Сетевое издание «Дагестанская правда»

06:55 | 30 ноября, Ср

Махачкала

Weather Icon

Долгая дорога к истине

A- A+

В статье «Уликала – уникальная гора», опубликованной в «Дагправде» от 6 июля 2011 года, было написано: «На Уликале в свое время проживали гергебильцы: село Гергебиль было сожжено царской армией дотла. Бессмысленно оспаривать факт принадлежности Уликалы гергебильцам в период царской России. Это исторический факт». Этот исторический факт не имел юридических последствий. Все имеющиеся правовые документы подтверждают, что Уликала сегодня законно входит в состав Кикунинского сельсовета, об этом тоже было сказано в статье. Тем не менее кикунинцы не согласны с тем, что Уликала когда-либо в истории принадлежала гергебильцам.

УВЕРЕННОСТЬ И ОСВЕДОМЛЕННОСТЬ

Возникает интересный вопрос: если люди были столь уверены в своей правоте, почему до сих пор нельзя было доказать это другой стороне? Вот здесь мы имеем дело с удивительным случаем, о котором мне хочется рассказать. Это станет уроком того, как уверенность без осведомленности может привести к бесплодному противостоянию.

Этот спор между двумя соседними селами идет не одно десятилетие. К этому спору в разные периоды подключались самые разные люди с обеих сторон. Спор, на мой взгляд, идет с 1926 года, когда впервые в истории была установлена официальная административная граница между селами Гергебиль и Кикуни. Это произошло при отделении Кикунинского сельсовета от Гергебильского сельсовета (образован в 1921 году). До этого Гергебиль и Кикуни находились в пределах единого административно-территориального образования: Койсубулинского вольного общества, Куядинского наибства Гунибского округа, Гергебильского сельсовета Гунибского района (Гергебильский район образован в 1944 году).

Почему же участники спора вот уже 85 лет не могут поставить точку в этом споре? Сегодня гора Уликала законно принадлежит кикунинцам. С правовой точки зрения, нет никакой разницы в том, кому гора принадлежала в царский период. Тем не менее кто-то неосмотрительно «вбросил» этот вопрос в гущу людей. Дальше он стал вопросом исторической важности и приобрел политическую окраску.

Я написал свою статью с осознанием исторического факта проживания гергебильцев на горе Уликала и с учетом того факта, что гора сегодня законно входит в состав Кикунинского сельсовета. Я не стал копаться в истории Уликала в царский период, ибо меня интересовала в первую очередь правовая сторона вопроса, а не историческая. Раз столько людей так долго не смогли поставить точку в этом вопросе, я посчитал, что это, по всей видимости, невозможно. Я решил, что мне не стоит лезть в эти исторические лабиринты. Сомнения в споре нельзя толковать в пользу стороны, которая занимает выигрышные позиции. Я так и поступил, допустив «принадлежность» горы гергебильцам в период царской России.

Следует признаться, что слово «принадлежность» не подразумевало юридического смысла. Именно во избежание такого толкования я дальше написал: «Это исторический факт», более того, впереди уже имелось слово «проживали». Тем не менее кикунинцы настаивают на том, что эти земли никогда в истории не принадлежали гергебильцам. Удивительная уверенность. Почему же не доказывают это гергебильцам? Не получается. Не хватает осведомленности. Уникальный случай.

ПРЕЗИДЕНТ И МУДРОСТЬ

Президент Дагестана Магомедсалам Магомедов предложил вариант решения конфликта, который устроил обе стороны: придать горе Уликала статус особо охраняемой территории республиканского значения. Мудрое решение Президента Дагестана позволило снять напряжение в этом вопросе. Но историческая сторона вопроса «где-то в глубине души» все же оставалась. Мне бы не стоило копаться в истории, но уже ничего не оставалось, как доказать кикунинцам исторический факт «принадлежности» горы Уликала гергебильцам. Что скрывать, я и сам склонялся к этой версии.

Я был вынужден детально изучить этот вопрос, начиная с истории вольных обществ Дагестана. Перелопатил огромный объем литературы, архивных материалов. В итоге весь материал потихоньку начинает складываться в пользу кикунинцев. Собирая материал в защиту гергебильцев, у меня шаг за шагом накапливается материал в пользу кикунинцев. Гергебильцы проживали на этой горе, но гора никогда им не принадлежала. Почему же нельзя убедить в этом гергебильцев? Не получается. В чем же причина?

Понятно, что гора сегодня принадлежит кикунинцам, понятно, что на этой горе когда-то жили гергебильцы (правда, совместно с представителями других сел), но доказать, что гора принадлежала в царский период гергебильцам, не получается. Не получается также доказать, что гора не принадлежала гергебильцам в этот период. Какой-то заколдованный круг. Хотя по закону нет никакой разницы, кому гора принадлежала в царский период, но спор зашел уже в шариатское русло (халал-харам), приобрел принципиальный и непредсказуемый характер.

МЕТОД ОТСЕЧЕНИЯ

Я собрал весь имеющийся материал и начал «отсекать» все лишнее. В конечном итоге оставил только то, что касается «принадлежности» горы Уликала. Все понимают, что у меня не могло накопиться фактов, о которых не знали бы гергебильцы и кикунинцы (они этот вопрос изучают давно и очень упорно). В результате получился какой-то «пустой труд». Какая польза оттого, что я столько времени потратил на изучение истории Кавказской войны и административно-территориального устройства Дагестанской области, если в итоге знаю только то, что знают все? Доказать этим «багажом» ничего невозможно. Многие до меня уже пытались это сделать.

После долгого сокращения собранного материала у меня в конечном итоге остались две страницы текста. Долго я думал над тем, как выстроить свое доказательство, теперь уже в пользу кикунинцев. Ты понимаешь это, но не можешь доказать. Глядя в этот текст, я вдруг осознаю, что все это где-то уже читал. Вдруг вспомнил, что это материал из сайта села Гергебиль! Только там это разбросано среди большого объема информации.

Доказательство того, что гора Уликала не принадлежала гергебильцам в царский период, находится на сайте села Гергебиль (до этого — в трудах исследователей об истории Гергебиля), поэтому никому в голову не приходило использовать материал села Гергебиль в пользу села Кикуни. Я бы тоже не догадался, если бы предварительно не выполнил такой колоссальный объем работы.

Все, что касается горы Уликала, вы найдете у гергебильцев. Это их история. Это их боль. Но гора никогда не принадлежала им. Это можно было доказать только с помощью материала, собранного гергебильцами. То, что гергебильцы так бережно собирали за все это время, служит убедительным доказательством того, что Уликала им никогда не принадлежала. Удивительно то, что именно этот материал до сих пор служил «доказательством» того, что Уликала принадлежала гергебильцам.

Я распечатал материал из сайта. Получилось 19 страниц мелким, 12 шрифтом в 1 интервал. Кто же разберется в этом тексте, если объем нужного материала не превышает две страницы? Как найти нужные «изюминки» среди множества страниц? Для этого нужна была большая предварительная работа, которую я к этому времени уже проделал. Я выделил жирным шрифтом то, что относится к рассматриваемому вопросу. И картина стала ясной.

МЕЖДУ ГЕРГЕБИЛЕМ И КИКУНИ

В этом материале из сайта Гергебиля говорится о том, какие тухумы исторически объединились в село Гергебиль, в каких местностях они проживали. Там нет Ули. В этом материале говорится о том, на каких местностях «раскинулись обширные пахотные участки, сады, сенокосы и пастбища гергебильцев». Там нет Ули.

В этом материале говорится о том, что земли гергебильцев и кикунинцев в свое время принадлежали шамхалу Тарковскому, а «во времена имамата Шамиля земли Гергебиля и соседнего Кикуни, а также их окрестности относились к батумаллу (казне)». Другими словами (на современном языке), гора Уликала относилась к государственной собственности, а не к собственности соседних сел.

Чтобы было понятно читателю, обратимся к современному опыту земель отгонного животноводства. На землях отгонного животноводства, которые принадлежат Республике Дагестан, расположены населенные пункты, у которых нет своей земли. Отгонные земли принадлежат государству. Никто не знает, где проходит граница между двумя соседними населенными пунктами, расположенными на землях отгонного животноводства, ибо нет административной границы между ними. Примерно такой статус имели земли между Гергебилем и Кикуни в период царской России.
В этом материале из сайта Гергебиля говорится о том, что, «предвидя, скорый карательный удар по Гергебилю, имам Шамиль поручил своему наибу Хаджи-Мураду заняться подготовкой отражения всеми ожидаемого нападения, также он приказал выбрать позицию между Гергебилем и Кикуни и укрепить её. Такой позицией была выбрана высота Ули напротив аула Гергебиль. Был поставлен редут с крепостным орудием, а вокруг него 30 укрепленных саклей, в которые были заселены жители селения Кикуни» (везде материал в кавычках дается в редакции сайта).

Здесь мы имеем однозначный ответ на вопрос о собственности построек. Да, гергебильцы в свое время жили на Уликала, но крепость и 30 укрепленных саклей на Ули построил Хаджи-Мурад по приказу имама Шамиля (руководителя государства) и заселил туда кикунинцев, ибо Хаджи-Мурад со своими мюридами расположился в то время в Кикуни.

Из материала гергебильцев читаем эпизод войны 1847 года, когда еще был жив молодой наиб Идрис, который в это время командовал обороной Гергебиля: «Утром 3 июня отряд наиба Хаджи-Мурада показался на гребне, идущем от селения Кикуни к левому берегу Кара-Койсу. Около 500 мюридов, переправившись через реку, заняли высоты на левой стороне Казикумухского Койсу напротив лагеря Самурского отряда». Из истории мы знаем, что в это время еще на Ули не было крепости. Крепость построили после падения Салты, когда Шамиль понял, что князь Воронцов вернется обратно в Гергебиль, что и произошло в 1848 году, уже после трагической гибели наиба Идриса.

Прочитанное ясно говорит о том, что гора Уликала не принадлежала Гергебилю в царское время. Доказать это можно было только словами самих гергебильцев. Никакими ссылками на книги и авторитеты ученых вы это не смогли бы доказать. Никто не думал (в том числе гергебильцы), что этот сложный запутанный узел можно развязать так просто. Моей заслуги здесь также нет. Я просто посмотрел на проблему со стороны только с целью выяснения объективной истины и восстановления справедливости. Проблема, на мой взгляд, заключалась в психологической установке о том, что перед вами находится материал в пользу Гергебиля. Мозг уже не воспринимал этот материал в пользу Кикуни.

ОСОБЫЙ СТАТУС

Точки над «i» в споре вокруг Уликалы поставлены Президентом Дагестана, за что ему благодарны не только представители обоих сел, но и население всего Гергебильского района.

Могилы предков иногда находятся на чужой земле. Наиб Идрис похоронен в сел. Салта, но земля салтинская принадлежит салтинцам. Гергебильцы в свое время проживали на Уликала, но Уликала гергебильцам не принадлежала. Память об исторических событиях, которые происходили на Уликала, не должна зависеть от линии административной границы. Уликала не может «принадлежать» только Гергебилю, Уликала не может «принадлежать» только Кикуни, ибо Уликала – это национальное достояние дагестанского народа, это историческая память дагестанского народа, не так важно, на территории какого муниципального образования она сегодня находится. Для дагестанского народа она находится, как и во времена имама Шамиля, «между Гергебилем и Кикуни». С учетом этого Президентом Дагестана предложено придать этой горе статус особо охраняемой территории республиканского значения. Пусть гора Уликала станет связующим мостом дружбы не только между гергебильцами и кикунинцами, но и между всеми братскими народами Дагестана, которые всегда объединялись вместе в тревожные для Дагестана дни.

ОБЩАЯ КОПИЛКА

Спасибо тем, кто принимал участие в составлении материала, изложенного на сайте Гергебиля. Понимаю, что это труд не одного человека. В материале дается ссылка на 21 источник научного и публицистического характера. Знаю, какого труда стоило выйти на эти источники, ибо сам прошелся по этой дороге. Вы своим объективным подходом к изучению истории внесли неоценимый вклад в разрешение столь затянувшегося конфликта между соседями.

Если у читателя возникает вопрос, как удалось изучить такой сложный вопрос за столь короткое время, то мне придется немного похвастаться. Я в свое время был самым молодым кандидатом наук Дагестана, навыки остались. Поверьте мне на слово, я знаю, как нужно работать с научным материалом, как нужно строить доказательства. К тому же у меня в этом вопросе не было личных интересов и предвзятого отношения, чем могли грешить участники конфликта.

В рассматриваемом нами земельном конфликте фигурировались справки-свидетельства жителей селения Кудутль 1929, 1931, 1935 годов. Думаю, что эти жители селения Кудутль были честными, порядочными и глубоко верующими людьми, которые, как и многие другие, считали, что исторический факт проживания гергебильцев на горе Уликала является достаточным основанием, чтобы отнести эту гору к гергебильцам. Мы не вправе сомневаться в честности этих людей и в подлинности этих справок. Ошибочным могло быть только их толкование современниками. Как мы видим, об «камень Уликалы» споткнулись многие умы.

НЕ НАВРЕДИ!

Эта история служит показателем того, насколько осторожно и трепетно нужно относиться к разрешению конфликтов между джамаатами. Одно неосторожное слово может загубить все дело. Мы видим, к чему может привести даже маленький нюанс в понимании одного — единственного слова, если даже это слово не имеет никакого значения для исхода дела. Земельные споры сродни нейрохирургической операции по удалению злокачественной опухоли. Одно неверное движение может нанести непоправимый вред всему организму. Без вмешательства Президента Дагестана, без его непосредственного участия этот конфликт длился бы еще очень и очень долго.

Я никогда в жизни ни одной строчки не писал под чей-то заказ. Всегда пишу то, что думаю, пишу тогда, когда считаю нужным. Если бы я написал статью про Уликалу, либо под заказ кикунинцев, либо под заказ гергебильцев, мне бы век не отмыться от этой «грязи». Мы не знаем, какие ловушки нам судьба готовит, поэтому всегда нужно быть честным с самим собой. Никогда не позволяйте втягивать себя в чужие интриги, это всегда заканчивается плачевно.

В Коране сказано (смысл): «Не говорите одно, когда вы думаете другое». Я верю, что за свои слова и поступки нужно будет отвечать не только перед людьми. Спасательным кругом при рассмотрении конфликтов между людьми могут служить только твоя искренность и честность, объективность и беспристрастность. Я не был на чьей-либо стороне в этом споре, я был на стороне горы Уликала. В конце своей статьи я писал: «Мне все равно, на чьей территории находится Уликала, я не хочу, чтобы кто-либо нанес ущерб этой горе». Я вновь повторяю эти слова.

Сказанное должно служить уроком для современных «специалистов» по отгонным землям, которые предлагают «наполеоновские» рецепты решения этой проблемы. Здесь нужна продуманная, пошаговая процедура с четко просчитанными последствиями, а не кавалерийская атака. Не сможете вы, ребята, без конфликтов провести на этой территории административные границы (не хозяйственные, а административные). Отгонные земли – это не только экономика и сельское хозяйство, отгонные земли – это межнациональные отношения и политическая история Дагестана. Не спешите. Одно неверное движение, никто не знает, что там начнется. Это на бумаге там «земельные квадратики», на деле – сплошной «гордиев узел». Коммунистам легче было бы развязать этот узел, ибо была общенародная собственность на землю, нам будет сложнее, ибо у нас скрытая форма частной собственности на землю. Всему свое время. Прошу внимательно вникнуть в суть рассматриваемого здесь конфликта.

ДЕНЬ ЕДИНСТВА

По инициативе Президента Дагестана Магомедсалама Магомедалиевича 15 сентября объявлен Днем единства народов Дагестана. Это не простой праздник. Мы его будем отмечать впервые. Будем отмечать не только в столице Дагестана, мероприятия должны пройти по всей республике. Мы должны показать себе и другим, что «ЕДИНСТВО ДАГЕСТАНА» — это не просто красивые слова, это реальность, которую люди могут увидеть своими глазами, почувствовать сердцами. Мне бы очень хотелось, чтобы к этим событиям гергебильцы и кикунинцы подключились вместе, таким образом, чтобы гора Уликала стала мостом дружбы между джамаатами двух соседних сел.

Кикунинцы в период Кавказской войны не отделяли себя от гергебильцев. Примечательно то, что в дни особой опасности гергебильцы своих стариков, детей, ценную утварь и т.д. отправляли не в соседнее Кикуни, а в Кудутль и Аракани, ибо какая разница, где будут старики и дети — в Гергебиле или в Кикуни, и там и тут одинаково опасно, и там и тут идет война, и там и тут не до детей. У Гергебиля и Кикуни общая земля и общая история, общие поражения и общие победы, и никакие административные границы (которые нужны лишь для удобства государственного и муниципального управления) не должны привести к разобщению людских сердец.

Хочу привести еще один эпизод из гергебильского материала (с некоторыми сокращениями): «После пленения имама Шамиля сопротивление горцев не прекращалось. Самым крупным, «заключительным аккордом героической борьбы за волю гор Кавказа» стало восстание 1877 г. Началом всеобщего восстания в Дагестане считается 29 августа 1877 г. В этот день вооруженные жители селений Гергебиль, Хвартикуни и Кикуни во главе с Мухаммадом-Хаджи Кикунинским (из с. Кикуни), являвшегося духовным преемником идеолога этого восстания Абдурахмана Согратлинского, напали на военный пост у Георгиевского моста…

Среди высланных и погибших во время этого восстания были и гергебильцы. Что касается шейха Мухаммада-Хаджи Кикунинского (1835-36 – 1913-14 гг.), вставшего тогда во главе отряда гергебильцев, то он после поражения восстания некоторое время скрывался в горах. Однако 29 сентября 1889 г. был схвачен царскими властями и препровождён в крепость Гуниб. 11 октября 1889 г. его отправили в пожизненную ссылку в город Иркутск. В ссылке Мухаммад-Хаджи Кикунинский женился на Хаве — уроженке селения Гергебиль.

После возвращения из ссылки Мухаммад-Хаджи некоторое время остаётся жить в соседнем с. Гергебиль. Там он некоторое время прожил в родительском доме своей жены.

Сохранились воспоминания старожилов о том, каким уважением пользовался шейх Мухаммад-Хаджи среди гергебильцев (вплоть до того, что каждое утро подметалась дорога, по которой он ходил в джума-мечеть и т.д.). Существует также множество преданий о его караматах (чудесах, сверхъестественных способностях), свидетелями которых становились люди, окружавшие шейха.

Вскоре накшбандийский шейх Мухаммад-Хаджи со своими родственниками и мюридами нелегально переправился в Турцию. Среди эмигрировавших вслед за кикунинскими шейхами были, несомненно, и гергебильцы, в том числе жена и дочь самого шейха Мухаммада-Хаджи».
Какая трогательная история, какая замечательная судьба! Имейте в виду, что после падения Уликалы прошло более тридцати-сорока лет, какие уважительные отношения были в то время между гергебильцами и кикунинцами. Поэтому, мне кажется, что «проблемы выяснения отношений» начались с установления административной границы 1926 года, но не настаиваю на своей версии.

История шейха Мухаммада-Хаджи Кикунинского позволяет сказать следующее: — Не столь важно, где ты родился, не столь важно, где ты жил, не столь важно, где тебя похоронят, более важно, кто ты есть, чем ты в жизни занимаешься. Шейх из Кикуни своей жизнью показал, что не место красит человека, а человек красит место. Такого подхода к жизни нам сегодня очень не хватает.

Уважаемые гергебильцы и кикунинцы! Я без вашего разрешения «залез» в ваш конфликт, потому что по роду своей службы занимался рассмотрением вашего земельного спора, не смог с безразличием наблюдать, как вы «дубасите друг друга». Натянутые отношения между вами – это головная боль всего района. Никакой земельный участок не стоит не только крови человеческой, но даже детской слезинки. Мы не владеем землей, придет время, и земля всех нас проглотит, без исключения. Если мои слова или поступки, мой язык или дела нанесли вред вашим отношениям, я искренне прошу у всех вас прощения. Другой цели, кроме как найти точки соприкосновения и добиться мира между вами, у меня не было.

Это же я сказал на встрече с активом района и представителями обоих сел, которая состоялась в администрации Гергебильского района 10 августа 2011 года. После нашего общего обсуждения я понял, что у нас не осталось невыясненных вопросов в этом деле. Было радостно видеть, как представители обоих сел с улыбкой пожимали друг другу руки. Думаю, что у главы района (М.Ю.Магомедов) теперь появится больше времени и возможности заняться решением насущных проблем жителей района.

ИМАМ ШАМИЛЬ И ПРЕЗИДЕНТ

Символично, что гора Уликала, на которой в свое время построил крепость один руководитель Дагестана (имам Шамиль), сегодня нашел своего покровителя и спасителя (в прямом смысле этого слова) в лице нынешнего руководителя Дагестана Магомедсалама Магомедова. В этом сила и ценность исторической памяти. В этом глубинный философский смысл понятия «ЕДИНСТВО НАРОДА», ибо какие бы времена ни наступали, какие бы лидеры нами ни руководили, все мы остаемся детьми общей Родины, все мы остаемся детьми Дагестана. Очень важно беречь то ценное, что досталось нам от предков. Не менее важно самим сделать что-то полезное, чтобы потомки ценили нас. Удачи всем всегда и везде!

Следите за нашими новостями в Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Общество»