X
07:54 02.08.2024

Дорога жизни и развития

В топку машинного отделения тепловоза бросали дрова или уголь люди, которых изначально называли словом «шофер». В переводе с французского языка это слово означает «кочегар, истопник».

Президент Владимир Путин в честь Дня железнодорожника России в одном из своих поздравлений отметил: «В отечественном железнодорожном комплексе всегда работали специалисты высочайшей квалификации – настоящие профессионалы, хорошо знающие и любящие свое дело. Вы по праву можете гордиться славными страницами истории отрасли, её достижениями и успехами».

День железнодорожника был установлен в 1896 году приказом министра путей сообщения Российской империи князя Михаила Хилкова – строителя Китайско-Восточной железной дороги и Транссибирской магистрали. Этот старейший профессиональный праздник совпадает с днем рождения императора Николая I, который считается основателем железнодорожного дела в России.

Согласно данным сайта ОАО «РЖД», сегодня общая длина железных дорог в России составляет около 90 тысяч километров, а по общей протяженности железнодорожных путей Россия занимает 3-е место, уступая только США и Китаю. Самой длинной в мире является Транссибирская магистраль. Ее протяженность от Москвы до Находки на Дальнем востоке составляет 9438 километров. Поезда нашей страны ежегодно в среднем перевозят 1,3 млрд пассажиров и сотни тысяч тонн грузов. На Российскую железнодорожную сеть приходится более 20 % грузового и 10 % пассажирского оборота всех железных дорог мира. В этой сфере трудятся около 700 тысяч работников. От Российских железных дорог напрямую зависит состояние экономики.

В Дагестане появление железной дороги было обусловлено необходимостью строительства морского порта в городе Порт-Петровске (ныне Махачкала). В 1861 году для возведения морского порта необходимо было транспортировать из карьера Петровской горки к морю огромные каменные глыбы до 15 тонн весом. Делать это было возможно только по железным рельсовым путям. Путь на Дербент и Баку первоначально намечалось проложить у самого подножия Тарки-Тау, однако было решено это делать вдоль берега моря. Депо и мастерские были построены здесь же неподалеку. В 1896 году на станции Порт-Петровск открылось каменное здание железнодорожного вокзала, прослужившее до начала 1970-х годов. Недаром железнодорожный комплекс столицы Дагестана и морской порт, два стратегических объекта, находятся в непосредственной близости друг к другу.

Со строительством железной дороги сильно возросло и значение Петровска как транспортного узла. К 1903 году его полный грузооборот по сравнению с 1861 годом увеличился почти в 48 раз. Железнодорожники стали самым крупным отрядом постоянных рабочих в Дагестанской области, причем наиболее образованным и социально активным. В 1903 году рабочих и служащих дагестанского отрезка Владикавказской железной дороги вместе с членами их семей было 13 тысяч 667 человек, а в 1917-м – около 16 тысяч. Одних только мастеровых и чернорабочих мастерских при депо Петровска и Дербента насчитывалось в 1905 году 420 человек. Под влиянием выступлений рабочих поднимались крестьянство, демократически настроенная интеллигенция, революционная часть солдат. По железной дороге из промышленных и административных центров страны доставлялись в Дагестан политические агитаторы и организаторы, революционная литература, деньги и оружие для революционных целей.

В 1915 году железнодорожная линия соединила Порт-Петровск с Темир-Хан-Шурой (ныне Буйнакск), тогдашней столицей Дагестана. Всего в пределах Дагестанской области было построено 10 станций: Чир-Юрт, Темиргое, Петровск-Кавказский, Порт-Петровск, Манас, Бойнак, Каякент, Мамед-Кала, Дербент, Белиджи, 14 разъездов, несколько десятков мостов, возведено 53 здания.

В марте 1920 года деникинцы, отступая из города, перед погрузкой на корабли подожгли порт и складские помещения. Пламя подступало к железнодорожной станции, на которой стояли эшелоны, из них были 22 вагона со взрывчатыми веществами. Благодаря самоотверженности машиниста Магомеда Хутинаева и его товарищей, сумевших сквозь пламя подогнать паровоз к вагонам и, сцепив их, двинуть состав в сторону Манаса, город Петровск был спасен от неминуемой страшной катастрофы.

В Великую Отечественную войну движение поездов на железных дорогах страны, в том числе и в Дагестане, было переведено на особый воинский график, который предусматривал «быстрейшее продвижение в первую очередь воинских эшелонов и особенно грузов, связанных с мобилизационными перевозками». В тот период по дагестанскому участку проходили сотни поездов в день, что требовало неимоверного напряжения и слаженности всех служб железной дороги. С завершением Великой Отечественной войны весь многонациональный советский народ приступил к ликвидации ее разрушительных последствий и новому строительству.

Строительство крупных промышленных предприятий, развитие сети шоссейных дорог, связавших внутренние районы Дагестана между собой и с другими регионами России, связано с развитием железнодорожного хозяйства в республике. В районах, прилегающих к железнодорожным линиям, получили развитие посевы зерновых культур, овощей, сенокошение, виноградарство и виноделие. Значительный толчок в своем развитии получила рыбная промышленность.

Глава Дагестана Сергей Меликов, говоря о значении железной дороги для республики, именно с развитием этого комплекса увязал превращение Петровска из провинциального городка в культурный и промышленный центр. По его словам, на сегодняшний день развитие железнодорожного сообщения сможет придать дополнительный импульс региональной экономике и повысить благосостояние, качество жизни дагестанцев.

По словам руководителя Махачкалинского территориального управления Северо-Кавказской железной дороги Захара Адамова, по новому — заместителя начальника Северо-Кавказской железной дороги по региону, зона его ответственности распространяется на территорию двух республик – Дагестана и Калмыкии. Общая протяженность путей общего пользования на данном участке этого структурного подразделения РЖД составляет 1227,5 км.

За последнее время существенно изменилась структура управления в свете реформ, проводимых РЖД. Образовались дирекции инфраструктуры, трансэнерго, тепловодоснабжения и другие, которым подчинены все предприятия, находящиеся в рамках Махачкалинского территориального управления. Также значительно изменились условия для пассажиров. Обновлён подвижной состав – получены 47 относительно новых современных вагонов. Очень большое внимание уделяется транспортной безопасности. Одним из приоритетных направлений остается развитие пригородных перевозок. Северо-Кавказская магистраль играет большую роль в экономике Дагестана, а весь комплекс Махачкалинского отделения СКЖД представляет собой достойный результат развития сети железных дорог в стране.

Похожие

Утверждаем свои позиции

20
Дагестан активно меняет свою транспортную инфраструктуру, становясь ключевым узлом на...

Аул одной профессии

2
Как неудивительно, но в дагестанских горах на высоте более 2000 м над уровнем моря есть аул...

Локомотив отрасли

28
Железная дорога – это жизненно важная артерия, надежное средство перемещения больших масс...

История Махачкалы началась с железной дороги

289
Важность и роль железной дороги в развитии...

Дорога – судьба моя

81
В первое воскресенье августа в России отмечается День железнодорожника. Управлять составом...

Какие они – дагестанские электрички?

476
Пожалуй, в Махачкале наберется не так много людей,...

От Армавира до Араблинки

116
В эпоху современных технологий многое стало восприниматься не так, как раньше. С тех пор, как...

Следующая станция – музей

226
«Па, посмотри, какой поезд! – тычет дочурка пальчиком в макет. – А почему он такой маленький,...

Железные преимущества железной дороги

54
Врио Главы Дагестана Владимир Васильев совместно с...

Статьи из «Общество»

Гвардии ефрейтор Галина Белялова

11
Свой 101-й день рождения ветеран Великой Отечественной...

Здесь началась Победа

4
В истории Великой Отечественной войны Сталинградская битва занимает особое место. Она...

Проверок бояться не надо

5
Президент в Послании Федеральному Собранию предложил отменить с 2025 года мораторий на...

Полёт нормальный. Дагестанским профсоюзам — 105 лет

7
Профсоюз. Кому-то это слово знакомо с детства, кто-то, кто моложе, с недоверчивым прищуром...

Доступная среда: жизнеобеспечение и комфорт

10
Известно, что степень развитости общества...

Суть ДОСААФ – Родину защищать

23
Это оборонное общество в разные годы носило разные названия: ОСОАВИАХИМ, ДОСААФ, РОСТО, но сохранило суть – Родину защищать. И...

На развитие туризма

7
В 2025–2027 годах из федерального бюджета будет направлено 15 млрд рублей на поддержку инвестиционных проектов по созданию модульных средств размещения туристов,...

С доблестью и отвагой – к победе

4
На площадке Дагестанского государственного университета состоялся молодёжный форум «Власть и общество: доблесть – отвага –...

«Ферритовая» память горцев

39
Мне посчастливилось быть свидетелем невиданного за всю историю нашей республики прорыва в...

Повторно не накажут

13
Конституционный суд РФ запретил наложение на одного водителя двух разных видов наказаний за...