X
21:00 24.03.2008

Дагестан и реформа образования

Необходимость решения стратегических задач перехода экономики России на инновационный путь развития и повышения ее конкурентоспособности настоятельно требуют радикального и качественного изменения российской системы подготовки кадров. Начало Болонского процесса как процесса создания единого образовательного пространства можно отнести к середине пятидесятых годов, ко времени подписания «Римского договора» о создании «общего рынка», положившего начало интеграционным процессам в Европе. До конца 80-х годов ХХ века задачи, связанные с развитием интеграционных процессов в Западной Европе, во многом являлись попыткой достичь такого положения, которое имело место в образовательной системе СССР: это равные возможности и права студентов и преподавателей в рамках страны, взаимное признание дипломов и прочее. Однако со времен развала СССР положение в образовании резко изменилось. Достигнутое в СССР было разрушено. России и странам СНГ теперь нужны долгие годы, чтобы сравняться со странами Европейского Союза в характеристике образовательного пространства.

Вхождение России в Болонский процесс — это вхождение в единое образовательное пространство Европы. Болонский процесс вызван к жизни переходом общества к новому этапу развития, на котором образование и знания становятся решающими факторами прогресса. Ныне, по мнению специалистов, характер общества на две трети зависит от уровня развития образования и науки и только на треть — от других факторов. Система мер, к которой обычно сводится Болонский процесс, включает в себя 4 года бакалавриата; 2 года магистратуры; создание системы зачетных единиц; общепризнанную систему качества.
Но главной задачей, с которой и начинаются основные документы Болонского процесса, является отношение к образованию как к общественному благу и общественной ответственности. Заявленный участниками Болонского процесса подход к образованию как к общественному благу означает также отказ от подхода к образовательным услугам как к товару, признание того, что рынок не может справиться со всеми проблемами образования. В докладе Международной компании по образованию, представленном для ЮНЕСКО, отмечено: «Образование — сокрытое сокровище», представляющее собой благо коллективного характера, которое не может являться предметом простого регулирования с помощью рынка. Чисто рыночное отношение к образованию не принесет  образованию пользы и сделает его предметом купли-продажи, а не общественным благом».
К сожалению, главная задача, которую ставит перед собой Российское государство на данном этапе в сфере высшего образования, — это превращение его из социально значимой услуги в коммерческую. В стране предложены и приняты важнейшие документы, обеспечивающие плавное вхождение России в Болонский процесс. К приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования отнесены формирование системы непрерывного профессионального образования; обеспечение доступности качественного общего образования; повышение инвестиционной привлекательности сферы образования. Однако в этих документах мы не найдем признания высшего образования как общественного блага, т.е. доступного, бесплатного и равного для всех граждан, и конкретных обязательств государства по обеспечению приоритетности образования. Тем не менее с сентября 2009 года вступает в силу закон о двухуровневой системе высшего образования, по которому все вузы начнут принимать абитуриентов на программы бакалавриата и магистратуры. Диплом с высшим образованием будут выдавать уже через 4 года. Это первый шаг России на пути вступления в Болонский процесс, который не всеми  воспринят с энтузиазмом.   Закон принят, но чтобы он заработал, необходимы два рычага: новые образовательные стандарты и новый перечень  направлений специальностей. В противном случае получится бессмыслица, потому что  действующий перечень не сочетается с двухуровневой системой. Хотя до сих пор нет новых образовательных стандартов, мы готовимся к переходу на двухуровневую систему подготовки специалистов.
В современной рыночной экономике важна роль специалистов финансово-экономического профиля, и развитие инновационных компонентов в данной сфере подготовки кадров приобретает особую значимость. Инновационно ориентированная модель финансово-экономического образования предполагает развитие у студентов системного инновационного мышления, способности осуществления научных исследований, аналитических компетенций, необходимых для инновационной деятельности в финансово-экономической сфере и экономике России в целом. Ведущими вузами финансово-экономического профиля в настоящее время реализуются или разрабатываются инновационные образовательные программы. На финансово-экономическом факультете Даггосуниверситета сформирован учебный план по подготовке бакалавров и параллельно осуществляется пересчет трудоемкости в «кредиты». Трудоемкость учебной работы в учебных планах устанавливается в зачетных единицах. 1 зачетная единица равна 36 академическим часам. Базовый учебный план по направлению «бакалавр экономики» сформирован учебно-методической комиссией факультета, согласован с УМУ университета и утвержден ректором. Со следующего учебного года намечается прием 50 студентов по этому направлению.      Основная образовательная программа подготовки бакалавра предусматривает изучение следующих циклов: Б.1.  Гуманитарный, социальный и экономический; Б.2. Математический и естественно научный;
Б.3. Профессиональный; Б.4. Практика и научно-исследовательская работа;
Б.6. Итоговая государственная аттестация. Кроме того, уже нами подготовлен  примерный учебный план по направлению «Бакалавр прикладной экономики» и предложен УМО по учету финансам и мировой экономике Финансовой академии при Правительстве РФ.
Два слова о магистерских программах. По нашему глубокому убеждению, их надо готовить с учетом имеющейся нормативной документации, а не с потолка, как было до сих пор. Более того, каждая вузовская кафедра должна освоить 1-2 программы. Проблема активного вхождения российского высшего образования в Болонский процесс вызвала неоднозначную реакцию в преподавательском и научном сообществе. Распространена точка зрения, согласно которой  внедрение предусмотренных  Болонской декларацией новшеств может повлечь потерю лучших достижений советской и российской высшей школы и науки, утрату фундаментальности образования, снижения качества подготовки выпускников, усиление и закрепление «элитарности» отдельных вузов, а также снижение доступности для основной массы студентов второй ступени образования  — магистерской степени. Наибольшее опасение  также  вызывают проблемы перехода к 2-х уровневой  системе  подготовки «бакалавр-магистр», введение модульного подхода к формированию курсов учебных дисциплин, внедрение системы зачетных единиц, широкое распространение дистанционных форм обучения и сложность обеспечения мобильности студентов в условиях низкого уровня доходов населения России.    Во многом неприятие происходящих процессов объясняется их новизной, недостаточной осведомленностью широких слоев общественности об их сущности, нежеланием ломать  устоявшуюся систему  профессионального образования. Глобальные  изменения  в системе высшего образования РФ происходят на более широком фоне глобальных изменений экономики отдельных регионов, стран и мира в целом. Вхождение в общеевропейское образовательное пространство и на этой базе   в мировое  академическое сообщество — один из важнейших приоритетов государственной политики в сфере образования. При этом важно сохранить и  развить достижения и традиции отечественной высшей школы. Таким образом, вхождение России в Болонский процесс — не понижение, а закономерное повышение уровня профессионального образования в стране.
Однако не надо считать этот процесс простым и механическим копированием западных моделей высшего образования. При этом мы должны стремиться не просто соответствовать европейским образовательным принципам, а стараться адаптировать Болонский процесс к национальным особенностям российской высшей школы.
 

Статьи из «Общество»

Чтобы возить фураж, нужна фуражка

2
Головные уборы становятся символами событий и эпох, а...

Дагестанцы и Антарктида

5
Несколько лет назад мне в руки попала книга «Жизнь на льдине» – дневник дважды Героя...

Хватательная хиромантия

5
Вот в Дагестане прокладываются современные автотрассы, возводятся мосты, объекты соцкультбыта и образования. Я, человек советского образа мышления, даже как-то с...

Мир без прикрас

5
Кажется, весь мир охвачен угрозой террора. Он беззащитен, он не защищен от смертоносных ударов, которые могут нанести даже рукопожатные союзники. Так кто правит...

Оружие Победы

11
В 1889 году генерал-майор, конструктор Сергей Иванович Мосин предложил для испытания...

Крестьянин и ханская дочь

19
У одного хана была необыкновенно ленивая дочь. Целыми днями она валялась на диване, не хотела...

Если выпить литр…

10
Всем известно, что управлять автомобилем после употребления алкоголя запрещено. Конечно, данное явление не очень актуально в Дагестане, и езда в нетрезвом...

Бестселлер из России

32
На российский рынок вышли седаны и лифтбеки в пересмотренной комплектации #Club, а также...

Комсомольская закалка

14
Советское время выдвинуло на общественную арену немало выдающихся людей. Они...

Мгновенный отклик

17
Едва из радиоприёмников разнеслась страшная весть о вероломном нападении фашистской...