, лишением внешнеполитических функций, что противоречило всему их предшествующему историческому опыту и было настоящим потрясением. Кроме того, от такого рода вознаграждений оказалось отстраненным старшинство союзов сельских общин, в которых именно в этот период интенсифицировались процессы феодализации, где также немалую роль играли доходы от набегов. А это старшинство представляло собой немалую силу в масштабах региона. Немаловажную роль играло и то, что протестные настроения наиболее сильны были в молодежной среде. В условиях закрытого, невосприимчивого к новациям образа жизни в горах, консервировавшегося на протяжении столетий, основным средством социализации молодежи были набеги. Не случайно отмечается исследователями определенная цикличность молодежной активности в истории Дагестана, где каждое новое поколение избирало свои формы самоутверждения и социализации. Очевидно, что на двадцатые-тридцатые годы XIX века как раз и выпал очередной цикл роста молодежной активности в Дагестане. Традиции религиозного образования, которые прочно утвердились к этому времени в Дагестане, сформировали в молодежной среде относительно большой слой хорошо образованных людей, которые с легкостью приняли на вооружение идеологию мюридизма, послужившего знаменем борьбы против власти ханов и беков на начальном этапе, а в последующем и против русского владычества.

Сектантство,
национально-освободительная борьба или гражданская война?
Возможно, эта протестная волна при вдумчивой политике русских властей постепенно пошла бы на спад. К сожалению, этого не произошло, а катализатором лавинообразного роста недовольства стала беспримерная жестокость по отношению к горцам, которая начала насаждаться на Кавказе с подачи наместника Кавказа генерала Ермолова.
Движение трех имамов — Газимагомеда, Гамзатбека и Шамиля, получившее название национально-освободительной борьбы народов Дагестана, это чрезвычайно важная веха в истории становления национального самосознания дагестанских народов. Это фактор, оказывающий и сегодня серьезное влияние на процессы, происходящие в республике. В этом движении следует, на наш взгляд, выделять три этапа, которые различаются между собой продолжительностью, широтой, движущими силами, масштабом и т.д. Первый этап (1828-1840 гг.) — здесь движение мюридов в большей степени напоминало секту, которая пыталась навязать населению свою идеологию и мировоззрение, стремилась консолидировать разрозненные дагестанские общины вокруг своих целей. Поддержка населением была достаточно ограниченной, легитимность настолько низкой, что некоторые сельские общины не разрешали мюридам, да и самим имамам появляться на их территориях. Перемены начались после штурма Ахульго, где погиб цвет дагестанской молодежи. Своеобразным переломным моментом стал переход на сторону Шамиля в 1841 году Хаджи-Мурата и вместе с ним почти всей Аварии. По сути, второй этап (1841-1852) движения мюридов, названный Н. Добролюбовым «блистательной эпохой Шамиля», и является, на наш взгляд, периодом национально-освободительной борьбы народов Дагестана. С 1852 года начинается третий этап, который по праву следует назвать периодом гражданской войны в Дагестане. Он завершается пленением русскими войсками имама Шамиля в Верхнем Гунибе в 1859 году.

Итоги войны
Несмотря на то, что дагестанские народы понесли в этой войне огромные жертвы, этот период остается героической страницей истории Дагестана. Именно такой является субъективная оценка этого периода большинством населения республики и сегодня. Объективная же, то есть научная оценка, солидаризуясь с таким подходом, требует, на наш взгляд, более широкого толкования и более пространных оценок. Во-первых, национально-освободительная борьба дагестанских народов позволила им избежать судьбы черкесских народов, которые были частью уничтожены физически, а частью рассеяны по свету. Во-вторых, эта борьба, несмотря на поражение, позволила Дагестану претендовать на свое особое и достойное место в составе Российской державы, место, с которым всегда вынуждены были считаться и считаются сегодня правители России. В-третьих, дагестанские народы, бывшие на протяжении многих веков объектами истории, сами стали, как отмечал видный дагестанский историк Расул Магомедов, ее субъектами, ее творцами. В-четвертых, в Имамате Шамиля дагестанские народы приобрели бесценный опыт собственного единства, понимания своего исторического родства и этнического единства. В-пятых, важнейшее значение для последующей истории Дагестана имела просвещенческая и образовательная политика Имама Шамиля, в результате которой появился большой массив образованных людей, которые в последующем способствовали появлению блестящей плеяды деятелей дагестанской культуры, создавшей феномен, который академик Гаджи Гамзатов назвал Дагестанским Возрождением.

Почему не было и нет горечи поражения?
Таким образом, в 1859 году Дагестан окончательно вошел в состав Российского государства. Несмотря на поражение, дагестанцы в целом с радостью приняли окончание этой длительной войны. Русским войскам повсюду устраивались торжественные встречи. При этом радость людей была не надуманной, а искренней.
В истории часто бывает так, что такого рода войны остаются в сознании побежденных незаживающей раной. С дагестанцами такого не произошло.     Прежде всего, безупречно была исполнена сама процедура пленения Шамиля, оно было обставлено с максимальным тактом, уважением и почтением к нему и его семье, что, безусловно, в глазах дагестанцев способствовало формированию позитивного образа России. Дагестан и дагестанцы довольно быстро почувствовали выгоды жизни в большом и сильном государстве. Многих наблюдателей удивляло то, насколько быстро дагестанцы после длительной войны перешли к мирной жизни. Главное же заключается в том, что вхождение в состав великого государства имело для Дагестана и его народов огромное положительное значение. Во-первых, в составе России впервые в своей истории Дагестан приобрел собственное единство.  Во-вторых, в составе России дагестанские народы приобрели впервые в своей истории и внешнюю безопасность. В-третьих, как уже говорилось выше, народы Дагестана из объектов истории превратились в его субъекты, и в этом качестве в составе своей новой родины оказались участниками всемирно-исторического творчества великой державы. В-четвертых, в составе России в результате целенаправленной политики государства к дагестанским этносам пришло осознание собственной идентичности через развитие языков, письменности, самобытной культуры, которая под влиянием и непосредственным воздействием великой русской культуры создала образцы не местечкового, а общероссийского и мирового значения.

Дагестан в составе России
После пленения имама Шамиля прошло более 150 лет. За эти годы разительно изменился не только Дагестан, но и сами дагестанцы. Из разноплеменных и разобщенных дагестанских общин сформировался полиэтничный дагестанский народ, осознающий свое историческое родство и ценность собственного единства. К концу 80-х годов XX века русско-европейский образ жизни стал доминирующим, а двуязычие через превращение русского языка, по сути, во второй родной язык у всех дагестанских этносов способствовало не только их взаимной интеграции, но и ускорило процессы социальной и культурной интеграции дагестанцев в общероссийское пространство. Дагестан превратился в крупнейший транзитно-транспортный пункт юга России, его территория покрыта сегодня достаточно густой сетью автомобильного, железнодорожного и трубопроводного сообщения. Здесь была создана самая протяженная в России мелиоративная сеть. В Дагестане находится международный аэропорт и единственный незамерзающий порт России на Каспии. В советский период Дагестан превратился в развитый аграрно-промышленный регион страны с мощной современной промышленностью, энергетикой и развитым сельским хозяйством. По уровню образования населения и уровню квалификации специалистов Дагестан превратился в один из наиболее развитых регионов страны. Дагестанская литература, искусство, музыкальное творчество вызывали огромный интерес во всех уголках страны. Другими словами, Дагестан и дагестанцы за годы вхождения в состав России в полной мере ощутили на себе все те выгоды, которые связаны с вхождением в большое и сильное государство.
Реформы девяностых годов, усугубленные железнодорожной блокадой в связи с чеченскими событиями, очень больно ударили по Дагестану. Это была не просто стагнация, а стремительный спад, сопровождавшийся ликвидацией целых отраслей экономики, вывозом промышленных предприятий за пределы республики, разорением сельского хозяйства, опустыниванием горной зоны. Полностью умерли система мелиорации, приборостроительное производство, рыбная промышленность, лакокрасочное производство, остановилось большинство машиностроительных предприятий и т.д.
Следствием этих негативных процессов и является перманентный социально-политический кризис и политическая нестабильность в сегодняшнем Дагестане.  Сегодня Дагестан расколот в социальном, духовном и политическом отношении.
(Продолжение следует)

Статьи из «Общество»

Управление ГИБДД подвело черту

3
Дагестан занимает 6 строчку в списке субъектов Российской...

Видеофиксация ОСАГО

3
Как известно, Госдума уже поддержала закон, исключающий наличие полиса ОСАГО при регистрации автомобиля. Авторы документа уверены, что «автогражданка» никак не...

Все лучшее – гостю!

31
Возмущённо звучит в парке юношеский фальцет: «Так нечестно! Почему у вас этот узел так легко...

Никогда не боялась трудностей

4
Еще не было восьми часов утра. За окном холодный зимний ветер подхватывал пригоршни снега с...

Больше детей – больше счастья

6
Семья – это одна из самых значимых ценностей для любого человека, а для жителей Дагестана...

Разведчик: от Кирсанова до Кенигсберга

8
Ветеран Великой Отечественной войны Алисултан...

Автотюнинг по-дагестански

27
Особенности дагестанского автотюнинга известны далеко за пределами республики. Чем выше...

Тайны Махачкалы

24
Всё ли мы знаем о родном городе? Интересно, а какой была Махачкала раньше? Первые поселения,...

Интернет: зло или благо?

10
Большая часть нашей повседневной жизни так или иначе связана с интернетом: в нем мы работаем, учимся, общаемся с друзьями. Однако с ростом количества подключенных к...

Хранители неба

5
Войска противовоздушной обороны призваны, как ясно из их названия, защищать воздушное пространство страны. Важность этих войск для безопасности лишний раз...

Отложим гаджеты!

98
Коллега жалуется: на наших дорогах стало слишком много комплексов фото- и видеофиксации...