Президент Владимир Путин в честь Дня железнодорожника России в одном из своих поздравлений отметил: «В отечественном железнодорожном комплексе всегда работали специалисты высочайшей квалификации – настоящие профессионалы, хорошо знающие и любящие свое дело. Вы по праву можете гордиться славными страницами истории отрасли, её достижениями и успехами».
День железнодорожника был установлен в 1896 году приказом министра путей сообщения Российской империи князя Михаила Хилкова – строителя Китайско-Восточной железной дороги и Транссибирской магистрали. Этот старейший профессиональный праздник совпадает с днем рождения императора Николая I, который считается основателем железнодорожного дела в России.
Согласно данным сайта ОАО «РЖД», сегодня общая длина железных дорог в России составляет около 90 тысяч километров, а по общей протяженности железнодорожных путей Россия занимает 3-е место, уступая только США и Китаю. Самой длинной в мире является Транссибирская магистраль. Ее протяженность от Москвы до Находки на Дальнем востоке составляет 9438 километров. Поезда нашей страны ежегодно в среднем перевозят 1,3 млрд пассажиров и сотни тысяч тонн грузов. На Российскую железнодорожную сеть приходится более 20 % грузового и 10 % пассажирского оборота всех железных дорог мира. В этой сфере трудятся около 700 тысяч работников. От Российских железных дорог напрямую зависит состояние экономики.
В Дагестане появление железной дороги было обусловлено необходимостью строительства морского порта в городе Порт-Петровске (ныне Махачкала). В 1861 году для возведения морского порта необходимо было транспортировать из карьера Петровской горки к морю огромные каменные глыбы до 15 тонн весом. Делать это было возможно только по железным рельсовым путям. Путь на Дербент и Баку первоначально намечалось проложить у самого подножия Тарки-Тау, однако было решено это делать вдоль берега моря. Депо и мастерские были построены здесь же неподалеку. В 1896 году на станции Порт-Петровск открылось каменное здание железнодорожного вокзала, прослужившее до начала 1970-х годов. Недаром железнодорожный комплекс столицы Дагестана и морской порт, два стратегических объекта, находятся в непосредственной близости друг к другу.
Со строительством железной дороги сильно возросло и значение Петровска как транспортного узла. К 1903 году его полный грузооборот по сравнению с 1861 годом увеличился почти в 48 раз. Железнодорожники стали самым крупным отрядом постоянных рабочих в Дагестанской области, причем наиболее образованным и социально активным. В 1903 году рабочих и служащих дагестанского отрезка Владикавказской железной дороги вместе с членами их семей было 13 тысяч 667 человек, а в 1917-м – около 16 тысяч. Одних только мастеровых и чернорабочих мастерских при депо Петровска и Дербента насчитывалось в 1905 году 420 человек. Под влиянием выступлений рабочих поднимались крестьянство, демократически настроенная интеллигенция, революционная часть солдат. По железной дороге из промышленных и административных центров страны доставлялись в Дагестан политические агитаторы и организаторы, революционная литература, деньги и оружие для революционных целей.
В 1915 году железнодорожная линия соединила Порт-Петровск с Темир-Хан-Шурой (ныне Буйнакск), тогдашней столицей Дагестана. Всего в пределах Дагестанской области было построено 10 станций: Чир-Юрт, Темиргое, Петровск-Кавказский, Порт-Петровск, Манас, Бойнак, Каякент, Мамед-Кала, Дербент, Белиджи, 14 разъездов, несколько десятков мостов, возведено 53 здания.
В марте 1920 года деникинцы, отступая из города, перед погрузкой на корабли подожгли порт и складские помещения. Пламя подступало к железнодорожной станции, на которой стояли эшелоны, из них были 22 вагона со взрывчатыми веществами. Благодаря самоотверженности машиниста Магомеда Хутинаева и его товарищей, сумевших сквозь пламя подогнать паровоз к вагонам и, сцепив их, двинуть состав в сторону Манаса, город Петровск был спасен от неминуемой страшной катастрофы.
В Великую Отечественную войну движение поездов на железных дорогах страны, в том числе и в Дагестане, было переведено на особый воинский график, который предусматривал «быстрейшее продвижение в первую очередь воинских эшелонов и особенно грузов, связанных с мобилизационными перевозками». В тот период по дагестанскому участку проходили сотни поездов в день, что требовало неимоверного напряжения и слаженности всех служб железной дороги. С завершением Великой Отечественной войны весь многонациональный советский народ приступил к ликвидации ее разрушительных последствий и новому строительству.
Строительство крупных промышленных предприятий, развитие сети шоссейных дорог, связавших внутренние районы Дагестана между собой и с другими регионами России, связано с развитием железнодорожного хозяйства в республике. В районах, прилегающих к железнодорожным линиям, получили развитие посевы зерновых культур, овощей, сенокошение, виноградарство и виноделие. Значительный толчок в своем развитии получила рыбная промышленность.
Глава Дагестана Сергей Меликов, говоря о значении железной дороги для республики, именно с развитием этого комплекса увязал превращение Петровска из провинциального городка в культурный и промышленный центр. По его словам, на сегодняшний день развитие железнодорожного сообщения сможет придать дополнительный импульс региональной экономике и повысить благосостояние, качество жизни дагестанцев.
По словам руководителя Махачкалинского территориального управления Северо-Кавказской железной дороги Захара Адамова, по новому — заместителя начальника Северо-Кавказской железной дороги по региону, зона его ответственности распространяется на территорию двух республик – Дагестана и Калмыкии. Общая протяженность путей общего пользования на данном участке этого структурного подразделения РЖД составляет 1227,5 км.
За последнее время существенно изменилась структура управления в свете реформ, проводимых РЖД. Образовались дирекции инфраструктуры, трансэнерго, тепловодоснабжения и другие, которым подчинены все предприятия, находящиеся в рамках Махачкалинского территориального управления. Также значительно изменились условия для пассажиров. Обновлён подвижной состав – получены 47 относительно новых современных вагонов. Очень большое внимание уделяется транспортной безопасности. Одним из приоритетных направлений остается развитие пригородных перевозок. Северо-Кавказская магистраль играет большую роль в экономике Дагестана, а весь комплекс Махачкалинского отделения СКЖД представляет собой достойный результат развития сети железных дорог в стране.