Дагестан и реформа образования


Необходимость решения стратегических задач перехода экономики России на инновационный путь развития и повышения ее конкурентоспособности настоятельно требуют радикального и качественного изменения российской системы подготовки кадров. Начало Болонского процесса как процесса создания единого образовательного пространства можно отнести к середине пятидесятых годов, ко времени подписания «Римского договора» о создании «общего рынка», положившего начало интеграционным процессам в Европе. До конца 80-х годов ХХ века задачи, связанные с развитием интеграционных процессов в Западной Европе, во многом являлись попыткой достичь такого положения, которое имело место в образовательной системе СССР: это равные возможности и права студентов и преподавателей в рамках страны, взаимное признание дипломов и прочее. Однако со времен развала СССР положение в образовании резко изменилось. Достигнутое в СССР было разрушено. России и странам СНГ теперь нужны долгие годы, чтобы сравняться со странами Европейского Союза в характеристике образовательного пространства.
Вхождение России в Болонский процесс — это вхождение в единое образовательное пространство Европы. Болонский процесс вызван к жизни переходом общества к новому этапу развития, на котором образование и знания становятся решающими факторами прогресса. Ныне, по мнению специалистов, характер общества на две трети зависит от уровня развития образования и науки и только на треть — от других факторов. Система мер, к которой обычно сводится Болонский процесс, включает в себя 4 года бакалавриата; 2 года магистратуры; создание системы зачетных единиц; общепризнанную систему качества.
Но главной задачей, с которой и начинаются основные документы Болонского процесса, является отношение к образованию как к общественному благу и общественной ответственности. Заявленный участниками Болонского процесса подход к образованию как к общественному благу означает также отказ от подхода к образовательным услугам как к товару, признание того, что рынок не может справиться со всеми проблемами образования. В докладе Международной компании по образованию, представленном для ЮНЕСКО, отмечено: «Образование — сокрытое сокровище», представляющее собой благо коллективного характера, которое не может являться предметом простого регулирования с помощью рынка. Чисто рыночное отношение к образованию не принесет образованию пользы и сделает его предметом купли-продажи, а не общественным благом».
К сожалению, главная задача, которую ставит перед собой Российское государство на данном этапе в сфере высшего образования, — это превращение его из социально значимой услуги в коммерческую. В стране предложены и приняты важнейшие документы, обеспечивающие плавное вхождение России в Болонский процесс. К приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования отнесены формирование системы непрерывного профессионального образования; обеспечение доступности качественного общего образования; повышение инвестиционной привлекательности сферы образования. Однако в этих документах мы не найдем признания высшего образования как общественного блага, т.е. доступного, бесплатного и равного для всех граждан, и конкретных обязательств государства по обеспечению приоритетности образования. Тем не менее с сентября 2009 года вступает в силу закон о двухуровневой системе высшего образования, по которому все вузы начнут принимать абитуриентов на программы бакалавриата и магистратуры. Диплом с высшим образованием будут выдавать уже через 4 года. Это первый шаг России на пути вступления в Болонский процесс, который не всеми воспринят с энтузиазмом. Закон принят, но чтобы он заработал, необходимы два рычага: новые образовательные стандарты и новый перечень направлений специальностей. В противном случае получится бессмыслица, потому что действующий перечень не сочетается с двухуровневой системой. Хотя до сих пор нет новых образовательных стандартов, мы готовимся к переходу на двухуровневую систему подготовки специалистов.
В современной рыночной экономике важна роль специалистов финансово-экономического профиля, и развитие инновационных компонентов в данной сфере подготовки кадров приобретает особую значимость. Инновационно ориентированная модель финансово-экономического образования предполагает развитие у студентов системного инновационного мышления, способности осуществления научных исследований, аналитических компетенций, необходимых для инновационной деятельности в финансово-экономической сфере и экономике России в целом. Ведущими вузами финансово-экономического профиля в настоящее время реализуются или разрабатываются инновационные образовательные программы. На финансово-экономическом факультете Даггосуниверситета сформирован учебный план по подготовке бакалавров и параллельно осуществляется пересчет трудоемкости в «кредиты». Трудоемкость учебной работы в учебных планах устанавливается в зачетных единицах. 1 зачетная единица равна 36 академическим часам. Базовый учебный план по направлению «бакалавр экономики» сформирован учебно-методической комиссией факультета, согласован с УМУ университета и утвержден ректором. Со следующего учебного года намечается прием 50 студентов по этому направлению. Основная образовательная программа подготовки бакалавра предусматривает изучение следующих циклов: Б.1. Гуманитарный, социальный и экономический; Б.2. Математический и естественно научный;
Б.3. Профессиональный; Б.4. Практика и научно-исследовательская работа;
Б.6. Итоговая государственная аттестация. Кроме того, уже нами подготовлен примерный учебный план по направлению «Бакалавр прикладной экономики» и предложен УМО по учету финансам и мировой экономике Финансовой академии при Правительстве РФ.
Два слова о магистерских программах. По нашему глубокому убеждению, их надо готовить с учетом имеющейся нормативной документации, а не с потолка, как было до сих пор. Более того, каждая вузовская кафедра должна освоить 1-2 программы. Проблема активного вхождения российского высшего образования в Болонский процесс вызвала неоднозначную реакцию в преподавательском и научном сообществе. Распространена точка зрения, согласно которой внедрение предусмотренных Болонской декларацией новшеств может повлечь потерю лучших достижений советской и российской высшей школы и науки, утрату фундаментальности образования, снижения качества подготовки выпускников, усиление и закрепление «элитарности» отдельных вузов, а также снижение доступности для основной массы студентов второй ступени образования — магистерской степени. Наибольшее опасение также вызывают проблемы перехода к 2-х уровневой системе подготовки «бакалавр-магистр», введение модульного подхода к формированию курсов учебных дисциплин, внедрение системы зачетных единиц, широкое распространение дистанционных форм обучения и сложность обеспечения мобильности студентов в условиях низкого уровня доходов населения России. Во многом неприятие происходящих процессов объясняется их новизной, недостаточной осведомленностью широких слоев общественности об их сущности, нежеланием ломать устоявшуюся систему профессионального образования. Глобальные изменения в системе высшего образования РФ происходят на более широком фоне глобальных изменений экономики отдельных регионов, стран и мира в целом. Вхождение в общеевропейское образовательное пространство и на этой базе в мировое академическое сообщество — один из важнейших приоритетов государственной политики в сфере образования. При этом важно сохранить и развить достижения и традиции отечественной высшей школы. Таким образом, вхождение России в Болонский процесс — не понижение, а закономерное повышение уровня профессионального образования в стране.
Однако не надо считать этот процесс простым и механическим копированием западных моделей высшего образования. При этом мы должны стремиться не просто соответствовать европейским образовательным принципам, а стараться адаптировать Болонский процесс к национальным особенностям российской высшей школы.
Статьи из «Общество»
Дагестанцы и Антарктида

Хватательная хиромантия

Мир без прикрас

Оружие Победы

Крестьянин и ханская дочь

Автоновости

Если выпить литр…

Бестселлер из России

Комсомольская закалка

Мгновенный отклик
